Ребенок и музыка

Ребенок и музыка
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности.

Установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию и концентрируют внимание.

Музыка органично вплетена в нашу жизнь: и в виде нестареющей «классики», и в незамысловатых песенках, которые мы мурлычем под нос, моя посуду. Нас окружает мир самых разнообразных звуков, и малыш впитывает его еще до рождения – слышать он начинает приблизительно с двадцатой недели внутриутробного развития. Что же делать для того, чтобы вырастить маленького музыканта?

Развиваем чувство ритма

Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. "Но причем здесь ритм?" – спросите вы. А притом, что ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело.

Бывает и ритмическая одаренность. Как правило, она проявляется очень рано. Мама Наташа, например, рассказывает, что ее сын в младенчестве обожал стучать по кастрюлям, причем, не беспорядочно, а в определенной последовательности – с синкопами, паузами, в довольно сложном ритмическом рисунке. Сейчас этот мальчик учится в знаменитой шопеновской школе по классу ударных инструментов.

Но даже если ваш ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и четкость речи.

Пока ребенок совсем маленький, чувство ритма можно развивать с помощью массажа и гимнастики. Сейчас, пожалуй, нет мамы, которая не слышала бы о пользе массажа для грудничков. Массаж назначают и при определенных заболеваниях, и просто для профилактики. Конечно, хорошо, если его выполняет профессиональный массажист (особенно это актуально для лечебного массажа), но для эмоционального и физического развития малыша очень важно чувствовать прикосновения теплых маминых рук. Поэтому, даже если кроха проходит курс массажа, не забывайте легко и ритмично поглаживать его тельце, приговаривая или подпевая в такт своим движениям. В русском фольклоре огромное количество разнообразных потешек и пестушек с четким ритмом.

Например, когда ребенок проснулся, спойте ему такую песенку, сопровождая ее движениями и стараясь попадать в ритм:

  • Мы проснулись, мы проснулись, (развести ручки в стороны, затем скрестить на груди)
  • Сладко, сладко потянулись, (поднимаем ручки вверх)
  • Маме с папой улыбнулись. (улыбнитесь малышу, и наступит день, когда он улыбнется вам в ответ)

Все младенцы без исключения обожают танцы на руках у родителей. Только не стоит, пожалуй, танцевать сразу после еды, чтобы малыш не срыгнул. Танцуйте плавно и ритмично, не делая резких движений. Можно посадить ребенка в кенгуру или в слинг-перевязь. Пусть музыка, под которую вы танцуете, будет самой разной – нежным вальсом или бодрым маршем, веселой полькой или задумчивой медитацией.

Со временем ребенок захочет и сам участвовать в создании ритмического рисунка. Обеспечьте малыша шумовыми музыкальными инструментами, с помощью которых можно по-разному извлекать звук. Это могут быть пресловутые кастрюли, колокольчики, погремушки, бутылочки, деревянные ложки, пластиковые стаканчики. Потом придет очередь и настоящих музыкальных инструментов: бубна, маракасов, треугольника. Ими можно стучать, а можно ударять по ним палочкой, шлепать ладошкой. Обратите внимание крохи на то, что звук каждый раз получается разным. Может быть, это первые робкие капельки дождя? А теперь дождь пошел все сильнее и сильнее. Гром! Молния! А теперь дождь становится все тише и тише. Кап… кап… кап… и постепенно затихает.

Покажите, как отстукивать ритм стихотворения или песни. Не спешите, проговаривайте текст или пропевайте мелодию как можно отчетливей, отстукивая ритм сначала сами, а затем – ручкой малыша. Попробуйте отстучать ритм звучащей музыки. Для начала пусть это будет простая песенка или танцевальная мелодия (в них ритм особенно четкий), а потом можно переходить и к более сложным произведениям.

Инструменты, которые всегда под рукой – собственные руки и ноги. Не забывайте о них! Кроме банального хлопанья в ладоши, можно еще топать ножкой в такт мелодии, стучать ручкой по столу или по коленкам. Можно менять также интенсивность: хлопать со всей силы или едва касаться пальцами поверхности стола.

