Энциклопедия

Слабослышащий ребенок

Подбор и настройка слухового аппарата
Как выбрать слуховой аппарат? Прежде всего, необходимо пройти обследование у аудиолога или ЛОР-врача, которые определят степень потери слуха. Врач также поможет определиться с оптимальными техническими характеристиками модели. Существует множество разновидностей слуховых аппаратов, которые отличаются не только мощностью, но и способом установки. Некоторые из них настолько малы, что являются практически незаметными или размещаются непосредственно в слуховом проходе. К сожалению, они стоят гораздо дороже объемных аналогов.
Коррекционно-педагогическая помощь
Коррекционно-педагогическая помощь — метод коррекции и обучения детей с нарушениями развития. Эти патологии возникают вследствие задержки психического развития, снижения интеллектуального развития, последствий детского церебрального паралича, нарушений слуха, эмоционально-волевой сферы и поведения.
Лечение снижения слуха (тугоухости)
Лечение снижения слуха зависит от причины заболевания.
Консультация сурдолога
Сурдолог — врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний органов слуха, приводящих к нарушениям слуха и глухоте, помогает выбрать слуховой аппарат или кохлеарный имплантат. Обычно эти специалисты принимают в сурдологическом центре или клинике оториноларингологии.
Консультация ЛОР-врача
Отоларинголог (оториноларинголог) или ЛОР — врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний ушей, придаточных пазух носа, носа, ротовой полости, глотки, гортани. Ранее эту специальность часто называли «ухо-горло-нос».
Консультация детского ЛОР-врача
Детский отоларинголог (детский ЛОР) — это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний уха, горла, носа. Он может оказывать как терапевтическую, так и хирургическую помощь. ЛОР-врачу необходимо показать ребенка с:
Консультация невролога на дому
Невролог (раньше его называли невропатологом) — это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний нервной системы, в том числе патологией головного мозга, спинного мозга, периферических нервов и мышц.
Консультация детского невролога
Детский невролог (раньше его называли невропатологом) — врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний нервной системы у детей.
Консультация невролога
Невролог (раньше его называли невропатологом) — это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний нервной системы, в том числе патологиями головного мозга, спинного мозга, периферических нервов и мышц.
Консультация ЛОР-врача на дому
Отоларинголог (оториноларинголог) или ЛОР — это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний ушей, придаточных пазух носа, носа, ротовой полости, глотки, гортани и других анатомических образований головы и шеи. Ранее эту специальность часто называли «ухо-горло-нос».
Исследование бинаурального слуха
Бинауральный слух — это способность воспринимать звуки двумя ушами. Нормальная работа обоих органов очень важна, поскольку позволяет более качественно воспринимать звуковые сигналы, оценивать их источник. Диагностика бинаурального слуха направлена на оценку способности слышать каждым из ушей. Это исследование показано людям со сложностями в:
Отоневрологическое обследование
Отоневрологическое обследование включает в себя несколько тестов, которые производится для выявления и оценки патологий, связанных с нарушением управления нервной системой органами слуха и равновесия.
Аудиограмма
Аудиограммой называют графическое изображение способности человека слышать различные звуки. Этот тест назначается для диагностики качества слуха, если существуют подозрения, что у человека есть проблемы в этой области.
Электрокохлеография
Электрокохлеография (ЭКоГ) — это метод исследования, с помощью которого измеряются электрические потенциалы, генерируемые во внутреннем ухе при стимуляции звуком. Чаще всего данную диагностику проводят для выявления избыточной жидкости во внутреннем ухе. Этот тест проводится для диагностики заболеваний при:
Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга
Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — метод диагностики широкого спектра заболеваний центральной нервной системы.
Исследование отоакустической эмиссии
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) — это звук, который образуется при колебании волосков клеток улитки. Основная цель тестов для исследования ОАЭ — определение состояния улитки, в частности, ее волосковых клеток. Эта информация может быть использована для:

Пока ребенок растет, закладываются основы его личности. Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объеме.

Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается — сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действующими на слух. Если восстановить утерянный слух нельзя, то глухоту ребенка можно и нужно скомпенсировать другими средствами.

Мир за барьером

Пока ребенок растет, закладываются основы его личности. Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объеме. Через зрение, осязание и обоняние он познает формы и свойства предметов, но только через речь ребенок узнает о намерениях окружающих его людей, способах и оттенках человеческого взаимодействия. Общаясь, он через слова воспринимает эмоциональные оценки, которые люди не могут передавать иным способом. Вот почему ребенок, у которого звуковой канал передачи информации «выключен», представляет этот мир не таким, как его сверстники.

Здоровый малыш, произнося первые звуки, слышит сам себя и, подражая звукам, которые издают окружающие, учится говорить. Для формирования речи природой отведены короткие сроки: до четырех месяцев ребенок гулит, с пяти-шести месяцев активно развивается лепет, к году появляются первые слова, а в пять лет речь уже можно считать сформированной. Чтобы подхватить первый лепет и успеть поставить связную речь, в юное сознание должна течь рекой оперативная информация. Тогда ребенок научится соотносить слова «привет», «здравствуй» — и улыбку в ответ, слово «горячо» — и жжение на языке, слово «дай!» — и протянутую руку.

Если ребенок не слышит всех звуков, и с ним вовремя не проведена специальная работа, он будет либо путать, либо вообще не понимать некоторых простых слов, не сможет читать книги, решать школьные задачи. Снижение слуха окажется барьером в интеллектуальном развитии ребенка.

Страна глухих

Какой же выход из положения находили слабослышащие? Все видели людей, которых общество называет глухонемыми. Они общаются с помощью жестовой речи. Это не «калька» с русского языка, а самостоятельный полноценный язык, который может полностью удовлетворить все потребности человека в передаче информации. Но если по-русски мы спрашиваем «как тебя зовут?», то на язык жестов это будет переведено — «имя», «как?» Обыкновенный, словесный язык для таких людей — как иностранный, знать который вовсе не обязательно.

Кроме жестовой речи, есть еще дактилология — быстрое складывание пальцев руки в фигурки, обозначающие буквы алфавита. Это уже полноценный русский язык. Следовательно, ребенок, которого научили так «говорить», будет опираться на нашу речевую базу, а значит, легче найдет «общий язык» с обычными детьми.

Специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами — лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов – сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.

Педагогические технологии сегодня достигли уровня, позволяющего овладевать нормальной человеческой речью детям с любой степенью снижения слуха.

Чтобы научить ребенка чему бы то ни было, нужно ему создать условия для собственной мотивации, подтолкнуть к развитию в нужном направлении. Тогда он проявит интерес к познанию, что-то сопоставит в уже имеющихся понятиях, что-то поймет и запомнит. Как же помочь такому ребенку научиться разговаривать?

Если ребенок не слышит речи, у него нет и потребности в речевом общении. Становится понятной одна из первых задач педагогов: создать ему условия, чтобы он мог услышать себя и заинтересоваться звуками.

Методики восстановления слуха

Восстановление способности слышать достигается слухопротезированием. В России слабослышащим детям государство выдает слуховые аппараты, но, к сожалению, в большинстве случаев их возможности оставляют желать лучшего. Такой аппарат усиливает все звуки без разбора, и получается эффект мегафона — мир только оглушит ребенка, который будет стараться избавиться от этого мешающего ему приспособления.

Слуховой аппарат должен максимально учитывать индивидуальные особенности потери слуха, усиливая только определенные частоты. Правильно подобранный и настроенный, он даст ребенку возможность четко расслышать и чужую речь, и свою собственную. Обязательно нужно, чтобы ребенок слышал не только контуры слов, но и как можно больше разбирал их структуру. Искаженное восприятие приведет к неправильному произношению.

