Синтаксис: собираем слова в предложения

  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика

«Мама, а все-таки как же так получается? Были разные слова, а потом вдруг раз – и получилась мысль?»

Если ваш юный лингвист задается этим вопросом, пришла пора синтаксических игр. Ведь именно синтаксис «отвечает» в языке за связь слов в словосочетания и предложения. В переводе с греческого это слово и означает «составление». Так что мы тоже будем с вами составлять, переставлять – только не детали конструктора, а живые слова.

В предыдущих номерах мы говорили о том, как сделать игрушки-перестановочки и показать малышу фонетическое и морфологическое устройство слова. По тому же принципу изготовим следующие книжки.

Кто что делает?

Эта книжка состоит из трех страничек. Технология вам наверняка знакома. Ведь в журналах нередко печатаются книжки-самоделки, когда нужно вынуть несколько страниц, разрезать их по определенным линиям, вложить друг в друга и скрепить на сгибе степлером или прошить ниткой. Мы тоже сделаем такую книжку для наших синтаксических штудий. А когда странички книжки будут скреплены, одновременно разрежем их пополам перпендикулярно линии скрепления. Это важный технический момент – тогда перелистывать отдельные части вашей книжки будет легче, и вид у нее будет более аккуратный.

Теперь повернем надрезанную книжку так, чтобы перед нами оказались два «отрывных календарика», соединенных вместе. Левый «календарик» – это подлежащее, правый – сказуемое. Слева на каждой страничке запишем по одному слову: ЕЖИК, КОТ, КИТ. Справа – КАТИТСЯ, КРАДЕТСЯ, ПЛАВАЕТ. Если теперь перелистнуть только одну часть, не перелистывая другую, получится чепуха: КИТ КРАДЕТСЯ, ЕЖИК ПЛАВАЕТ и т.д. По ходу дела можно ненавязчиво пояснить, что на первой части написано, кто действует, а на второй – что именно он делает.

В следующий раз можно сделать книжку уже с 5-10 страничками. У нас большой популярностью пользовалась «Чепуха про нашу семью». Слева мы писали: МАМА, ПАПА, МАРУСЯ, ДАША, БАБУШКА, ДЕДУШКА, ТЕТЯ, ДЯДЯ, а слева – ГОТОВИТ ОБЕД, ИГРАЕТ, РАБОТАЕТ, СПИТ, ЧИТАЕТ, ПИЛИТ и т.д. Подчеркните, что несмотря на то, что ситуация выходит порой забавной, предложение все равно получается – т.е. подлежащее и сказуемое в любом случае составляют элементарное предложение. А по ходу дела малыш потренируется в чтении – ведь, как известно, про себя, любимого, читать интереснее всего (еще Дейл Карнеги говаривал, что нет для человека приятнее имени, чем его собственное).

Главные и второстепенные

Договоритесь с ребенком, что вы будете разговаривать только главными членами предложения: «Сестра спит. Звонила бабушка. Кузнечик прыгает». Стиль, конечно, телеграфный, но, по крайней мере, ясно, что происходит. А теперь так: «Папа пошел. Маша нашла. Мама готовит. Таня уронила».

Вроде бы понятно, о ком говорится в предложении, и что этот человек делает. Но при этом речь какая-то странная. Куда пошел папа? Что нашла Маша и уронила Таня? И что готовит мама? Чего же не хватает в наших предложениях? Можете пока не упоминать терминов «переходный глагол», «дополнение», «винительный падеж», они не очень понятны ребенку и по большому счету пока не нужны. Обратите внимание на то, что предложение как бы повисает в воздухе. Несмотря на то, что в нем есть подлежащее и сказуемое, мысль остается незаконченной.

Продолжим игры с нашими книжками-«календариками». Теперь в них появится третий компонент – прямое дополнение. Для того, чтобы показать ребенку роль дополнения, возьмем глаголы, которые сочетаются с существительным в винительном падеже (т.е. переходные), например, СХВАТИЛ, ПОВСТРЕЧАЛ, СЪЕЛ. А на другой страничке напишем дополнение: МЫШКУ, КАШУ, ВОЛКА.

Потом можно попробовать изменять дополнения и сами глаголы в поисках "правильного сочетания". Что получится, если глагол и дополнение будут в разных числах: СХВАТИЛ МЫШКУ и СХВАТИЛ МЫШЕК (сочетание все равно остается грамматически "правильным", значит, согласование в числе – не тот принцип, по которому соединяются глагол и дополнение).

Определим определение

А какие наши герои? Ведь это не просто ежик, кит и кот. Они могут быть очень разными. Ежик, пускай будет КОЛЮЧИМ, кит – ОГРОМНЫМ, а кот – СОСЕДСКИМ. Так и запишем на новых страничках: КОЛЮЧИЙ, ОГРОМНЫЙ, СОСЕДСКИЙ. А теперь легким движением руки мы запросто сделаем кита соседским, а кота – колючим. Пока все хорошо, словосочетание вполне выстраивается. А почему? Не спешите отвечать на этот вопрос. Вы-то, конечно, помните из школьной программы, что определение должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже. Однако ребенку вполне по силам самому прийти к этому открытию.

Для этого сделаем персонажи грамматически несогласованными, используя разные числа и роды. Например, КОЛЮЧИЙ ЕЖИК, МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА, ПУШИСТЫЕ ЦЫПЛЯТА. Перелистнем отдельные странички: КОЛЮЧИЙ ПТИЧКА, ПУШИСТЫЕ ЕЖИК… Ерунда какая-то получается! Не хотят слова соединяться! Значит, определение должно быть согласовано с определяемым в числе и роде (падеж пока оставим, это чуть сложнее).