Вместе с ритмом меняется и темп музыки. Дети обычно очень любят игры на смену темпа. Вот, например, игра «Ехал пан». Посадите ребенка на колени лицом к себе и покачивайте вверх-вниз, постепенно ускоряя:

  • Ехал пан, ехал пан, шагом-шагом, шагом-шагом,
  • Ехал пан, ехал пан, рысью-рысью, рысью-рысью,
  • Ехал пан, ехал пан, махом-махом, махом-махом.

Малышей завораживают ритмичные движения. Если есть возможность, покажите ему метроном, попробуйте постучать вместе с его «волшебным молоточком». Ну а часы уж найдутся в любом доме. Дайте крохе послушать их тиканье, а потом поиграйте в игру «Часы»:

  • Часы дедушкины: тик-так, тик-так.
  • Батюшкины часы: тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
  • А мои, мои часы: тики-тики, тики-тики, тики-тики, так.

Ритм постепенно ускоряется: от четвертных к шестнадцатым. Под эту песенку можно хлопать в ладоши, качать головой, простукивать ритм на музыкальных инструментах.

Кстати, когда малыш немного подрастет и привыкнет к тиканью часов, можно поиграть с ним в такую игру. Ребенок закрывает глаза или для надежности на минутку выходит из комнаты, а вы в это время прячете будильник. Теперь по звуку ребенок должен найти, куда вы спрятали часы. Потом можно поменяться ролями – ребенок прячет, а вы ищете.

Развиваем абсолютный слух

Да, не удивляйтесь! Оказывается, это не только природный дар. Абсолютный слух можно развить.

Старайтесь как можно больше петь сами. Даже если медведь основательно прошелся по вашим ушам, для ребенка очень важно слышать живое пение. Кстати, заодно и собственный слух разовьете. Лучше если это будут негромкие, мелодичные песни с четким ритмом.

Высоко и низко

Для того, чтобы ребенок усвоил эти понятия, помогут специальные игры и упражнения. Например, строя башню из кубиков, можно петь гамму или некий звукоряд, от нижнего звука к верхнему. Можно рисовать на закрепленном вертикально листе бумаги (в этом случае удобен мольберт), и напевать: рисуем линию снизу вверх и поем вверх, рисуем сверху вниз – и повторяем эту идею в звуках.

Классическая игра на определение высоты звуков «Птичка и медведь». Расскажите малышу, что на высоком-высоком дереве живет маленькая птичка, она поет вот так (сыграйте на пианино или другом музыкальном инструменте несколько звуков в верхнем регистре), а в берлоге живет медведь, он ревет низким голосом (играем в нижнем регистре). А теперь малышу нужно угадать, кто сейчас с ним хочет поговорить – птичка или медведь. Потом вы сможете ввести еще других персонажей вашей музыкальной истории – зайчика, лису, волка и пр. Определите для каждого зверя свою октаву, и постепенно кроха научится безошибочно определять высоту звука.

Слушаем музыку

Пусть музыка звучит в вашем доме! Предпочтительнее, классика, конечно. Подойдут произведения Моцарта (его почему-то дети особенно любят), Бетховена, Вивальди, Кабалевского, Грига, Чайковского, Мусоргского.

А под музыку можно делать все, что угодно. Например, рисовать. Поговорите с ребенком, что хочется нарисовать под эту музыку? Хорошо, если произведения будут характерными, а потому – легко узнаваемыми. Например, «Детский альбом» Чайковского или «Картинки с выставки» Мусоргского. Может быть, слушая «Марш невылупившихся цыплят», ваш малыш захочет нарисовать акварелью по влажной бумаге пушистого цыпленка? Или несущуюся в бешеном вихре ступу с Бабой-Ягой под одноименную пьесу Чайковского? Или красавицу-итальянку под веселую «Неаполитанскую песенку»?

