Лечение в Москве

Глен Доман: Великий и... Ужасный?..

Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Кажется, среди тех, кто хоть раз слышал об этом человеке и его школе, нет равнодушных: или страстные и пылкие сторонники и верные последователи, или решительные противники.

Так кто же он, Глен Доман: величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев или просто автор сомнительной методик, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания?

Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки… Метод сработал!

После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения.

Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей. Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект.

Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш

Институт Домана

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд – десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.).

По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво. И все-таки, в опыте Домана многое настораживает.

Особенности системы

Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» – не положено.

Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.

Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации. Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи.

При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. С другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад».

Результат

Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь Заветы Великого Домана. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции. Но… спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению.

Почему же? Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра.

К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Методом проб и ошибок вы обязательно найдете свой путь в обучении вашего крохи. Нужно только, чтобы пробы были не слишком частыми и противоречивыми, а ошибки не травмировали ребенка и вас.

Ася Штейн

По материалам сайта http://www.rebenok.com

Как избежать осложнений при ссадинах и порезах
Дети обожают бегать, кататься на велосипеде и лазать по деревьям. Это служит нескончаемым источником ссадин и царапин, причем часто они загрязнены и легко нагнаиваются. Такую неприятность можно легко предотвратить.
Лечение в Москве (74 клиники)
– отделение педиатрии
– дни работы
– круглосуточный приём
– многопрофильная клиника
– сеть клиник
– информация о клинике
Выбрать метро  

25761

Экспресс-диагностика - анализы за 20 минут: ВИЧ, сифилис, гепатиты, мазки
Варшавская
пн-вс | 09:00 - 21:00

110786

Опытные гинекологи, урологи. Все виды анализов и диагностики. Без очередей. Скидки
Новые Черемушки

18567

29502

44580

49426

151744

196764

Владыкино • Выхино • Молодежная • Новогиреево • Петровско-Разумовская • Севастопольская
пн-вс | 09:00 - 18:00
Многопрофильная детская поликлиника. Наблюдение с рождения до 18 лет

29702

51163

80326

118282

142893

157986

310356

Врачи мирового уровня.Современное оборудование.Своя лаборатория. Сухаревская
Проспект Мира • Сретенский бульвар • Сухаревская • Трубная • Тургеневская • Цветной бульвар • Чистые пруды

110786

Новые Черемушки
пн-вс | 08:00 - 20:00

16327

196338

Возвращаем людям зрение. Лазерная коррекция, катаракта, детская офтальмология
Марксистская • Таганская (кольцевая)

3124

18183

29702

29812

51163

78944

79804

80326

90499

118282

131906

142893

147209

148753

151038

157986

195581

310356

310357

Врачи мирового уровня. Современное оборудование.Собственная лаборатория
Баррикадная • Беговая • Белорусская • Маяковская • Октябрьское поле • Полежаевская • Проспект Вернадского • Проспект Мира • Пушкинская • Сретенский бульвар • Сухаревская • Тверская • Тропарёво • Трубная • Тургеневская • Цветной бульвар • Чеховская • Чистые пруды • Юго-Западная

18183

90499

195581

Врачи мирового уровня.Современное оборудование.Своя лаборатория. Полежаевская
Беговая • Октябрьское поле • Полежаевская

3124

78944

79804

131906

147209

148753

Врачи мирового уровня.Современное оборудование.Своя лаборатория. Маяковская
Баррикадная • Белорусская • Маяковская • Пушкинская • Тверская • Чеховская

70328

74933

80326

132745

154935

Сеть клиник для взрослых и детей. Мировые стандарты диагностики и лечения
Арбатская • Парк культуры • Таганская • Улица 1905 года • Цветной бульвар
пн-вс | 09:00 - 21:00

29812

151038

310357

Врачи мирового уровня.Современное оборудование.Своя лаборатория. Юго-Западная
Проспект Вернадского • Тропарёво • Юго-Западная

18567

29502

44580

49426

151744

196764

Владыкино • Выхино • Молодежная • Новогиреево • Петровско-Разумовская • Севастопольская
пн-вс | 09:00 - 18:00

110786

Стоматология для самых маленьких:лечения кариеса и восстановление прикуса
Новые Черемушки
Медпортал рекомендует