Современные слуховые аппараты, созданные по последнему слову техники, настраиваются с помощью компьютера. Однако просто купить слуховой аппарат «в коробочке» и принести его ребенку – не решение проблемы. Результативность его использования зависит и от того, насколько он точно настроен. К сожалению, довольно часто даже очень хороший слуховой аппарат, установленный неквалифицированными специалистами, оказывается пустой тратой времени и денег. Аппарат раздражает, а помощи от него никакой, ребенок не может к нему привыкнуть и постоянно снимает. Солидные фирмы заботятся о том, чтобы не допускать таких ситуаций, поэтому в стоимость аппарата включаются его подбор, настройка (возможно, процесс настройки займет несколько недель) и послепродажное обслуживание.

Обучение слабослышащего ребенка

Следующий этап – обучение ребенка со сниженным слухом. Результат сильно зависит от его индивидуальных способностей, от того, нет ли у него дополнительных отклонений в развитии. К сожалению, очень много детей, «трудных» не столько по объективным причинам, сколько по вине родителей. Ведь именно от них зависит, насколько систематично будет выполняться индивидуально разработанная программа обучения, вовремя ли подберут ребенку подходящий слуховой аппарат, как рано начнется коррекционная помощь, сколько будет «поймано» уходящего бесценного времени. Дети, которым родители уделили достаточно внимания, имеют шанс хорошо учиться в школе, не отставая в развитии от сверстников.

Но здесь родителей часто подстерегает заблуждение: заниматься с ребенком – не значит оберегать его от трудностей при общении со слышащими сверстниками. Ребенок, который проходил воспитание в специальном детском саду, где собрали детей с нарушенным слухом, порой, в среде нормально слышащих детей, не может самостоятельно выбрать себе партнера по играм. Он зачастую сначала идет к взрослому и просит того ввести его в игру других детей. Если же у ребенка совсем нет опыта общения со слышащими детьми, он выбирает из группы не того мальчика или девочку, которые ему больше понравятся, а «своего», то есть ребенка со слуховым аппаратом.

В коллективе «своих» ребенок может иметь высокий авторитет, который сразу теряет, приходя в коллектив слышащих детей. Можно предположить, что это будет способствовать развитию у него бойцовских качеств, но, как правило, такой ребенок неуверенно стоит в сторонке и ждет, когда сможет поиграть со «своими».

Таким образом, потеря слуха формирует новый социальный мир, отдаленный от мира здоровых людей. Это, конечно, хорошо, так как сплоченность и солидарность много значат. Но «свой» коллектив не только помогает, но и мешает. Например, мешает ребенку получить навыки общения со слышащими сверстниками, которые ему очень понадобятся.

Социальная изоляция от слышащего мира отражается на речи ребенка, она становится более примитивной и ориентированной на клише. Поэтому сегодня педагоги стремятся создавать в детских садах смешанные группы, где на 6 — 8 слышащих детей приходится 4 — 5 детей с нарушенным слухом. Они вынуждены «подтягиваться» до общего уровня, а слышащая среда им в этом помогает.

Родители здоровых детей сначала не знали, как относиться к таким экспериментам, но потом поняли, что их детям достаются не только высококлассные воспитательные кадры, но и бесценный социальный опыт. Общеизвестно, что в таких смешанных классах дети вырастают более добрыми и отзывчивыми.

Существуют также специальные школы с дополнительными возможностями, где дети получают в полном объеме классическое образование. Только обучение длится на один-два года дольше. Детям со сниженным слухом учиться в таких школах относительно легко, главным образом потому, что они не чувствуют себя одинокими.

Все же ребенка стоит готовить к обучению в коллективе слышащих детей, где он может оказаться единственным, кто носит слуховой аппарат. Правда, всегда можно перейти в специальную школу, но у семьи должен быть выбор. В обыкновенной массовой школе учиться трудно. Учителям на «особенного» ребенка нужно тратить больше времени, уделять ему особое внимание, — естественно, за счет других учеников. А почему они должны страдать? Дети жестоки — не справился, не доказал, что ты полноценный член коллектива, — выставят «белой вороной».

