Энциклопедия

Зачем детям играть?

Консультация детского ортодонта
Детский ортодонт — врач, работающий в области диагностики, лечения и профилактики нарушений прикуса у детей.
Консультация детского психолога
Детский психолог — это специалист в области диагностики, лечения нарушений нормальных психических процессов и их последствий, профилактики психических заболеваний у детей.
Консультация детского ортопеда
Детский ортопед — это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Травматолог-ортопед занимается и лечением травмам.
Консультация детского стоматолога
Детский стоматолог — врач, специализирующийся в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний зубов, ротовой полости и десен у детей.
Консультация детского инфекциониста
Детский врач-инфекционист занимается диагностикой и лечением необычных или тяжелых инфекционных болезней. К нему отправляют ребенка в случае, если он:
Консультация детского гастроэнтеролога
Детский гастроэнтеролог — это доктор, который диагностирует и лечит заболевания желудочно-кишечного тракта, в том числе печени и поджелудочной железы. К этому специалисту по направлению педиатра отправляют детей с жалобами на:
Консультация детского ЛОР-врача
Детский отоларинголог (детский ЛОР) — это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний уха, горла, носа. Он может оказывать как терапевтическую, так и хирургическую помощь. ЛОР-врачу необходимо показать ребенка с:
Консультация детского мануального терапевта
Детский мануальный терапевт — специалист в области мануальной терапии, особого вида физиотерапии у детей. Механическое воздействие руками и специальными приспособлениями используется для коррекции нарушений в работе опорно-двигательного аппарата у детей (мышц, связок, суставов, позвоночника).
Консультация детского нефролога
Детский нефролог — врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний почек и аномалий развития мочевыводящих путей у детей.
Консультация детского невролога
Детский невролог (раньше его называли невропатологом) — врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний нервной системы у детей.
Консультация педиатра
Педиатр — это детский врач, который специализируется на профилактике, диагностике, лечении заболеваний детей до 18 лет, а также дает рекомендации по питанию и уходу за ними. К этому специалисту можно обратиться:
Консультация детского офтальмолога (окулиста)
Детский офтальмолог (детский глазной врач, детский окулист) — это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой глазных болезней у детей до 18 лет. К этому специалисту обращаются, если у ребенка:
Консультация детского пульмонолога
Детский пульмонолог — врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний легких у детей.
Консультация детского дерматолога
Детский дерматолог — это врач, который занимается диагностикой и лечением болезней кожи, волос, ногтей у детей. Ребенка необходимо показать врачу дерматологу если имеется:
Консультация детского психиатра
Детский психиатр — врач, который работает в области диагностики, лечения и профилактики психических заболеваний у детей.
Консультация детского уролога
Детский уролог — это врач, специализирующийся в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний мочевыводящих путей и мочеполовых органов у детей.
Консультация детского гинеколога
Детский гинеколог — это врач, который занимается лечением болезней женской половой системы (яичников, матки, маточных труб, влагалища, вульвы) у девочек до 18 лет.
Консультация педиатра на дому
Педиатр — это детский врач, который специализируется на профилактике, диагностике, лечении заболеваний детей до 18 лет, а также дает рекомендации по питанию и уходу за ними. Консультация педиатра на дому поможет при любой проблеме со здоровьем ребенка.
Консультация детского кардиолога
Детский кардиолог — это специалист, который занимается диагностикой и лечением врожденных и приобретенных заболеваний сердца у детей. К нему обращаются по поводу пороков сердца, нарушении работы сердечной мышцы, гипертонии и любых системных нарушениях, влияющих на сердечно-сосудистую систему. Педиатр или неонатолог может посоветовать родителям показать ребенка врачу-кардиологу, если у них есть подозрения, что сердце работает ненормально. Такое заключение они могут сделать на основании симптомов и ненормальных результатов плановых кардиологический исследований. У новорожденных симптомы сердечной патологии включают:
Диагностика готовности ребенка к школе
Диагностика готовности к школе помогает родителям понять, следует ли посылать ребенка на учебу или стоит еще немного подождать. Тестирование позволяет также выявить, что именно мешает малышу поступить в образовательное учреждение и разобраться, что необходимо сделать для исправления текущей ситуации.
Детская хирургия
Детская хирургия — направление хирургической науки, занимающееся оперативными методами лечения заболеваний у детей.
Коррекционно-педагогическая помощь
Коррекционно-педагогическая помощь — метод коррекции и обучения детей с нарушениями развития. Эти патологии возникают вследствие задержки психического развития, снижения интеллектуального развития, последствий детского церебрального паралича, нарушений слуха, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Зачем современным детям играть? И вообще, нужно ли им это делать? Вот как современные родители отвечают на эти вопросы.

