Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика
 8 минут
  • Врачи
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Сегодня в нашем обществе отношение к вальдорфской педагогике неоднозначно.

Одни считают, что это религиозная секта, куда заманиваются чистые детские души, другие уверены, что вальдорфские сады предназначены исключительно для умственно отсталых детей, и мало кто реально представляет, чем же занимаются вальдорфские педагоги, и что из этой методики можно успешно применить дома.

Педагогика для всех

Для начала немного истории. Вальдорфской педагогике, не много не мало, восьмой десяток лет. Основал ее немецкий философ Рудольф Штайнер. В первой четверти двадцатого века он открыл школу для детей, родители которых работали на табачной фабрике Вальдорф Астория. Однако в его школу сразу же пришли ребятишки из самых разных социальных слоев. С самого начала педагогический метод Штайнера был ориентирован на личность ребенка, а не на его социальное происхождение.

Хотя Рудольф Штайнер был ученым-философом, его взгляды на воспитание детей были удивительно практичны. Именно он впервые в истории заявил, что детство – это уникальный период в развитии человека, к которому следует внимательно присматриваться, наблюдать, делать выводы. При этом в его педагогике нет специальных методических приемов, это жизнь с ребенком, наполненная особым смыслом.

Каковы сами, таковы и сани

Помните старую шутку: «Сынок, делай так, как я говорю, а не так, как я делаю»? Так вот, вальдорфская педагогика, как никакая другая, подчеркивает, что детей мы воспитываем именно своими действиями, а не словами. Рудольф Штайнер специально наблюдал за различными периодами человеческого развития и пришел к выводу, что первое семилетие жизни (период детства) – это возраст подражания.

Именно подражание является основной движущей силой для развития ребенка. Благодаря этому свойству малыш осваивает практически все самые необходимые навыки: прямохождение, речь, умение манипулировать различными предметами.

Известно, что если маленький ребенок попадает в звериную семью, он передвигается исключительно на четвереньках. И когда он впоследствии (после 7 лет) оказывается среди людей, ему удается освоить прямохождение, но такой способ передвижения уже никогда не будет для него естественным. Дети немых родителей, не слышащие обычной речи, тоже не могут заговорить, даже если с физиологией у них все в порядке. Они просто не знают, как это делается!

И в обычной семье маленькие дети с поразительной точностью перенимают родительские жесты, интонации, поворот корпуса, они впитывают это буквально с материнским молоком. Если мамины и папины вещи будут валяться на полу, то бесполезно требовать от ребенка, чтобы он аккуратно складывал свою одежду в шкаф. С какой точностью трехлетний малыш воспроизводит интонации папы, который говорит по телефону со своим клиентом! А пятилетняя девочка будет общаться со своей куклой именно так, как мама общается с ней.

И посему, говорят вальдорфские педагоги, пытаясь подогнать ребенка под определенный образ, сложившийся у вас в голове, начните с себя: вы сами соответствуете этому образу?

Если мы небрежно сбрасываем ботинки, входя в дом, то ребенок будет делать это точно так же. Если мамины и папины вещи разбросаны повсюду на полу, то не ждите от малыша, что он аккуратно и педантично будет развешивать на плечики свои платьица и рубашки. И объяснять словами, что такое хорошо и что такое плохо, занятие бесполезное. Ребенок будет делать так, как вы делаете , а не так, как вы говорите.

Ритм жизни

Вся наша жизнь пронизана ритмом. Мы ритмично дышим, у нас есть определенные биологические ритмы дня и ночи, работы и отдыха, напряжения и расслабления. Однако, когда человек только появляется на свет, эти многочисленные ритмы у него еще не сформированы. Ему предстоит этому научиться.

И вальдорфская педагогика очень большое значение придает ритмическому циклу ребенка. Прислушайтесь к собственному дыханию. Каждый ли слышит, как он дышит? Мы сначала интенсивно вдыхаем в себя воздух, делаем паузу, а затем выдыхаем энергию, переработанную внутри нас и потому ставшую уже отчасти своей. Концентрация и расслабление, восприятие и отдача – это важнейшие моменты, которые должны присутствовать в жизни ребенка.

Родители, увлекшись новомодными методиками раннего развития, нередко забывают об этом. Однако у ребенка, который перегружен интеллектуальной информацией, часто нарушается сон, он становится крикливым и беспокойным. А дело в том, что малыш буквально не в состоянии переварить обилие обрушившихся на него впечатлений.