Что? Где? Когда?

Теперь покажем малышу, что такое обстоятельство. Обстоятельство может быть каким угодно – места, образа действия, времени. Именно обстоятельство помогает представить нам, при каких условиях происходит то или иное действие. Наши герои оказываются В ЛЕСУ, В МОРЕ, НА КРЫШЕ (обстоятельство места), свои действия они совершают ШУМНО, ТИХО, КЛУБОЧКОМ (обстоятельства образа действия), или НОЧЬЮ, ДНЕМ, УТРОМ (обстоятельства времени). В такого рода "перестановочках" наглядно видно, чем похожи эти слова и выражения, на какие вопросы они отвечают. Одним махом малыш заставляет кота клубочком плавать в море или ежика – тихо катиться по крыше.

Пусть ребенок сам придумает, как еще может происходить действие. Если он пока не умеет писать, запишите его варианты сами, а кроха проиллюстрирует свою идею. Важно, чтобы рисунки находились под нужными словами – тогда малыш легко соотнесет образ и слово.

Где искать птичку?

«Перестановочки» помогут понять и синтаксис предлогов. Скажем, есть ПТИЧКА (РУЧКА, КОТ и т.д.) и есть КЛЕТКА (ДОМ, СТОЛ). Одна мини-книжка пусть будет посвящена предложному падежу, и на отдельных страничках левого «календарика» мы напишем В, НА. На правой – КЛЕТКЕ, ДОМЕ, ГНЕЗДЕ. Где находится птичка по отношению к клетке? Рядом с каждым словом пусть малыш нарисует птичку В клетке и На клетке, кота – В доме и НА доме, ручку – В столе и НА столе.

Другая книжица расскажет о предлогах с творительным падежом – ЗА, ПЕРЕД, ПОД, НАД. Теперь птичка будет порхать ЗА клеткой, ПЕРЕД клеткой, ПОД клеткой или НАД клеткой.

Помимо расширения и закрепления словарного запаса, у этой игры есть еще одна важная функция – ребенок учится соотносить слово и положение предмета в пространстве. А этот навык пригодится ему не только на уроках русского языка, но и для математики, рисования, черчения и пр. Полезно не только рисовать, но и передвигать реальные предметы в пространстве: пусть ту же ручку малыш поместит за столом, перед столом, под столом или над ним. Каждый раз находите вместе с ребенком соответствующий предлог в вашей самодельной книжке.

Глокая куздра

Синтаксические правила понятнее детям, чем морфологические. Структура предложения ребенку понятна интуитивно. Знаменитый языковед Лев Владимирович Щерба придумал когда-то замечательную фразу «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка» и предложил ее студентам для разбора. Странно? Как же можно разобрать фразу, которую не понимаешь? А попробуйте спросить у ребенка, о ком тут говорится, кто что делает и как это происходит. Он расскажет вам, что здесь говорится про какую-то куздру (и не просто какую-то, а глокую), которая что-то сделала с бокром (и сделала это штеко!), а потом продолжает что-то делать с его детенышем. Эту куздру с бокром и бокренком можно даже нарисовать.

Обилие незнакомых слов поставит взрослого в тупик, но ребенка оно не смутит – мало ли, какие еще слова существуют! Зато он чувствует структуру речи, и по ней сам выстраивает синтаксические связи.

А поможет в этом еще одна игра:

Синтаксический конструктор

Напишите на отдельных карточках разные слова: КОТ, ПЕТЯ, ПЕНЬ, НАШЕЛ, ПРЫГАЕТ, СИДИТ, ЯГОДУ, МЫШКУ, НА, ДИВАНЕ, КРЫШЕ. Теперь будет составлять различные предложения. Вариантов – великое множество. Например, кот прыгает на диване, или Петя нашел ягоду на крыше и т.д. Обсудите с ребенком, какие предложения имеют право на существование (пусть даже смешные), а какие – нет (например, нельзя сказать «пень сидит», ведь это неодушевленный предмет). Конечно, слова вы можете подобрать какие угодно, необязательно использовать именно те, что мы предлагаем. Однако постарайтесь, чтобы в вашем наборе было по парочке подлежащих, сказуемых, дополнений и обстоятельств. Хорошо, если вы напишете их разными цветами или подчеркнете так, как это принято делать в школе – подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя, определение – волнистой линией, дополнение – пунктиром, обстоятельство – «точкой-тире». И когда ребенок встретиться с этими понятиями в школе, они будут для него не сложными символами, а старыми добрыми знакомыми.

Ведь именно в игре кроха познает устройство мира, в том числе и языкового, а вам вполне по силам помочь это сделать.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Клиники в Москве
Урология. Гинекология. Дерматология. Анализы, диагностика, лечение
Гинекология. Андрология. Дерматология. Опытные врачи. Независимая лаборатория
Клиника для детей и подростков. Запись - 24 часа. Нам доверяют с 2002 года
Врачи мирового уровня.Современное оборудование.Своя лаборатория. Маяковская
Высокое качество медицинской помощи. На рынке платных медуслуг уже 22 года
Многопрофильный медицинский центр. Европейский уровень обслуживания. Доступные цены.
Многопрофильная детская поликлиника. Наблюдение с рождения до 18 лет
14 отделений. Прием ведут врачи высшей категории.
Крупнейшая компания московского рынка коммерческих медицинских услуг для детей и взрослых.