Игра в цифрах и фактах

«Если у вас есть выбор поиграть или позаниматься с ребенком, что вы предпочитаете?»

«Поиграть» предпочитают 18% пап и мам. Почему? Потому что:

  • Ребенку это более интересно – 10%
  • Ребенку это нравится – 8%

При этом ответ «позаниматься» выбрали 82% родителей. Поскольку:

  • это необходимо – 62%
  • мне это интересно – 13%
  • ребенок сам просит – 7%.

Заканчивая предложение «Если мой ребенок в пять – семь лет будет значительную часть дня играть, то…», родители высказали такие мнения:

  • потом будут проблемы в школе / не сможет конкурировать со сверстниками – 46%
  • ничего страшного, если игры образовательные, учиться можно и играя – 18%
  • будет заниматься вечером – 17%
  • я буду доволен (довольна) – 15%.

Итак, игра, по мнению родителей – это приятная, но отнюдь не самая необходимая вещь, которой должен заниматься всякий уважающий себя ребенок дошкольного возраста. Его дело (и, заметим, дело его родителей) – готовиться к предстоящей взрослой жизни, к конкурентной борьбе за выживаемость.

К чему же, по мнению родителей, нужно готовить их отпрысков?

  • К умению быть самостоятельными – 61%.
  • получить хорошую высокооплачиваемую профессию – 53%
  • Быть готовым к трудностям – 32%.
  • К принятию самостоятельных решений – 22%.

Но вот ведь парадокс. То самое умение быть самостоятельным, брать на себя ответственность и принимать решение, которое так ценится родителями, приобретается детьми вовсе не во время занятий со специальным педагогом. Даже если он в совершенстве освоил все методики раннего развития, вместе взятые. И умению строить отношения, работать в коллективе, правильно оценивать себя и ощущать уверенность в своих силах – этому тоже дети учатся не на уроках. Но где же? Где та чудодейственная, волшебная методика, которая обучит ребенка жить в современном обществе? Ответ парадоксально прост. Это та самая игра – «без которой вполне можно-де обойтись». Именно в игре развивается личность, причем, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах – эмоциональной, социальной, творческой. Игра знакомит детей со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.

Мама, поиграй со мной!

Однако современным родителям, с которыми в детстве мало играли, нелегко (а порой просто-таки страшно трудно!) «тупо» играть в куклы или гонять по комнате машинки. Им гораздо легче поиграть во «что-нибудь развивающее», поскольку это требует от них меньших эмоциональных усилий. Благо, специальных развивающих игр сейчас придумано – видимо-невидимо. Тут и кубики Зайцева, и уникуб Никитина, и палочки Кюизенера, и блоки Дьенеша. Но проблема в том, что это не совсем та игра, которая больше всего нужна сейчас вашему малышу. Конечно, развивающие логические игры – занятие весьма достойное и полезное, но они развивают лишь одну сторону его личности. Эти занятия ни в коем случае не должны заменять собой знаменитые обычные детские игры. Тем более, что они дают вам уникальную возможность – увидеть мир глазами ребенка, привить ему свою систему ценностей и даже справиться с некоторыми психологическими проблемами вашего малыша. Зачем нужны незатейливые, на первый взгляд, игры нашего детства?

Дочки-матери

Это название немного условно. Совсем не обязательно играть именно в «дочки-матери», хотя и классическая модель семьи очень важна – в ней дети (кстати, не только девочки, но и мальчики) учатся выстраивать семейные роли. Но в подобных играх малыши определяют не только свое место (и, кстати, место своих родителей) в семье, но и примеряют на себя разнообразные социальные функции, профессии, даже общественное положение.

