По крайней мере, так считает большинство родителей, причем, по диаметрально противоположным причинам. Одним родителям важно, чтобы ребенок не болтался после уроков где попало, пока сами они заняты на работе. Пусть, дескать, будет при деле, а уж чем он там занимается – по большому счету несущественно. Другие – готовы жизнь положить на то, чтобы вырастить из своего чада олимпийского чемпиона или лауреата международных музыкальных конкурсов. А лучше всего и чемпиона, и лауреата одновременно. Только почему-то уставшее до последнего предела дитя в какой-то момент устраивает бунт на корабле, и в результате все усилия пропадают втуне. Как же найти золотую середину? Ответ один – искать и пробовать. Прежде всего, посоветоваться с самим ребенком – чего ему хочется, к чему лежит его душа. Сходить с ним на день открытых дверей в дом детского творчества, чтобы он лучше представлял себе, чем и как можно еще в жизни заниматься. Следующая ваша задача – смириться с его выбором, который подчас не будет иметь ничего общего с тем, что планировали вы. А после этого – оглядеться вокруг, вполне возможно, что самый интересный кружок или секция находится совсем недалеко от вас.
Где искать?
Для начала – в своей собственной или соседней школе. В этом случае вы и ваш ребенок существенно сможете сэкономить силы на дороге. При школах бывают спортивные секции, фольклорные, вокальные, театральные студии, кружки по школьным предметам (математике, физике, литературе, иностранному языку) и пр. Если же по каким-то причинам школьные кружки вам не подошли, есть и другой путь – «специализированные» студии (танцевально-спортивные клубы, школы скорочтения, станции юных техников, клубы икебаны, курсы иностранных языков и пр.) и «многопрофильные» дома детского и юношеского творчества (в нашем детстве они назывались домами пионеров). Дорога в студию не должна занимать больше времени, чем само занятие, иначе за время дороги ребенок устанет так, что занятие потеряет для него всякий смысл. «Джентльменский» набор в таких заведениях практически везде одинаков: иностранные языки, художественное творчество, рукоделие (особенно популярно вышивание, плетение из бисера, макраме, мягкая игрушка), музыка (хор), хореография, гимнастика, изучение окружающего мира, шахматы, фото, техническое творчество (авиа-, судо- моделирование, радиотехнические лаборатории и пр.). Иногда, в зависимости от региона, детям преподаются и народные промыслы. Особый спрос появился сейчас на обучение компьютерной грамотности, основам программирования (на этом направлении специализируется, например, детско-юношеский центр «Отрадное»). А в Московском городском дворце творчества детей и юношества есть клуб юных моряков, школа по стрелковому спорту, центр социальных профессий для старшеклассников (школа экономики и предпринимательства, школа будущих психологов и др.), клуб «Юный десантник», секция восточных единоборств, автошкола и даже свой Пресс-центр, где изучают журналистику, дипломатию, страноведение.
Что почем?
Что меня приятно удивило, в муниципальных учреждениях многие занятия проводятся совершенно бесплатно. В числе таких занятий – художественное творчество (рисунок, живопись, скульптура, керамика, батик, народная роспись, оригами, бисероплетение), музыка, шахматы. Есть, разумеется, и платные занятия. Расценки разные, в зависимости от формы организаций (частные и государственные), и от «потребительского спроса». Наиболее «затратные» занятия – языковые и танцевально-музыкальные. В этом случае, помимо оплаты самих занятий приходится тратиться на учебные пособия или костюмы. В некоторых местах педагог раз в год собирает с каждого ученика определенную сумму – на приобретение необходимых материалов, в то время как сами занятия – бесплатные. Говорят, что самый полезный для здоровья вид спорта – плаванье. Если вы решили подыскать для ребенка бассейн, имейте в виду – одно занятие стоит от 80 до 250 рублей. Во всех бассейнах действует система скидок, так что если покупать абонемент, получится дешевле. Модный и очень популярный вид спорта у современных детей и взрослых – верховая езда. Обычно туда берут детей начиная с одиннадцати-двенадцати лет. Одно занятие на конно-спортивных базах стоит от двухсот до трехсот пятидесяти рублей в час. Имейте в виду – в выходные дни занятия, как правило, дороже. А в конно-спортивном клубе «Битца» есть еще пони-клуб, куда принимают детей начиная с семи лет. Однако, на каком бы кружке вы ни остановили свой выбор, внимательно следите за реакцией ребенка после занятий. Если он приходит оттуда воодушевленный и с нетерпением ждет следующего занятия, вы – на верном пути. Если же это оказалось «типичное не то», то лучше продолжить поиски, чем заниматься неинтересным делом. Не бойтесь экспериментов и нестандартных решений!
