Какой родитель не хотел бы, чтобы его драгоценное чадо училось в хорошей школе? Но определение «хорошая школа» при этом многих ставит в тупик.
Что такое "хорошая школа"?
Для одних образцом будет «хорошая советская школа», в которой когда-то учились они сами (и ничего, нормальными людьми выросли!), так что теперь они хотят для своих детей примерно того же самого только за деньги. Увы, то же самое осталось в советском прошлом. И безвозвратно.
Для других хорошая школа – это та, где учатся дети «приличных людей», т.е. престижная. Такая школа непременно должна занимать в разнообразных рейтингах только первые места, находиться в самом современном здании, иметь имидж Крутой Школы. Видимо, в ней, по мнению родителей, и сосредоточены самые лучшие педагоги и самые высокие требования.
Третьи настаивают на том, что в джентльменский набор «Хорошей Школы» обязательно должны входить охрана, бассейн, углубленное изучение языка и второй иностранный язык. А еще чтобы была высокая «поступаемость», индивидуальный подход, психологический комфорт и при этом жесткая дисциплина.
Как вы догадываетесь, некоторые критерии полностью друг друга исключают. И посему не может быть хорошей школы вообще, хорошей для всех и каждого. Допустим, в школе принят демократический подход, учителей и учеников называют просто по именам, нет обычных школьных линеек, и все мероприятия проходят в неформальной дружественной обстановке. Это хорошо или плохо? Для «домашнего» ребенка, сжимающегося от резкого крика, - конечно, хорошо. Для другого, привыкшего к «железной» руке, подобная атмосфера, напротив, вредна – в ней ребенок расслабляется и перестает что-либо делать.
Как же найти школу, которая подойдет именно вашему ребенку?
Школьный маркетинг в теории
Для начала вам надо будет собрать самую разную информацию о школах – ближайших и не очень. Каналов для поиска информации множество: от справочников до соседей по лестничной клетке. Но имейте в виду, всякая информация, даже представленная в официальных источниках, нуждается в проверке. Например, в справочнике может быть написано, что школа сотрудничает с определенным вузом. Но в реальности оказывается, что отношения между школой и вузом – вещь непостоянная. «Сарафанное радио», естественно, может быть субъективным, ведь, как известно, каждый выбирает для себя, по своим собственным критериям и представлениям.
Существуют еще рейтинги школ. Разнообразные справочно-информационные журналы (например, «Образование и карьера», «Карьера», «Лучшие школы Москвы», «Элитные школы») ежегодно публикуют свои рейтинги школ. Казалось бы, яснее некуда – сразу видно, какая школа лучше всех. Но и тут есть свои подводные камни.
И дело даже не только в продажности мест (из-за этого многие интересные школы (и частные, и государственные) просто не принимают участия в рейтингах, экономя нервы и средства), а в том, что практически все рейтинги составляются исключительно по формальным критериям. Важную роль в них играет быт и техническая оснащенность, преподавательский состав оценивается по формальным признакам (ученые степени, публикации и пр.), и по таким же формальным признакам оценивается успеваемость учеников. Регалии отдельных учителей не гарантируют, что в школе будет команда учителей-единомышленников, а победы отдельных учеников на олимпиадах – что все ученики одержимы жаждой познания.
Что же нужно учесть при выборе школы?
- Специализация (языковая, физико-математическая, художественно-эстетическая, спортивная и пр.)
Казалось бы, все ясно – к чему у ребенка есть склонность, такую школу и следует предпочесть. Но имейте в виду, что столь популярные во все времена языковые спецшколы подходят не всем. У ребенка должна быть достаточно неплохо сформирована родная речь, произношение без логопедических проблем, хороший словарный запас.
- Количество учеников в классе
«Домашнему» ребенку, который никогда не ходил в детский сад, больше подойдет небольшой класс. Нередко родители выдвигают взаимоисключающие требования – хотят, чтобы в школе был принят индивидуальный подход, но при этом достаточно большие классы. Класс в 6-7 человек (а в частных школах это обычное дело) их пугает своей необычностью.
- Учебная нагрузка
В т.н. «сильных» школах нагрузка «хуже института». И это не преувеличение. По медицинским нормам на выполнение домашнего задания в начальной школе ученик должен тратить не больше часа. В престижных же, «сильных» школах первоклассники нередко корпят над домашними заданиями до одиннадцати часов вечера. И если абсолютно здоровый организм (пусть с большим трудом!), но все-таки справляется с такой нагрузкой, то для ослабленного ребенка она может стать катастрофой. «Сильная» школа категорически не подходит для часто болеющих детей, для тех, у кого есть хронические заболевания.
- Плата за обучение
Государственные школы считаются бесплатными. В реальности родители собирают на многочисленные «нужды класса» от 300 до 2000 рублей в месяц (иногда эта сумма официально назначается опекунским советом). Обучение в частной школе в среднем стоит около 500-700 долларов в месяц. Однако далеко не всегда высокая оплата в частной школе гарантирует качество обучения. Бывает, что недорогие частные школы дают гораздо лучший результат (в том числе и по сравнению с государственными).