Если вашему малышу 2-3 года, основные режиссерские функции придется взять пока в свои руки. Чем младше ребенок, тем проще должна быть кукла. Покажите крохе игрушку, рассмотрите вместе, во что она одета, какие у нее глазки, ручки и пр. Обязательно придумайте имя для игрушечной девочки или мальчика. А теперь попробуйте разыграть небольшую сценку из собственной жизни – как вы кормите малыша, укладываете его спать или собираете на прогулку. Для начала одного сюжета будет вполне достаточно. Даже если у вас напрочь отсутствуют актерские способности, постарайтесь «войти в образ» - меняйте интонации и тембр голоса, когда вы говорите за разных персонажей.

Для игры пригодятся разнообразные аксессуары – стол и стульчик, чтобы покормить куклу, игрушечная ванночка, чтобы ее искупать, коляска, в которой ее можно будет возить и пр.

Кстати, об аксессуарах. Если вы давно не заглядывали в «Детском мире» в отдел кукол и кукольного хозяйства, вас ждет потрясение. Современная промышленность, похоже, решила воссоздать в миниатюре взрослую жизнь до последних мелочей. Можно, например, найти игрушечный кухонный комбайн с «фирменной» надписью, действующий электрический пылесос и пластмассовую курицу-гриль. Стоят они немало и вызывают поначалу скупую слезу умиления – ах, если бы было такое в нашем детстве! Но на самом деле, столь детализированные игрушки детям не нужны. Более того, совсем не полезны. Потому что они закрывают дорогу фантазии и воображению. Ведь лишь в детстве одна и та же палочка может стать то ложкой, то ручкой, то мобильным телефоном. Это использование предметов-заместителей характерно для детей старше трех лет и говорит о том, что их развитие идет по правильному пути. Ведь именно так начинается символическое мышление – и в конечном счете – умение абстрагироваться. И поэтому не стремитесь завалить свое чадо слишком реалистичными игрушками – дайте простор его фантазии.

Ребенок 4-7 лет уже сам будет вести сюжет, вам достанется роль ведомого. Попробуйте воссоздать в игре разнообразные жизненные ситуации – и мы обещаем, что вы узнаете много нового. О себе и своей семье, о детском саде, о друзьях и воспитательнице вашего сокровища.

Жмурки-пряталки

Наши предки, от которых нам достались в наследство эти игры, были совсем не глупы. Таким способом они учили детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.

По традиции одному из игроков завязывают глаза платком или шарфом, и он на ощупь или по звуку должен найти других участников незабываемого зрелища. Но имейте в виду, если ваш ребенок слишком тревожен или испытывает очень сильный страх темноты, то завязывать глаза ему не стоит – разрешите в этом случае их просто закрыть. Все, кроме водящего, расходятся в разные стороны, и по команде водящего замирают. После команды «Замри!» двигаться уже нельзя. Но зато, если процесс поиска затянулся, можно всем одновременно хлопать в ладоши. Более веселый и динамичный вариант – отменить команду «Замри!» и, поддразнивая водящего, легонько хлопнуть его, чтобы он побыстрее нашел остальных.

В прятки любят играть абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или свернувшегося в три погибели в платяном шкафу. И, кстати, эта любовь не случайна. Ведь прятки помогают справиться с чувством одиночества – его в какой-то момент испытывает каждый ребенок. А во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, еще и в тайном, укромном месте. Если ваш ребенок боится темноты, можно во время игры выключить или хотя бы притушить свет в одной из комнат. Выключая свет, громко скажите, что сюда-то ваш сын или дочка точно не пойдет. И спрячьтесь в темной комнате сами.

Куча мала

Вот уж во всякой возне точно никакого толку нет! – воскликните вы. И будете неправы. Во-первых, потому что психологи подобные игры очень даже ценят и называют их телесно ориентированной терапией. А во-вторых, такая возня чрезвычайно удобна для уставшей мамы, которая еле-еле приползла с работы. И больше всего на свете ей хочется упасть. Так падайте! И станете не просто мамой, а Эверестом или Джомолунгмой, на которую будет карабкаться юный альпинист – Покоритель Вершин.

