Как рождается любовь

Как рождается любовь
  • Врачи
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Есть вещи, о которых почти ничего не говорится в большинстве книг по уходу за младенцем. Это взгляд, улыбка, настроение, ощущение незримой связи между вами и вашим малышом...

Не менее, а, может быть, и более важно для него сейчас – быть уверенным в том, что его любят, и самому научиться любить. Да полноте, скажет скептический читатель, может ли такая кроха любить? Еще Анна Фрейд, дочь того самого психоаналитика Зигмунда Фрейда, писала, что"младенец не "любит" мать в собственном смысле этого слова, а лишь нуждается в ней".

Однако почему же в таком случае он столь по-разному «нуждается» в разных людях? Почему он явно предпочитает тех, кто не просто ухаживает за ним, а вступает в активное эмоциональное взаимодействие – привлекает внимание, ласково разговаривает, улыбается, играет? Как и когда возникает у маленького человека чувство привязанности и любви? Об этом наш сегодняшний разговор.

Ребята и зверята

Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.

Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней. Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи.

А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян. Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом. Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление.

Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями. Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой. Результаты оказались весьма впечатляющими. Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е. к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью. Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви».

А что же человеческие детеныши?

Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени. У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой.

Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды. Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий. Значит, развитие привязанности – это система взаимодействий мамы и ребенка. Как развивается эта система на первом году жизни?

Эксперимент с каменным лицом – чего мы ждем друг от друга

В лаборатории психолога собралось несколько мам (или пап) со своими трехмесячными детьми. Сначала родителей попросили поиграть со своими детьми так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других – более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.

В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, «каменное» выражение. У младенца это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Однако родитель во время этих попыток продолжал сохранять каменное выражение лица. Через несколько минут поведение малышей стало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Некоторые дети реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький непрерывный плач. Ведь мама, хоть и оставалась рядом, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной. В конце эксперимента родитель возобновлял обычную игру с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.

О чем говорит этот эксперимент?

Трехмесячный младенец настроен на взаимодействие, ему обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок – в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии, и с ее лица не сходит «каменное», безучастное выражение («депрессивная маска»), малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Между прочим, установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.

Чего боится младенец?

В педиатрии и психологии есть понятие «тревога семимесячных детей». В этом возрасте с малышами происходит интересная перемена. Если до 6-8 месяцев они всем подряд улыбались, были приветливы и открыты, то отныне неожиданно становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей.

Вот, например, впечатления Лены, мамы шестимесячной Анюты:

"Врач порекомендовал сделать дочке курс массажа. Оказалось, что это гораздо сложнее, чем в три месяца! Пока Аня у меня на руках, она еще милостиво соглашается «поздороваться» с тетей, но начинает вопить, как только та берет ее на руки. Аня ни за что не хочет оставаться с массажисткой одна. Дочку никто не пугал, и мы с ней надолго никогда не разлучались. Да и к моим подругам и даже к бабушке с дедушкой Анюта стала относиться очень настороженно. А те обижаются, дескать, не любит нас внучка... "

Между тем, это совершенно нормальное явление, оно свидетельствует о новой способности малыша – отныне он отличает знакомые явления от незнакомых. Ребенок начинает осознавать: присутствие близкого взрослого означает безопасность. Отсюда – тревога и страх, когда мама уходит.

С мамой – на одной волне

Вот еще один интересный эксперимент, на этот раз – с девятимесячными малышами. Вместе с мамами они должны были впервые встретиться с незнакомым человеком. Взрослые, как обычно, обменивались приветствиями при встрече. Некоторым мамам было дано задание – произнести традиционное приветствие «День добрый!» встревоженно (нахмурив брови, широко раскрыв глаза и всем своим видом выражая беспокойство). Другие мамы должны были произнести те же слова «День добрый!», но с улыбкой на лице и с доброжелательной интонацией. Как и предполагалось, младенцы точно считывали сигналы своих матерей. Дети, матери которых демонстрировали радость, вели себя с незнакомцем более уверенно, чаще улыбались и реже плакали, когда незнакомец брал их на руки.

Итак, вашему малышу совершенно недостаточно только есть и спать. Он способен тонко чувствовать, он может и хочет научиться любить! Его сегодняшние эмоции и впечатления определят ваши взаимоотношения на всю жизнь. И ваша задача – поддержать кроху своей любовью, дать ему уверенность в собственных силах, подарить ощущение свободы и безопасности, сделать ваше взаимное общение увлекательным и радостным. Что для этого нужно?

Кормите малыша грудью!