Поэтому так важно помочь ребенку на хорошем уровне овладеть устной речью и обеспечить его подходящим слуховым аппаратом, который бы максимально задействовал остаточный слух. Немаловажно также психологически подготовить его к взаимоотношениям со здоровыми людьми, не делающими никаких скидок. Получать знания и навыки — дело хорошее, но нельзя упускать главного.

Нельзя допустить развития у ребенка интернатского комплекса — «я инвалид, и все окружающие мне должны». Независимо от степени справедливости этой установки, ребенок должен научиться обходиться без нее, иначе дистанция между ним и окружающими будет увеличиваться. Помочь в этом должны дошкольная подготовка, хорошо поставленная речь, общая развитость и правильно подобранный слуховой аппарат. Если и выделяться из толпы, то разве что яркостью натуры!

Журнал «Семейный доктор» (N6) Июнь 1999 г

Связанные статьи
Медпортал нашел для вас 25 связанных статей
Болезни уха, горла и носа

Готовимся к межсезонью: главные мифы о насморке

Насморк — частый спутник межсезонья, когда погода меняется слишком быстро, а организм не успевает адаптироваться к новым условиям. В нашей статье мы развенчаем главные мифы, которые мешают лечиться правильно.

Болезни уха, горла и носа

Что такое насморк и как его лечить

В медицине насморк (он же ринит) — это воспаление слизистой оболочки носа, чаще всего связанное с попаданием в организм вирусов, бактерий или аллергенов. Современный взрослый человек за жизнь проводит около трех лет с заложенным носом, а за год может переболеть до 10 раз. Мы не привыкли уделять этому большого внимания, однако не стоит пускать сопли на самотёк!

Болезни уха, горла и носа

"Люди с плеерами станут пациентами через десять лет"

Те, кто сейчас слушают громкую музыку в наушниках – наши потенциальные пациенты лет через 10-15. Особенно стоит отметить любителей слушать музыку в метро - там уровень шума 85 децибел и выше, а в плеере звук еще громче. Наиболее вредны наушники, вставляющиеся в ухо – они ближе всего к барабанной перепонке.

Болезни уха, горла и носа

Беруши. Как защитить себя и близких от шума

Когда мы отправляемся в путешествие, то, практически не задумываясь, берем с собой средства для ухода за кожей, волосами. Но забываем про уши, хотя именно они порой становятся источником некоторых неприятностей. Точнее, не сами уши, а громкие звуки, которые мы воспринимаем через них.

Болезни уха, горла и носа

Лечение горла: без вреда и труда

Чтобы помочь больному горлу и не навредить всему организму, нужно очень тщательно подходить к выбору лекарственных средств.

Болезни уха, горла и носа

Сны по заказу, наручники от храпа и другие ночные технологии

От храпа избавляют электронная кровать и небольшой «электрошоковый» браслет. А увидеть желанные сны можно с помощью специальных очков или нового японского «кошмаровыгонятеля».

Болезни уха, горла и носа

Острая боль в горле: лечимся грамотно!

Боль в горле — одна из самых распространенных проблем. Например, в Великобритании каждый третий пациент приходит к врачу именно с жалобами на боль в горле!

Болезни уха, горла и носа

Как лечить хронический тонзиллит?

«Вашему ребенку нужно удалить миндалины», - такую рекомендацию еще не так давно давали врачи абсолютно всем родителям, чьи дети «не вылезали» из ангин. Отоларингологи рассуждали логично: нет миндалин – нет и их воспаления, то есть тонзиллита.

Болезни уха, горла и носа

Почему нельзя удалять аденоиды

Замученный, уставший ребенок, дышащий тяжело и ртом; замученные и усталые родители, поставленные перед безальтернативным выбором. «Удалять, — рекомендуют врачи родителям, — другого выхода нет».

Болезни уха, горла и носа

Надежная помощь больному горлу

Каждый из нас минимум раз в год сталкивается с болью в горле, которая может стать источником серьезных проблем.