Телесно ориентированные игры учат ребенка ощущать границы своего тела. У каждого человека (как взрослого, так и маленького) свой стиль движения, и это так или иначе отличает его характер. Кроме того, в этой игре ребенок учится чувствовать себя в паре или в коллективе (вспомните, куча мала – одна из любимейших забав в детском саду, независимо от возраста), развивает телесную чуткость, владение своим телом. Телесный контакт жизненно необходим малышу уже с первых дней жизни. Но младенцев, так или иначе, носят на руках, обнимают и целуют. А потом – почему-то считают, что это делать уже не обязательно. Между тем и дошкольнику, и даже подростку очень важно чувствовать близкий контакт с мамой – и физический в том числе. В этом невербальном общении тоже зашифровано ваше послание: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Вот несколько идей (новых и хорошо забытых старых) для телесно ориентированных игр.

  • Массаж «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…» - можно по очереди с ребенком делать его друг другу
  • «Угадай материал» - игра из арсенала Марии Монтессори. Приготовьте несколько образцов материала самой разной фактуры. Подойдет дерево, различная ткань (от шифона до рогожки), мех, бумага (от папиросной до наждачной), металл, стекло, керамика, пластмасса и т.д. Теперь один участник закрывает глаза (для надежности можно завязать их платком) и на ощупь угадывает материал. Кстати, это можно делать не только рукой, но и другими частями тела – спиной или ногой. Заодно выясните, какая часть более чувствительна.
  • Просто дурачиться, танцевать и обниматься.

Маленький человек в игре не только учится, он в ней ЖИВЕТ. И если в вашу задачу входит научить его жизни, то легче и проще всего это сделать в игре. Не бойтесь «простых» игр – в них заложен глубочайший смысл.

Инесса Смык

Медмаркет
Медмаркет нашел для вас 13 клиник в Москве
16 филиалов. 900 специалистов. Запись - 24 часа. Нам доверяют с 2002 года
Москва, ул. Космонавта Волкова, 9/2 (м. «Войковская»)
ул. Клары Цеткин, д. 33/28 (м. «Войковская»)
ул. Лесная, д. 57, строение 1 (м. «Белорусская», м. «Новослободская»)
ул. Ярославская, д. 4/2 (м. «ВДНХ», м. «Алексеевская»)
ул. Ярцевская, д. 8 (м. «Молодежная»)
Волгоградский проспект, д.42, стр. 12 (м. «Текстильщики»)
ул. Приорова, д.36 (м. «Войковская»)
пер. Расковой, д.14-22 (м. «Динамо», м. «Белорусская»)
г. Солнечногорск, ул. Красная, д. 167
Запись к врачу
Лечение всех форм бесплодия. Оперативная гинекология. Стационар
Москва, Саввинская набережная, 23 стр.1 (вход с Малого Саввинского переулка)
Запись к врачу
Крупнейшая компания московского рынка коммерческих медицинских услуг для детей и взрослых.
Запись к врачу
Диагностика, лечение, амбулаторная хирургия, реабилитация, фитнес-центр
ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 25
Запись к врачу
Диагностика. Лечение всех форм и видов бесплодия. Ведение беременности
Москва, пер. Расковой, 14
Запись к врачу
Многопрофильная детская поликлиника. Наблюдение с рождения до 18 лет
г. Москва, ул. Уральская д. 23, корп. 4
Запись к врачу
Лечение всех видов гепатитов.
Москва, б-р Зубовский, д. 13
Запись к врачу
4 филиала. 200 специалистов. Запись - 24 часа. Нам доверяют с 2002 года
Москва, ул. Приорова, 36
Запись к врачу
В центре ведут прием специалисты более 14 направлений, в том числе для детей.
Москва, ул. Ак. Анохина, 9
Запись к врачу
Детская неотложная помощь - круглосуточно!
Москва, м. Севастопольская, ул. Азовская, д. 24 к.3;
м. Выхино, ул. Молдагуловой, д.3 к.3;
м. Владыкино, Бескудниковский б-р, д.20 к.5
м. Новогиреево, Зеленый пр-т, 48к3;
м. Молодежная, ул. Ельнинская, д.20 к.2
Запись к врачу
Все клиники
Связанные статьи
Медпортал нашел для вас 23 связанные статьи
Родители и дети