- Место расположения и как вы будете до него добираться
Конечно, чем младше ребенок, тем важнее для него, чтобы школа была рядом с домом. Но если выбирать между плохой школой во дворе и хорошей через два квартала от него, то лучше выбрать ту, что подальше. Оцените, удобно ли будет вам и ребенку пользоваться транспортом, подземными и наземными переходами и пр.
Личное знакомство
Итак, в результате теоретического маркетинга вы выбрали несколько подходящих школ. Теперь вам предстоит лично познакомиться с ними. Сходите, оцените обстановку на месте. У директора и завуча обычно есть приемные часы, когда он отвечает на вопросы населения. Нелишне будет поговорить и с родителями детей, которые уже учатся в этой школе.
На что обратить внимание в школе?
Родители нередко первым делом выясняют, есть ли в школе (и если есть, то в каком состоянии) спортивные и компьютерные залы, лаборатории, игровые комнаты, бассейны. Однако порой в школе может не быть собственного бассейна, но она арендует помещение спорткомплекса и проводит занятия там. По качеству они будут ничуть не хуже.
А вот на территорию вокруг школы стоит посмотреть внимательно. Выяснить, например, не валяются ли на ней использованные шприцы.
И совершенно необходимо познакомиться с будущей учительницей вашего школьника. Ведь именно с ней ему придется проводить большую часть времени. Некоторые опытные родители считают, что для первоклассника лучше выбирать не столько школу, сколько учительницу. Следует учесть, например, такую вещь, как темперамент. Если у педагога быстрая речь, резкие движения, быстрый темп деятельности, то медлительному ребенку учиться у такого человека будет неимоверно тяжело. Конфликтные ситуации и постоянный цейтнот здесь просто неизбежны. Заметим, кстати, что и гиперактивному ребенку подобный наставник не подходит. Лучше всего, если первая учительница вашего малыша будет спокойной и уравновешенной.
Одним словом, ищите да обрящете. В одной маленькой статье мы все равно не сможем дать универсальных рецептов. Помните только – выбор школы – дело нелегкое, и от него зависит очень много. Прежде всего, в жизни вашего ребенка (ну и в вашей, понятное дело, тоже).
Инесса Смык
Благодарим за помощь в подготовке материала Илью Савчука, директора образовательного бюро «Солинг» (http://www.soling.su).
Источники
- El Mrabet H., Ait Moussa A. IoT-school guidance: A holistic approach to vocational self-awareness & career path. // Educ Inf Technol (Dordr) - 2021 - Vol - NNULL - p.1-18; PMID:33897270
- de Ridder MT., Schuller AA. [18 years old: choose wisely! Provision of information about changing health insurance status]. // Ned Tijdschr Tandheelkd - 2021 - Vol128 - N4 - p.203-210; PMID:33890935
- Makhata MM., Naidoo D., Gurayah T. Occupational choices of school-going adolescents: a study in the Pitseng Area, Leribe District, Lesotho. // Rural Remote Health - 2021 - Vol21 - N2 - p.6274; PMID:33887950
- Kouh M. A Capstone Course Where Students Present Contemporary Neuroscience Research to High School Students. // J Undergrad Neurosci Educ - 2020 - Vol19 - N1 - p.A89-A93; PMID:33880095
- Nalli C., Galli J., Lini D., Merlini A., Piantoni S., Lazzaroni MG., Bitsadze V., Khizroeva J., Zatti S., Andreoli L., Fazzi E., Franceschini F., Makatsariya A., Shoenfeld Y., Tincani A. The Influence of Treatment of Inflammatory Arthritis During Pregnancy on the Long-Term Children's Outcome. // Front Pharmacol - 2021 - Vol12 - NNULL - p.626258; PMID:33815108
- Raffa LH., Aljehani R., Alguydi H., Aljuhani MM. Saudi Children's Perception of Strabismus: A Hospital-Based Study. // Middle East Afr J Ophthalmol - 2021 - Vol27 - N4 - p.218-223; PMID:33814818
- Muntean A., Sarosi C., Sava S., Moldovan M., Condurache AI., Delean AG. Dental Sealant Composition-Retention Assessment in Young Permanent Molars. // Materials (Basel) - 2021 - Vol14 - N7 - p.; PMID:33801674
- Velours C., Aumont-Nicaise M., Uebel S., England P., Velazquez-Campoy A., Stroebel D., Bec G., Soule P., Quétard C., Ebel C., Roussel A., Charbonnier JB., Varela PF. Macromolecular interactions in vitro, comparing classical and novel approaches. // Eur Biophys J - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33792745
- Sheu L., Goglin S., Collins S., Cornett P., Clemons S., O'Sullivan PS. How Do Clinical Electives during the Clerkship Year Influence Career Exploration? A Qualitative Study. // Teach Learn Med - 2021 - Vol - NNULL - p.1-11; PMID:33792448
- Lagestad P., Ropo E., Bratbakk T. Boys' Experience of Physical Education When Their Gender Is in a Strong Minority. // Front Psychol - 2021 - Vol12 - NNULL - p.573528; PMID:33790820