Все статьи
Мы рекомендуем

Первый ларингоскоп: как это было

Слабослышащий ребенок

Пока ребенок растет, закладываются основы его личности. Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объеме.

Частые ОРВИ у ребёнка. Как быть?

Как только ребёнка отдают в детский сад, родители, как правило, сталкиваются с большой проблемой — острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). У некоторых детей эпизоды «простуд» следуют один за другим практически без промежутков.

Децибелами по ушам

По некоторым оценкам, десять процентов молодежи, которые подвергали себя интенсивному воздействию звуковых волн в течение 5-10 лет, начинает страдать от потери слуха.

Похожие статьи
Связанные статьи
Медпортал нашел для вас 25 связанных статей
Болезни уха, горла и носа

Сны по заказу, наручники от храпа и другие ночные технологии

От храпа избавляют электронная кровать и небольшой «электрошоковый» браслет. А увидеть желанные сны можно с помощью специальных очков или нового японского «кошмаровыгонятеля».

Болезни уха, горла и носа

Децибелами по ушам

По некоторым оценкам, десять процентов молодежи, которые подвергали себя интенсивному воздействию звуковых волн в течение 5-10 лет, начинает страдать от потери слуха.

Болезни уха, горла и носа

Гайморит и его лечение современными методами

Каждый из нас хоть раз пытался бороться с насморком, а потом бросал это занятие, руководствуясь народной мудростью: без лечения насморк проходит за неделю, а при лечении — за семь дней. В этом забавном парадоксе есть одно рациональное зерно — насморк должен длиться не более недели, в противном случае нужно поспешить к ЛОР-врачу.

Болезни уха, горла и носа

Острая боль в горле: лечимся грамотно!

Боль в горле — одна из самых распространенных проблем. Например, в Великобритании каждый третий пациент приходит к врачу именно с жалобами на боль в горле!

Болезни уха, горла и носа

Соль поможет победить насморк

Насморк — проблема, с которой так или иначе сталкивается практически каждый, будь то взрослый или ребенок. Недаром именно эта болезнь попала в книгу рекордов Гиннеса как самое распространенное заболевание на планете.

Болезни уха, горла и носа

Надежная помощь больному горлу

Каждый из нас минимум раз в год сталкивается с болью в горле, которая может стать источником серьезных проблем.

Болезни уха, горла и носа

Готовимся к межсезонью: главные мифы о насморке

Насморк — частый спутник межсезонья, когда погода меняется слишком быстро, а организм не успевает адаптироваться к новым условиям. В нашей статье мы развенчаем главные мифы, которые мешают лечиться правильно.

Болезни уха, горла и носа

Лечим простуду с умом и без переплат!

Мир давно движется по линии экономии — экономии усилий, времени, ресурсов. Это и есть прогресс. Люди хотят вкладывать меньше, получать больше и не тратить время на ожидание результатов. Когда дело касается здоровья, стратегии не то чтобы меняются, но становятся требовательнее.

Болезни уха, горла и носа

Беруши. Как защитить себя и близких от шума

Когда мы отправляемся в путешествие, то, практически не задумываясь, берем с собой средства для ухода за кожей, волосами. Но забываем про уши, хотя именно они порой становятся источником некоторых неприятностей. Точнее, не сами уши, а громкие звуки, которые мы воспринимаем через них.

Болезни уха, горла и носа

Почему нельзя удалять аденоиды

Замученный, уставший ребенок, дышащий тяжело и ртом; замученные и усталые родители, поставленные перед безальтернативным выбором. «Удалять, — рекомендуют врачи родителям, — другого выхода нет».

Все статьи
Партнерский материал

Соль поможет победить насморк

Безопасный способ снять отек

Читать →
Партнерский материал

"Люди с плеерами станут пациентами через десять лет"

Раньше проблемы со слухом ассоциировалась с преклонным возрастом. Сейчас ими все чаще страдает молодежь. Почему? Как проверить слух? Что делать тем, кто плохо слышит?

Читать →