Каждому возрасту ребенка соответствуют свои задачи развития. Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Вот основные навыки, которыми должен овладеть ребенок в определенный период.
Младенчество (от рождения до года)
Развиваются основные двигательные способности и зачатки речи, появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно, возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям.
Раннее детство (1-3 года)
Происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей, возникает и совершенствуется речь, посредством игры происходит изучение мира и обучение, возникают зачатки самоконтроля.
Дошкольный возраст (3-6 лет)
Происходит развитие понятий женского-мужского, правильного-неправильного, и т.д. Ребенок учится совместным играм.
Младший школьный возраст
Происходит развитие навыков сотрудничества, достаточных для того, чтобы быть членом коллектива, растет самосознание и развивается широкий спектр способностей – к обучению, спортивных, артистических. Остановимся на этом подробнее.
Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
задавать вопрос, договариваться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4-6 лет);
планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет);
иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8-10 лет);
считаться с другими, адекватно реагировать на других (10-12 лет).
Независимость по отношению к воспитателям и родителям должна с возрастом увеличиваться:
умение занять себя, развитие самостоятельность (4-6 лет);
иметь свое мнение, отстаивать свои интересы, самостоятельно справляться со своими делами, обращаясь ко взрослым за помощью при затруднениях (8-10 лет);
умение планировать свой досуг и самостоятельно заполнять свое свободное время (10-12 лет).
Учеба – приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
умение работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);
приобретать знания, умения и навыки в начальной школе (6-8 лет);
уметь самостоятельно учиться, проявлять терпение при овладении знаниями или навыками (10-12 лет).
Дружба – установление и поддержание контактов со сверстниками:
умение находить друга среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);
поддерживать дружеские отношения, считаться с мнением другого, умение делиться с другим, сопереживать ему (6-8 лет);
умение самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного («лучшего») друга (8-10 лет);
поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10-12 лет).
Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);
участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет);
выполнять обязанности по дому и отдельные домашние поручения: ходить в магазин, мыть посуду и т.д. (8-10 лет);
уметь выполнять более сложные работы – уборка, стирка, и т.д. (10-12 лет).
Пользование элементарными инфраструктурами (общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для досуга):
умение включать и выключать телевизор, магнитофон, и т.д. (4-6 лет);
пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет);
самостоятельно пользоваться основными элементами инфраструктуры (8-10 лет).
Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность (для жизни и для здоровья):
быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет);
уметь выбирать оптимальный способ поведения (8-10 лет);
предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (10-12 лет).
Источники
- Opriş AM., Cheie L., Visu-Petra L. Back to the future: relating the development of episodic future thinking to cognitive and affective individual differences and to motivational relevance in preschoolers. // Memory - 2021 - Vol29 - N3 - p.362-378; PMID:33706674
- DeRonda A., Zhao Y., Seymour KE., Mostofsky SH., Rosch KS. Distinct Patterns of Impaired Cognitive Control Among Boys and Girls with ADHD Across Development. // Res Child Adolesc Psychopathol - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33646480
- Bernier A., Cimon-Paquet C., Tétreault É. Sleep development in preschool predicts executive functioning in early elementary school. // Adv Child Dev Behav - 2021 - Vol60 - NNULL - p.159-178; PMID:33641792
- Möhring W., Klupp S., Zumbrunnen R., Segerer R., Schaefer S., Grob A. Age-related changes in children's cognitive-motor dual tasking: Evidence from a large cross-sectional sample. // J Exp Child Psychol - 2021 - Vol206 - NNULL - p.105103; PMID:33639577
- Zhao X., Wente A., Flecha MF., Galvan DS., Gopnik A., Kushnir T. Culture moderates the relationship between self-control ability and free will beliefs in childhood. // Cognition - 2021 - Vol210 - NNULL - p.104609; PMID:33535141
- Crasta JE., Zhao Y., Seymour KE., Suskauer SJ., Mostofsky SH., Rosch KS. Developmental trajectory of subtle motor signs in attention-deficit/hyperactivity disorder: A longitudinal study from childhood to adolescence. // Child Neuropsychol - 2021 - Vol27 - N3 - p.317-332; PMID:33243074
- Hein K., Kauschke C. Word Form Processing in Primary School Children: A Psycholinguistic Perspective. // J Speech Lang Hear Res - 2020 - Vol63 - N11 - p.3685-3699; PMID:32976050
- Wang D., Liu T., Shi J. Neural Dynamic Responses of Monetary and Social Reward Processes in Adolescents. // Front Hum Neurosci - 2020 - Vol14 - NNULL - p.141; PMID:32372935
- Canada KL., Pathman T., Riggins T. Longitudinal Development of Memory for Temporal Order in Early to Middle Childhood. // J Genet Psychol - 2021 - Vol181 - N4 - p.237-254; PMID:32252609
- Jones G., Justice LV., Cabiddu F., Lee BJ., Iao LS., Harrison N., Macken B. Does short-term memory develop? // Cognition - 2020 - Vol198 - NNULL - p.104200; PMID:32004933