Разделение маленьких детей с родителями навсегда нарушает формирование мозга
При рождении человека головной мозг является наиболее «недоразвитым» органом, его полное созревание занимает более 20 лет. Серьезные и достаточно продолжительные невзгоды, наподобие длительного исчезновения заботящегося человека, сильно влияют на структуру развивающегося мозга. Это приводит к нарушениям в эмоциональной сфере и оставляет глубокие «шрамы» на всю жизнь.
Об этом в издании The Conversation заявил Джейсек Дебйек (Jacek Debiec), доцент кафедры психиатрии Мичиганского университета (University of Michigan). Его статья является ответом на разделение семей нелегальных мигрантов, вызвавшее большой шум на прошлой неделе. И хотя президент Дональд Трамп уже издал противоположный приказ, причин беспокоиться о здоровье детей предостаточно.
Дебйек пишет, что в течение многих лет он работал с детьми, разлученными с родителями, и взрослыми, пережившими такое разделение в детском возрасте. Он отмечает, что люди справляются с этим по-разному, у некоторых развиваются очень серьезные расстройства, у других нет психиатрического диагноза. Но у всех остаются навсегда нарушенными вера окружающим и ощущение безопасности.
Психиатр на основании имеющихся научных данных рассказывает о том, что происходит с головным мозгом ребенка при разлучении с родителями.
Присутствие родителей требуется, чтобы человек рос и развивался гармонично. Это включает развитие психологических и социальных навыков, к которым относятся способности отвечать на стресс, регулировать собственные эмоции, доверять окружающим и подобные.
Любые серьезные и продолжительные нарушения родительского ухода, особенно для младенцев и младших детей, влияют на развитие мозга. Дети младше пяти лет, отделенные от родителей, не могут больше рассчитывать на их присутствие, что вызывает повышенный выброс гормонов стресса: кортизола, адреналина и норадреналина. Они помогают организму человека лучше справляться с опасностями. Однако продолжительное повышение их уровня ведет к нарушениям, включая изменение активности генов (эпигенетические нарушения). «Включение» и «выключение» определенных генов ведет к нарушениям в развитии головного мозга, изменению формирования нервных связей между отделами мозга.
Исследование детей, которые были разлучены с родителями или игнорировались родителями, а также исследования на животных последовательно подтверждают, что исчезновение родительского присутствия ведет к ускорению созревания мозга. В первую очередь это касается его отделов и соединений, ответственных за реакцию на стресс и опасности, ведет к изменениям в формировании эмоций.
Даже краткосрочная разлука может оказать негативное действие
Лабораторные исследования показывают, что не требуется много времени, чтобы разлука с родителями повлияла на мозг. У лабораторных грызунов эти изменения возникали при отлучении от родителей на два-три часа в день в течение нескольких дней подряд. Ученые подчеркивали, что именно отсутствие матери вызывает стресс, поскольку остальные факторы окружающей среды (питание, температура) оставались неизменными.
Преждевременное созревание структур головного мозга, отвечающих за реакцию на стресс и опасность, замедляет развитие детей, разлученных с родителями. Также это ведет к снижению гибкости в реакции на опасность. Например, большинство из нас может «забывать» то, что в прошлом считали опасным или страшным. Если что-то более не несет опасности, наша защитная система адаптируется. Эта способность страдает у ребенка, разделенного с матерью.
Дальнейшее воссоединение с родителями или его замена новым человеком, берущим на себя заботу о ребенке, далеко не всегда исправляет такие изменения, вызванные ранним стрессом.
Травма временного или постоянного разлучения с родителями несет риск и для общего здоровья ребенка, влияет на успеваемость в учебе, карьерные успехи и личную жизнь. В частности, в результате этого увеличивается вероятность психических расстройств, включая посттравматическое стрессовое расстройство, тревожное расстройство, злоупотребления наркотическими веществами.
Ощущение безопасности и связанная с ним способность ощущать близость, способность определять опасность и отвечать на нее, а также способность регулировать собственные эмоции очень важны. Раннее перепрограммирование нервных связей, связанных с этими функциями, может опосредованно повреждать физическое, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, вызывая пожизненные изменения.