Научные кружки для детей

Научные кружки для детей
 3 минуты
  • Врачи
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

С чем у вас ассоциируется словосочетание «дополнительное образование»?

Обычно оно связывается с пением, танцами, рисованием или еще каким изящным искусством. Между тем, дополнительное образование может быть очень даже фундаментально-научным. И оставаться при этом интересным и захватывающим занятием. Речь идет о научных кружках для школьников.

Зачем нужны научные кружки?

  • Научные детские секции действительно позволяют существенно расширить рамки школьной программы, причем не в сухой теории, а в самой, что ни на есть, живой практике. Дети учатся работать с настоящими приборами (микроскопами, телескопами и др.), изучают растения и животных, ездят в интересные экспедиции.
  • Подобная деятельность во многих случаях определяет и будущую профессию вашего чада. Согласитесь, что профессиональная ориентация уже в школьном возрасте – вещь весьма полезная.
  • Нередко бывает так, что в классе у ребенка по тем или иным причинам нет друзей. В этом случае кружок или учебная группа может стать настоящей отдушиной – ведь здесь собираются единомышленники. И не важно, что их объединяет – любовь к насекомым, археологические раскопки или экосистема пресных вод – главное, что у них есть общие интересы и, как минимум, тема для беседы.

Где их искать?

Если вы живете рядом с бывшим районным Дворцом пионеров (сейчас он, скорее всего, называется Дворцом творчества или Досуговым центром), считайте, что вам повезло. Научные кружки и секции в этих заведениях имеют многолетнюю историю, в них нередко работают высококвалифицированные вузовские преподаватели, увлеченные своим делом (кстати, многие из них сами вышли из подобных кружков).

Другой вариант – собственная или соседняя школа. В этом случае вы сможете сэкономить время на дороге – и не только по времени, но и по силам.

Обычно информацию о хороших кружках и руководителях передают «из уст в уста», поэтому имеет смысл поговорить с соседями по лестничной клетке или с родителями одноклассников вашего ребенка.

Но есть и официальные источники: справочники по школьному и внешкольному образованию. Существует, например, "Телефонный справочник образовательных учреждений города Москвы". Там можно найти телефоны и основного, и коррекционного, и дополнительного образования по округам.

Какие бывают научные кружки?

Если вашего ребенка манят звезды и далекие планеты, присмотритесь к кружкам по изучению космоса. В учебных группах можно изучать астрономию и космонавтику. «Занимательную астрономию» осваивают уже первоклассники, в средних классах можно попробовать свои силы в планетологии и общей астрофизике, а старшеклассникам доступны компьютерная астрофизика и телескопостроение.

Юным любителям живой природы подойдет станция юннатов или учебные группы, специализирующие на экологическом образовании. Ученики начальных классов изучают основы биологии, энтомологии, экологии растений и животных. В 5-8 классах можно заняться зоогеографией, орнитологией (наукой о птицах), зоологией и флористикой. В старших классах научные возможности начинающих естествоиспытателей существенно расширяются – биофизика, экспериментальная химия, общая медицина и т.д. Фанаты динозавров и прочей доисторической красоты уже со второго класса могут изучать древних животных, а с пятого класса заниматься палеонтологией.

Есть кружки и для начинающих геологов. На занятиях они не только знакомятся с минералами и горными породами, но и ездят в настоящие экспедиции – на Кавказ, в Крым, на берег Байкала, на Балтийскую и Куршскую косы, на Белое море и т.д. И это не просто развлечение – ребята пишут настоящие исследовательские работы, участвуют в научных чтениях.

Если ребенок увлечен историей, отличной идеей для него будет археологический кружок. Не по картинкам, а «вживую» он познакомится с античной историей и основами археологии, примет участие в археологической экспедиции.

Но на самом деле, специализация кружка – это не самый главный фактор, который должен повлиять на ваш выбор. Как же не ошибиться в выборе кружка?

Три условия успеха

  • Выбирайте педагога! Настоящий профессионал, увлеченный своим делом, может заинтересовать чем угодно и кого угодно. Важно, чтобы он подходил вашему ребенку по темпераменту. Поэтому если кто-то рассказал вам о замечательном педагоге, для начала убедитесь, что он подойдет именно для вашего чада. Сделать это можно на Дне открытых дверей или просто заглянув на занятия кружка в любое время года.
  • Учитывайте дорогу. Утомительная дорога, с несколькими пересадками способна свести на нет весь эффект занятия. И чем младше ребенок, тем существеннее для вас должен быть этот фактор.
  • Интересуйтесь новыми знаниями и навыками, которые ребенок получает в секции.

Сколько стоит?

При том, что образование у нас становится все более и более платным, большинство научных кружков и секций остаются бесплатными. Что не может не радовать. Если в спортивных секциях или художественных студиях придется платить не только за занятия, но и за специальное оборудование или снаряжение, то научное увлечение вашего отпрыска не скажется на семейном бюджете. С какими-то приборами он будет работать непосредственно на занятиях, а если возникнет необходимость, например, в электронном микроскопе или профессиональном телескопе для серьезного исследования, то у руководителя практически всегда есть друзья и знакомые в разных научных учреждениях, которые помогут и советом, и оборудованием.

Инесса Смык

Благодарим ДНТТМ, филиал Московского городского дворца детского и юношеского творчества, за помощь в подготовке материала

Источники

  • Connor CM., Day SL., Zargar E., Wood TS., Taylor KS., Jones MR., Hwang JK. Building Word Knowledge, Learning Strategies, and Metacognition with the Word-Knowledge E-Book. // Comput Educ - 2019 - Vol128 - NNULL - p.284-311; PMID:30923418
  • Jenkins E., Hawkes R., Murray A. A Scoping Review of the Associations of Golf with Eye Injuries in Adults and Children. // J Sports Med (Hindawi Publ Corp) - 2016 - Vol2016 - NNULL - p.7216325; PMID:27504485
  • Jago R., Sebire SJ., Davies B., Wood L., Banfield K., Edwards MJ., Powell JE., Montgomery AA., Thompson JL., Fox KR. Increasing children's physical activity through a teaching-assistant led extracurricular intervention: process evaluation of the action 3:30 randomised feasibility trial. // BMC Public Health - 2015 - Vol15 - NNULL - p.156; PMID:25879810
Похожие статьи
Дипломы и сертификаты