Грудное вскармливание дает маме и малышу уникальный опыт любви и доверия, который сохраняется на всю жизнь. Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, для того, чтобы кормить ребенка грудью. Пусть возможность приложиться к маминой груди будет у малыша в любой момент, а не тогда, когда «пришло время». Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что сосание материнской груди не только утоляет голод, но и дает ощущение покоя, безопасности и даже помогает справиться с болью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. С какой благодарностью и восторгом смотрит сосущий младенец на маму, и сколько нежности и ласки дарит она ему в этот момент!

Общайтесь с малышом!

Почаще обращайтесь к нему по имени, говорите о том, какой он хороший, красивый, любимый. Можно петь, можно комментировать то, что происходит вокруг вас. Постарайтесь понять, что именно заинтересовало вашего ребенка, на что он устремил взгляд – на картину, висящую на стене, или на собачку, что пробежала мимо вас, или, может быть, на собственные крохотные пальчики. Обязательно расскажите ему об этом. Комментируйте свои действия: сейчас мы переоденем тебе памперс, а сейчас – наденем штанишки. Так, на правую ножку надели, теперь на левую. А теперь наденем красные носочки и т.д.

Возможно, поначалу вам будет трудно говорить «в пустоту», и, казалось бы, не слышать никакого ответа на ваши речи. Однако, сделав паузу, присмотритесь к малышу. В какой-то момент он обязательно попытается вам ответить – улыбкой ли, лепетом или активными телодвижениями. Ваша задача – научиться «расшифровывать» эти послания. Вы заметите, что с какими-то вашими предложениями кроха будет соглашаться, а на какие-то – отвечать решительным отказом.

С любимыми – не расставайтесь

С самого начала постарайтесь не разлучаться с малышом. Сразу после рождения ему жизненно необходимо почувствовать ваше тепло, услышать знакомый стук маминого сердца. Дайте ему такую возможность! Очень важно, чтобы среда, в которую попадает новорожденный младенец, была наполнена знакомыми звуками родительских голосов, вкусом молозива, похожего на вкус околоплодных вод.

Да, материнство требует постоянного эмоционального и физического напряжения, от которого порой хочется отдохнуть. Конечно, иногда можно оставить малыша с папой, бабушкой или няней и вдохнуть забытый глоток свободы, погулять по магазинам, посидеть с подругой в кафе, сходить на выставку. И все-таки постарайтесь не расставаться с малышом надолго, по крайней мере, в первый год. И уж тем более не стоит отдавать малыша в ясли в первые два года жизни.

В некоторых израильских кибуцах (что-то вроде наших колхозов) принята система разделения семьи: там матери и грудные дети зачастую ночуют отдельно друг от друга. Согласно проведенным исследованиям, среди тех младенцев, которые спали в общественных «домах для детей», взаимная привязанность с матерью устанавливалась лишь в 48% случаев.

Как видите, научить ребенка любить так просто и одновременно так сложно... Сейчас вас связывает некая, если так можно выразиться, духовная пуповина. Пусть она станет для вашего малыша не тяжелой цепью, а надежным причалом, дающим ему ощущение безопасности, радости и спокойствия.

Инесса Смык

По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»