Инесса Смык, по материалам журнала «Домашний очаг»
Источники
- Saito M., Kikuchi Y., Lefor AK., Hoshina M. Mental health in Japanese children during school closures due to the COVID-19. // Pediatr Int - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33792099
- Bach M., Shenoi S., Winger K., Hendriksz T. Healthier together: a pilot study on the implementation of a novel family centered pediatric obesity prevention program. // J Osteopath Med - 2021 - Vol121 - N5 - p.513-520; PMID:33752273
- Moura P., Moreno JI., López López G., Alvarez-Campana M. IoT Platform for Energy Sustainability in University Campuses. // Sensors (Basel) - 2021 - Vol21 - N2 - p.; PMID:33430244
- Willis GA., Mayfield HJ., Kearns T., Naseri T., Thomsen R., Gass K., Sheridan S., Graves PM., Lau CL. A community survey of coverage and adverse events following country-wide triple-drug mass drug administration for lymphatic filariasis elimination, Samoa 2018. // PLoS Negl Trop Dis - 2020 - Vol14 - N11 - p.e0008854; PMID:33253148
- Bogiatzopoulou A., Mayberry H., Hawcutt DB., Whittaker E., Munro A., Roland D., Simba J., Gale C., Felsenstein S., Abrams E., Jones CB., Lewins I., Rodriguez-Martinez CR., Fernandes RM., Stilwell PA., Swann O., Bhopal S., Sinha I., Harwood R. COVID-19 in children: what did we learn from the first wave? // Paediatr Child Health (Oxford) - 2020 - Vol30 - N12 - p.438-443; PMID:32983255
- Elleuch S., Sellami R., Hentati S., Masmoudi R., Hentati S., Feki I., Masmoudi J. [Temperament and alcoholic behavior in medical students]. // Encephale - 2021 - Vol47 - N2 - p.107-113; PMID:32921497
- Lamb S., Chow C., Lindsley J., Stevenson A., Roussel D., Shaffer K., Samuelson W. Learning from failure: how eliminating required attendance sparked the beginning of a medical school transformation. // Perspect Med Educ - 2020 - Vol9 - N5 - p.314-317; PMID:32804346
- Youngblut JM., Brooten D. What Children Wished They Had/Had Not Done and Their Coping in the First Thirteen Months after Their Sibling's Neonatal/Pediatric Intensive Care Unit/Emergency Department Death. // J Palliat Med - 2021 - Vol24 - N2 - p.226-232; PMID:32640860
- Zaro C., Jeon H., Harstad E., Conrad C., Solomon D., Augustyn M. Questioning a Previous Autism Spectrum Disorder Diagnosis: Can You "Lose" the Diagnosis? // J Dev Behav Pediatr - 2020 - Vol41 - N4 - p.332-333; PMID:32251043
- Fretian A., Bollweg TM., Okan O., Pinheiro P., Bauer U. Exploring Associated Factors of Subjective Health Literacy in School-Aged Children. // Int J Environ Res Public Health - 2020 - Vol17 - N5 - p.; PMID:32155711