Давайте посмотрим, как устроен день в вальдорфском детском саду. Это не просто режим дня, это циклы концентрации и расслабления, которые поочередно сменяют друг друга.

Итак, малыш приходит в группу. Воспитательница ласково здоровается за руку с каждым, потом – общее приветствие. День начался, и ребенок осознает свое место в этом мире здесь и сейчас.

После короткого приветствия – свободная игра. Это способ самовыражения. Именно в игре детям необходимо пережить события и ощущения, которыми наполнена их жизнь. Ребятишки играют, а воспитатели рядом с ними занимаются своими взрослыми делами – готовят еду, шьют кукол, рукодельничают. Любой ребенок может к ним присоединиться, а может остаться в детской компании. К собственным желаниям ребенка вальдорфские педагоги относятся с большим уважением: малыш присоединяется к взрослым делам только в том случае, если ему самому этого хочется. Его можно лишь пригласить к взрослому творчеству, но опять же – не словами! – а действием.

После свободной игры обычно происходит уборка. Это очень важный «собирательный» момент. Помните, в какие баталии превращается порой дома уборка игрушек? А в саду воспитательница начинает прибирать разбросанные игрушки, напевая немудреную песенку: "Все на место положу, аккуратно все сложу…"

И почему-то все дети присоединяются к разбору игрушечных завалов, которые так быстро образуются после любой игры. Это еще один важный момент: все должно вернуться на свои места. Каждая кукла – на свою кроватку в кукольном домике, все ракушки, желуди, каштаны – в свою корзинку, шелковые платочки – на полку и т.д.

Также можно действовать и дома. У каждой куклы должно быть свое спальное место, и кукол при этом не должно быть много. Иначе ведь не уследишь за всеми игрушечными детьми…

После уборки – интенсивная музыкально-ритмическая (или хороводная) игра. Здесь на первый план выступает взрослый, воспитатель. В песнях и движениях он переживает явления природы, сельскохозяйственный цикл, а дети, настроившись на его ощущения, осознают свою причастность к большому миру. Такая игра требует высокой степени концентрации.

И после нее – снова расслабление, свободная игра на прогулке.

Потом обед, который почему-то хочется высокопарно назвать совместной трапезой. И дети, и взрослые садятся за общий деревянный стол, покрытый льняной скатертью или салфетками… А собственноручно нарезанный салат подается в красивых глиняных тарелочках.

После обеда – сон в уютных кроватках под лоскутными одеялами, потом – полдник, лепка из воска или рисование.

Будни и праздники

Это тоже своего рода ритмичное чередование. Праздники обычно проводятся в духе народных традиций. И это не опостылевшие утренники, а настоящие праздники детской души. Дети не готовят специальные выступления для показа. В праздниках на полных правах участвуют все – и малыши, и ребята постарше, и воспитатели, и родители – роль зрителей просто не предусмотрена.

На праздник урожая все вместе прямо в группе пекут пироги с капустой, каждому малышу дарится корзинка с осенними дарами и какая-нибудь особая «урожайная» игрушка. А промозглым ноябрьским вечером с горящими разноцветными фонариками все теплая компания отправляется на поиски клада, который оставили добрые гномы (кстати, таким образом удается сгладить остроту детских страхов, приходящуюся как раз на 5-6 лет). Рождество невозможно представить себе без традиционного спектакля о Чуде. Масленица – пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник. Вооружившись трещотками и деревянными погремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все вместе отправляются в лес на особую масленичную поляну. А там – санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются два чьих-нибудь папы). И взрослые, умудренные опытом, солидные папы и мамы веселятся, как дети. На Пасху катают разноцветные яйца, пекут куличи (дети непременно пекут в группе маленькие куличики, сами их украшают и гордо приносят домой).

К каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как это бывает обычно, а подарки рождаются в теплых родительских руках. Это могут быть и лоскутные мячики, и настоящие куклы, и ангелы, и даже гномики, свалянные из шерсти… А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручаются деревянные игрушки. И ничего, вечно занятые папы вполне справляются с задачей, порой проявляя недюжинные таланты!

Вальдорфцы вообще предпочитают естественные материалы. Если лепить, так из ароматного пчелиного воска, если строить, так из дерева, если шить, так из мягчайшего шелка или теплой шерсти. И в самом деле, натуральные материалы обладают какой-то особой энергией и притягательностью.