Источники

  • Lanska DJ. In memoriam: Henry Szczȩsny Schutta, MD (1928-2020). // J Hist Neurosci - 2021 - Vol30 - N2 - p.185-206; PMID:33818312
  • Adlhoch C., Mook P., Lamb F., Ferland L., Melidou A., Amato-Gauci AJ., Pebody R., Abovyan R., Sargsyan S., Redlberger-Fritz M., Karaban I., Shmialiova N., Bossuyt N., Thomas I., Rodić-Vukmir N., Dedeić-Ljubović A., Petrović G., Tabain I., Pieridou D., Karagiannis C., Jirincova H., Kyncl J., Vestergaard LS., Trebbien R., Sadikova O., Dotsenko L., Ikonen N., Lyytikäinen O., Enouf V., Jung YJ., Buda S., Dürrwald R., Gioula G., Kossyvakis T., Molnár Z., Rózsa M., Aspelund G., Löve A., Domegan L., Dunford L., Kaufman Z., Mandelboim M., Bella A., Puzelli S., Nazym T., Aidar U., Nikiforova R., Pakarna G., Gargasiene G., Muralytė S., Mossong J., Abdelrahman T., Melillo JM., Melillo T., Druc A., Apostol M., Meijer A., Fouchier RAM., Golubinka B., Kochinski D., Paulsen TH., Hungnes O., Guiomar R., Rodrigues AP., Popescu R., Popovici O., Sominina A., Danilenko D., Dimitrijevic D., Sočan M., Prosenc K., Sanchez FP., Delgado-Sanz C., Byström E., Carnahan A., Gonçalves AR., Born R., Avci E., Altas AB., Demchyshyna I., Dykhanovska T., Sinnathamby M., Lopez Bernal J. Very little influenza in the WHO European Region during the 2020/21 season, weeks 40 2020 to 8 2021. // Euro Surveill - 2021 - Vol26 - N11 - p.; PMID:33739256
  • Wildsmith JAW., Archer WH., Wells H. W Harry Archer's collection of Horace Wells letters are still available. A commentary on a new publication. // J Anesth Hist - 2020 - Vol6 - N4 - p.5-7; PMID:33674030
  • Sellier E., Goldsmith S., McIntyre S., Perra O., Rackauskaite G., Badawi N., Fares A., Smithers-Sheedy H., Ego A., Tronc C., Arnaud C., Delobel M., Mc Manus V., Lyons A., Perra O., McConnel K., Himmelmann K., Pahlman M., Hensey O., Dowding V., Kurinczuk J., Rackauskaite G., Laursen B., Torrioli MG., Marcelli M., Andersen GL., Julsen Hollung S., Bottos M., Gaffney G., de la Cruz J., Pallas C., Neubauer D., Radsel A., Virella D., Folha T., Greitane A., Hollody K., Csabi G., Dakovic I., Sigurðardóttir S., Einarsson I., Haberlandt E., Ortibus E., Franki I., Mejaski-Bosnjak V., Kuenzle C., Tscherter A., Attard S., Papavasilou A., Horridge K., Platt MJ., Krägeloh-Mann I., Horber V., Auld M., Badawi N., Blair E., Diviney L., Gibson C., Gibson N., Goldsmith S., Gration D., Hernandez J., Langdon K., Love S., Maloney E., Martin T., McIntyre S., Kay F., O'Grady G., Reddihough D., Reid S., Scott H., Smithers-Sheedy H., Watson L. Cerebral palsy in twins and higher multiple births: a Europe-Australia population-based study. // Dev Med Child Neurol - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33533028
  • López-Borbón D., Löve J., Juárez SP. Early pregnancy overweight/obesity and length of residence among immigrants in Sweden: a pooled analysis of Swedish population registers between 1992 and 2012. // Public Health Nutr - 2021 - Vol24 - N5 - p.796-801; PMID:33323145
  • Fair TM. Lessons on Older LGBTQ Individuals' Sexuality and Spirituality for Hospice and Palliative Care. // Am J Hosp Palliat Care - 2021 - Vol38 - N6 - p.590-595; PMID:33267626
  • von Wissmann B., Wastnedge E., Waters D., Gadama LA., Dube Q., Masesa C., Chodzaza E., Stock SJ., Reynolds RM., Norrie J., Makwakwa E., Freyne B., Campbell H., Norman JE., Wood R., Bamuya C., Banda E., Boardman J., Chipeta E., Crampin M., Burley SC., Kabamba JD., Grant E., Martin CH., Holloway A., Kawaza K., Kayambo D., Love C., Magowan B., Malata M., Masamba M., Mazanderani F., Gadama GM., Mkandawire C., Munthali P., Mwaba P., Namisengo S., Njelesani E., Nyondo-Mipando L., Pinnock H., Syacumpi M., Taulo F., Viner A. Informing prevention of stillbirth and preterm birth in Malawi: development of a minimum dataset for health facilities participating in the DIPLOMATIC collaboration. // BMJ Open - 2020 - Vol10 - N11 - p.e038859; PMID:33234630
  • Soto Martinez ME., Love JC., Crowder CM., Wiersema JM., Pinto DC., Derrick SM., Gao S., Fleischman JM., Greeley C., Donaruma-Kwoh M., Bachim A. The first step in an investigation of quantitative ultrasound as a technique for evaluating infant bone strength. // J Forensic Sci - 2021 - Vol66 - N2 - p.456-469; PMID:33112476
  • Todo F., Rizzi AT., Edward TR., Simon A., Radjack R., Ahovi J., Moro MR. [Do you like me French or Tamil?] // Soins Pediatr Pueric - 2020 - Vol41 - N315 - p.23-27; PMID:32951692
  • Ackerman S. Impossible Ethics. // J Am Psychoanal Assoc - 2020 - Vol68 - N4 - p.561-582; PMID:32927984
Дипломы и сертификаты