А еще под музыку можно рассматривать картины и картинки. Правда, их придется специально заранее подобрать. Моя старшая дочка очень любила самодельный альбом «Карнавал животных». Я приклеила в обычный альбом для рисования вырезанные из старых журналов изображения животных в том порядке, в каком они следуют у Сен-Санса, и под музыку мы рассматривали этот альбом.

И, конечно, под музыку можно танцевать. Кстати, Юлианна Зеленорицкая, педагог детского сада «Лотос», рекомендует по ходу дела развивать также артистические способности. Ее воспитанники под одну и ту же музыку сначала танцуют, как зайчики (птички, бабочки), а потом – как медвежата (львы, лисята). Подробнее об этом необычном детском саде, где работает Юлианна, можно почитать на сайте www.slotos.ru.

Кстати, этот же прием можно использовать и во время пения. Не секрет, что дети – самые большие в мире консерваторы, и одну и ту же песню они готовы слушать по сто пятьдесят раз в день. Чтобы разнообразить, расцветить ее яркими красками, попробуйте спеть ее, как это сделал бы мышонок, тоненьким голоском. А теперь – как огромный слон или грозный тигр. А теперь споем ту же самую песенку грустно или весело, тихо или громко, как Мальвина или как Карабас-Барабас и т.д. Ориентируйтесь на сиюминутные интересы своего ребенка, тогда и он захочет повторить ваш эксперимент. Когда малыш немного подрастет, вам останется только объяснить ему, что мы играем, поем и говорим с различной интонацией. И в музыкальной школе он будет играть «с интонацией», ведь сама идея выразительного исполнения ему будет уже давно знакома.

Постепенно, слушая музыку, ваше чадо и само научится определять ее настроение, характер. Позвольте ему двигаться так, как подсказывает ему интуиция. Может быть, под плавную, нежную мелодию, ему захочется полетать, как прекрасная птица, а под грозные, тревожные звуки – спрятаться в гнездышке?

Очень хорошо, если с определенной музыкой будут связаны соответствующие движения – например, прыжки на месте под польку, бег под быструю музыку, ходьба под марш и т.д. Дети очень быстро привыкают различать характер музыки на слух. И даже если они не в состоянии описать его словами, они отлично сделают это в движении.

Во время танца или пения, конечно, желательно, чтобы ребенок попадал в ритм, но не ругайте малыша, если у него это пока не получается. Когда-нибудь непременно получится.

Играем на музыкальных инструментах

Для начала подойдут ударные инструменты. Можно устроить настоящий ансамбль – вы играете, например, на пианино, а ребенок подчеркивает ритм с помощью бубна или маракасов.

На пианино можно играть простые песенки в достаточно медленном темпе, взяв пальчик малыша в свои руки. Таким образом ребенок привыкает правильно держать кисть, чувствует клавиши. Позвольте крохе музицировать и самостоятельно. Поверьте, пианино от этого не расстроится. Пусть он сыграет бурю, дождь или пение птиц. Или еще что-то, о чем трудно сказать словами, но легко выразить звуком.

Кстати, кто сказал, что играть нужно непременно на пианино? Ю.В. Зеленорицкая рекомендует, например, попробовать свои силы на металлофоне:

«Этот инструмент дети особенно любят - серебристый звон металлических пластинок завораживает, а извлечение звука не требует такого физического напряжения, как при игре на маракасах или пианино. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне ритмический рисунок или мелодию любимой песенки. Попутно ребенок знакомится с названиями нот, запоминает их графическое изображение. А если поставить металлофон вертикально, можно поиграть в "музыкальную лесенку", и тогда малыш сам убедится, что одни звуки располагаются выше других, а значит, их можно назвать высокими и низкими».

Не бойтесь экспериментов! Главное, чтобы они не были в тягость ни вам, ни вашему малышу, а приносили исключительно положительные эмоции. Тогда музыка войдет в вашу жизнь с радостью.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Источники

  • Harris I., Küssner MB. Come on Baby, Light My Fire: Sparking Further Research in Socio-Affective Mechanisms of Music Using Computational Advancements. // Front Psychol - 2020 - Vol11 - NNULL - p.557162; PMID:33363492
Дипломы и сертификаты