Детский кризис: причины

Детский кризис: причины
 1 минута
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Обычно слово «возрастной кризис» ассоциируется у нас с нелегкой взрослой жизнью.

Но, оказывается, он бывает и у детей. И главное, что нужно для себя уяснить, – после любого пика наступает период спокойного и стабильного развития. До следующего раза. А кто обещал, что будет легко? Впрочем, не так уж страшен кризис, как его малюют, если вы будете четко представлять, что и почему происходит с вашим ребенком.

В каком возрасте наступает детский кризис?

Традиционно принято выделять кризис одного года, трех и семи лет. Что касается знаменитого подросткового кризиса, то возраст для него определить достаточно трудно – каждый ребенок развивается по своему пути. Поскольку подростковый возраст весь целиком, за редкими исключениями, нестабилен, то признаки кризиса могут возникать в разное время, начиная с десяти-одиннадцати лет.

Симптомы детского кризиса

Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения – могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребенок отвечает себе в критический период – вопрос «кто я?». Второй вопрос любого кризиса «Что могу?». Способности, умения и возможности детей возрастают непрерывно. С каждым днем ваше чадо становится все более самостоятельным. Но ответьте себе честно – готовы ли вы к такой возрастающей самостоятельности?

Почему детское непослушание - это хорошо?

Например, папе и маме кажется, что малыш совсем еще кроха, ему только одиннадцать месяцев, ходить еще рано, пусть ползает в манеже. А малыш плачет, ему хочется отправиться изучать все в доме, он начинает делать шажки, хнычет и требует, чтобы кто-то всегда был рядом, помог, поддержал. Или трехлетнему ребенку хочется самому, без мамы и бабушки решить, когда ему пора одеваться, а когда – гулять. Мы, взрослые, считаем, что малыш еще слишком мал, чтобы принимать решения, настаиваем на своем и получаем в ответ упрямство, капризы, слезы… И недоумеваем: «Что это с ним происходит? Только вчера был послушным и спокойным ребенком?».

Но так ли замечательно быть послушным? Всегда слепо и буквально выполнять «рекомендации» и «советы», которые сыплются на тебя со всех сторон: от бабушки и мамы, потом от воспитательницы, учителей, друзей, мужа или жены, соседа или начальника? Правда, вам не хотелось бы, чтобы ребенок пошел по этому пути? А это означает, что придется смириться с непослушанием, с тем, что ребенок учится высказываться и делать по-другому, по-своему, не так, как вы объясняли и просили.

Теперь вы знаете, что ваш малыш «упражняется» в новом поведении, и такое поведение совершенно необходимо ему для дальнейшего роста и развития.

По материалам книги О.Шелопухо «Популярная психология для родителей. Какой у вас ребенок?», СПб.-М., 2006

Источники

  • Broesch T., Carolan PL., Cebioğlu S., von Rueden C., Boyette A., Moya C., Hewlett B., Kline MA. Opportunities for Interaction : Natural Observations of Children's Social Behavior in Five Societies. // Hum Nat - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33881735
  • Zhao Q., Hu Z., Kocak M., Liu J., Fowke JH., Han JC., Kakhniashvili D., Lewinn KZ., Bush NR., Mason WA., Tylavsky FA. Associations of prenatal metabolomics profiles with early childhood growth trajectories and obesity risk in African Americans: the CANDLE study. // Int J Obes (Lond) - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33824402
  • Goldberg-Murow M., Steiner Z., Lakovsky Y., Dlugy E., Baazov A., Freud E., Samuk I. Blunt High-Grade Pancreatic Injury in Children: A 20-Year Experience in Two Pediatric Surgical Centers. // Isr Med Assoc J - 2021 - Vol23 - N3 - p.180-185; PMID:33734632
  • Maximino LP., Marcelino FC., Cavalheiro MG., Abramides DVM., Caldana ML., Corrêa CC., Lauris JRP., Feniman MR. Auditory and language skills in children with cleft lip and palate. // Acta Otorrinolaringol Esp - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33610285
  • Khulu C., Ramroop S. Key Determinants of Anemia among Youngsters under Five Years in Senegal, Malawi, and Angola. // Int J Environ Res Public Health - 2020 - Vol17 - N22 - p.; PMID:33217900
  • Clarke S. Using Technology to Seek the Vulnerable and Marginalized Child's Voice in Hospital: Co-working with a 'Child Research Advisory Group' (CRAG). // Compr Child Adolesc Nurs - 2020 - Vol - NNULL - p.1-10; PMID:33104392
  • Biddeci G., Donà D., Geranio G., Spadini S., Petris MG., Pillon M., Biffi A., Putti MC. Systemic Fusariosis: A Rare Complication in Children with Acute Lymphoblastic Leukemia. // J Fungi (Basel) - 2020 - Vol6 - N4 - p.; PMID:33050258
  • Lawes JC., Rijksen EJT., Brander RW., Franklin RC., Daw S. Dying to help: Fatal bystander rescues in Australian coastal environments. // PLoS One - 2020 - Vol15 - N9 - p.e0238317; PMID:32936817
  • Yu J., Ghassabian A., Chen Z., Goldstein RB., Hornig M., Buka SL., Goldstein JM., Gilman SE. Maternal Immune activity during pregnancy and socioeconomic disparities in children's self-regulation. // Brain Behav Immun - 2020 - Vol90 - NNULL - p.346-352; PMID:32919039
  • Anselma M., Chinapaw MJM., Kornet-van der Aa DA., Altenburg TM. Effectiveness and promising behavior change techniques of interventions targeting energy balance related behaviors in children from lower socioeconomic environments: A systematic review. // PLoS One - 2020 - Vol15 - N9 - p.e0237969; PMID:32870928
Дипломы и сертификаты