Кубики Зайцева

Родители и дети

Авторские развивающие игры

Родители и дети

Младенческие игры: от 0 до 3 месяцев

Родители и дети

Игрушки для развития мелкой моторики

Родители и дети

Синтаксис: собираем слова в предложения

Родители и дети

Развивающие центры для самых маленьких

Родители и дети

Обзор наборов для детского творчества

«И пусть только попробует не вырасти творческим человеком!» – говорила одна моя знакомая, глядя на то, как ее шестилетний сын с энтузиазмом вбивал огромный гвоздь в полированную стенку серванта.

Родители и дети

Чувство ритма у младенца

Родители и дети

Младенческие игры: от 6 до 9 месяцев

.

Родители и дети

От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка

Все статьи
Мы рекомендуем

Дела сердечные

Длинные телефонные разговоры, рассеянность, отсутствие аппетита, мечтательный взгляд… в общем, все признаки ясно говорят об одном: дочь влюбилась!

Похожие статьи
Медмаркет
Медмаркет нашел для вас 13 клиник в Москве
Клиника восстановительной медицины и реабилитации по западным стандартам
Московская обл., Щелковский р-н, дер. Райки, ул. Чеховская, 1
Запись к врачу
Детская неотложная помощь - круглосуточно!
Москва, м. Севастопольская, ул. Азовская, д. 24 к.3;
м. Выхино, ул. Молдагуловой, д.3 к.3;
м. Владыкино, Бескудниковский б-р, д.20 к.5
м. Новогиреево, Зеленый пр-т, 48к3;
м. Молодежная, ул. Ельнинская, д.20 к.2
Запись к врачу
Диагностика. Лечение всех форм и видов бесплодия. Ведение беременности
Москва, пер. Расковой, 14
Запись к врачу
Крупнейшая компания московского рынка коммерческих медицинских услуг для детей и взрослых.
Запись к врачу
Сеть клиник для взрослых и детей. Мировые стандарты диагностики и лечения
б-р Цветной, д. 30, корпус 2;
ул. Б. Молчановка, д. 32, стр. 1;
Трехгорный Вал, д.12, стр.2;
ул.Воронцовская, д. 8, стр. 6;
ул.Воронцовская, д. 8, стр. 5;
Зубовский бульвар, д.35, стр.1
Запись к врачу
Диагностика, лечение, амбулаторная хирургия, реабилитация, фитнес-центр
ул. 2-я Кабельная, д. 2, стр. 25
Запись к врачу
Диагностика. Лечение. Анализы. Оформление медкнижек и медсправок
Москва, 1-й Красногвардейский пр., 12с3
Запись к врачу
4 филиала. 200 специалистов. Запись - 24 часа. Нам доверяют с 2002 года
Москва, ул. Приорова, 36
Запись к врачу
Многопрофильная детская поликлиника. Наблюдение с рождения до 18 лет
г. Москва, ул. Уральская д. 23, корп. 4
Запись к врачу
В центре ведут прием специалисты более 14 направлений, в том числе для детей.
Москва, ул. Ак. Анохина, 9
Запись к врачу
Все клиники
Связанные статьи
Медпортал нашел для вас 23 связанные статьи
Родители и дети

От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка

Родители и дети

Вальдорфская педагогика

Родители и дети

Младенческие игры: от 6 до 9 месяцев

.

Родители и дети

Кубики Зайцева

Родители и дети

Как учить ребенка читать?

Родители и дети

Как привить любовь к чтению

Родители и дети

Игрушки для развития мелкой моторики

Родители и дети

Глен Доман: Великий и... Ужасный?..

Родители и дети

О педагогике Марии Монтессори

Родители и дети

Синтаксис: собираем слова в предложения

Все статьи
Партнерский материал

Почему дети не любят стоматологов?

Все о том, как надо лечить зубы детям и почему они не любят стоматологов.

Читать →
Партнерский материал

Уроки по интересам

Потеря интереса к учебе – проблема, конечно, серьезная, но все-таки есть несколько способов решить эту задачку на пятерку.

Читать →