Нужно ли ребенку раннее развитие?

Последователей Рудольфа Штайнера нередко упрекают в том, что они, дескать, слишком поздно начинают учить детей писать и считать. Да, в вальдорфском саду вообще нет специальных занятий по развитию речи, счету, письму, знакомству с окружающим миром. Однако вальдорфские педагоги видят свою задачу в другом. С маленькими детьми довольно много занимаются развитием мелкой моторики, ручным трудом, рукоделием. И любые занятия строятся на практической, живой деятельности.

Взять, например, умение классифицировать предметы, столь ценимое школьными и дошкольными педагогами. Сколько придумано многочисленных дидактических игр для того, чтобы «находить лишнее», «составлять пары», «подбирать аналогии»! Чего там только нет: то попугаи среди жирафов, то квадратики среди кружков, то васильки среди кактусов.

Но когда двухлетний кроха начинает сортировать бумажные карточки с неведомыми зверюшками, что-то в этом есть… противоестественное.

И в этом отношении мне очень нравится идея вальдорфских педагогов классифицировать предметы, так сказать, по принципу здравого смысла. Когда все игрушки малыша сваливаются в один ящик (пусть даже прозрачный), возникает ощущение хаоса. Лучше, если для игрушек будет отведен специальный шкаф или этажерка, и для каждого вида игрушек – своя коробочка или корзинка. Где удобнее хранить кубики? У них ровные грани, их можно аккуратно уложить в коробку. Туда же отправится и прочий деревянный строительный материал.

А вот различные корзинки для ракушек, шишек, каштанов… Можно даже ничего не объяснять малышу, не объявлять громогласно: «Вот сюда складываем только посуду, а сюда – только камушки!». Просто изо дня в день после игры вместе с малышом собирайте ваши сокровища. И он обязательно заметит, что шишка, случайно попавшая в корзинку с ракушками, здесь лишняя. И сам положит ее куда нужно, а не запихнет ногой под кровать.

В такого рода классификациях есть глубокий практический смысл: наводится порядок, комната становится уютной, а в нужный момент всегда можно найти именно то, что требуется.

Вальдорфские педагоги всячески поощряют свободное экспериментирование с предметами. Что будет, если на маленький камешек установить большой? Не получается? А если наоборот? Причем, взрослый никогда не диктует и не указывает, что нужно делать, поскольку наиболее ценно именно самостоятельное решение. Судите сами – что требует большей интеллектуальной работы и концентрации внимания, большей аккуратности и точности движений – собрать башню из конструктора ЛЕГО или из плоских камешков?

Особое внимание в вальдорфском детском саду уделяют развитию творческих способностей. При этом там нет специальных занятий, направленных на обучение. Рисование (его еще называют «игрой с красками») учит детей находить собственные решения, не привязанные ни к одному шаблону. Незаметно, исподволь развиваются и музыкальные способности, слух, чувство ритма. Воспитатели обычно много поют и играют на музыкальных инструментах – ксилофоне, лире, флейте. Эти инструменты всегда доступны детям, они могут попробовать и сами поиграть на них или использовать их в самостоятельной свободной игре (напомним, что в традиционных детских садах пению и музыке посвящен лишь один час в неделю).

Говорят, что после вальдорфского сада детям очень трудно адаптироваться в обычной школе. На примере своей дочери могу сказать, что это не так. Все очень индивидуально, и зависит от самого ребенка, от того, насколько он готов к школе, насколько сильна его мотивация к учебе. После окончания детского сада одни дети идут в вальдорфскую школу, а другие – в обычную. И те, и другие вполне успешно адаптируются в новой среде. И я до сих пор убеждена, что из имеющихся нынче вариантов вальдорфский сад – это самое мягкое и демократичное место для малыша-дошкольника.

Инесса Смык

Благодарим за помощь в подготовке материала Е.А.Абдулаеву, вальдорфского педагога

По материаам журнала "Мой Кроха и Я"

Источники

  • Sobo EJ. Salutogenic Education? Movement and Whole Child Health in a Waldorf (Steiner) School. // Med Anthropol Q - 2015 - Vol29 - N2 - p.137-56; PMID:25294256
Клиники в Москве
Похожие статьи
Дипломы и сертификаты