Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой.
Ведь первый урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, после серьезной интеллектуальной нагрузки не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия.
Три кита правильного завтрака
Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов:
- Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки. Имейте в виду, больше пользы и витаминов в недавно собранных фруктах. Такие есть даже зимой! Это цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут черешня, клубника, зелень.
- Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
- Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Итак, фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака. Но как быть, если ваше чадо наотрез отказывается от полезной еды и норовит либо пропустить завтрак вообще, либо схватить на ходу шоколадку, закусить чипсами и запить кока-колой?
Все знают, что питание должно быть регулярным, разнообразным и безопасным. Однако как воплотить эти замечательные принципы в жизнь? Научить ребенка выбирать полезную еду, заботиться о своем здоровье, самому контролировать, что и как он ест? В Институте возрастной физиологии РАО под руководством академика М.М.Безруких по инициативе и при поддержке компании Nestle в 2006 году разработали новую образовательную программу «Разговор о правильном питании». Цель этой программы – в игровой форме привить детям культуру здорового питания. Программа успешно работает в 27 регионах России. Но что же делать, если в вашу школу эта замечательная программа пока не пришла? Действовать самим!
Спасение утопающих…
Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. За трапезой обратите внимание ребенка на часы, покажите, где находятся стрелки, повернитесь к окну и посмотрите вместе с ним: солнышко встает, мы завтракаем, а теперь солнце уже высоко, пора обедать. После обеда поспали, снова посмотрели на часы - время для полдника. А вечером, когда солнце заходит, садимся ужинать. Так кроха учится организовывать свое питание. И если в детском саду или дома главная ответственность лежит на воспитателях и родителях, то в школе он сам решит, на какой перемене пора съесть принесенный из дома бутерброд или яблоко, а, вернувшись домой, сможет организовать себе простой обед.
Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок, находясь в здравом уме и твердой памяти, не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать! Доверьте малышу самому контролировать свой рацион. Можно, например, завести специальный дневник, куда ребенок будет записывать или рисовать самые полезные блюда, которые он съел в течение дня. Разделите все продукты на самые полезные (которые нужно есть ежедневно), полезные (употребляемые не каждый день) и те, что можно есть нечасто. К первой группе относятся овощи и фрукты, мясо, рыба, растительное масло, молоко, йогурт, сыр, крупы. Вторая группа включает яйца, мед, орехи, сухофрукты, макаронные изделия, нежирные сорта колбасы и сосисок, бобовые. И, наконец, третья группа продуктов – кондитерские изделия (торты, пирожные), копчености, мороженое, шоколад, жирные соусы и пр.
Таким образом, незаметно для самого себя ваше сокровище научится оценивать полезность своего дневного рациона. Обсудите с ним результаты дневниковых записей - на прошлой неделе ты съел пять полезных продуктов, а на этой - целых восемь!
Да и с пресловутой кашей можно поэкспериментировать. Что, если добавить в нее орешки, семечки, сухофрукты, или может быть, горсть свежих ягод? А если не просто добавить, а нарисовать забавную мордочку, выложив из изюминок глазки, нос - из орешка, а рот - из капли яркого варенья?
О том, что перед едой положено мыть руки, знают все. Только дети почему-то об этом забывают. Не ругайте малыша и не сердитесь на него. Лучше повесьте на видное место большой календарь, и пусть ребенок сам отметит улыбающейся рожицей те дни, когда он ни разу не забыл вымыть руки перед едой. Уже к 5-6 годам у ребенка должно быть сформировано представление о свежести продуктов. Обращайте его внимание на запах, цвет, вкус того или иного блюда. Приучите малыша к тому, что даже при малейших подозрениях на несвежесть продукта, есть его ни в коем случае нельзя. Увы, питание в школьных и детсадовских столовых не всегда безопасно для наших детей. И очень важно, чтобы ребенок обращал внимание на то, что он ест.
Завтрак для отличника
Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов сделайте ребенку небольшое послабление в диете.
Витамин В1 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе - помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке.
Интенсивная учеба - это всегда стресс для организма. В результате стресса нередко развивается дисбактериоз. Значит, на столе вашего школьника обязательно должны быть биопродукты, обогащенные бифидо- и лактобактериями.
А вот от готовых завтраков в виде хлопьев лучше отказаться. Британская ассоциация потребителей предъявила им серьезные обвинения.
«Многие завтраки содержат достаточное количество витаминов и минералов, однако вместе с этим в их состав входит избыточное количество других, совсем не полезных для здоровья компонентов. Такие результаты были получены в 85 из 100 случаев», - заявила представитель ассоциации потребителей Мишель Смит. По ее словам, 32% детских завтраков содержат слишком много сахара, а 64% - избыточное количество соли. В частности, в продукции таких популярных марок, как All-Bran, Oat Krunchies или Golden Grahams, специалисты ассоциации обнаружили столько же соли, как и в 25-граммовом пакетике соленых орешков, подаваемых пиву.
Рецепты
Быстрая каша «С добрым утром!»
Вам понадобится: 3-4 столовых ложки овсянки самого мелкого помола, 1 стакан кипятка, 2 чайных ложка сахара
Залить овсянку кипятком, поставить в микроволновку или на огонь на одну минуту (если вы варите кашу в микроволновке, то удобнее делать это в большой и глубокой керамической тарелке). В кашу по желанию можно добавить немного сливочного масла, сухофрукты, орехи, варенье.
Сырники
Вам понадобится: 250 г творога, 1 яйцо, соль, сахар по вкусу, 2 ст.л. муки высшего сорта, растительное масло для жаренья.
Творог смешать с яйцом, добавить соль, сахар, тщательно перемешать, добавить муку. Замесить тесто. Вылепить шарики, обвалять их в муке и расплющить, чтобы они были высотой 1 см. Жарить на умеренном огне. Подавать со сметаной, вареньем или медом.
А можно творожную массу не жарить, а сварить в подсоленной воде. И тогда у вас получатся:
Ленивые вареники
Вам понадобится: творог 1 пачка (200г), яйцо 1 шт., сахар 1-2 ст.л., мука 2 ст.л., ваниль на кончике ножа, соль 1/8 ч.л.
Растереть творог с яйцом, солью, сахаром и ванилью. Добавить муку и тщательно перемешать. Выложить тесто на посыпанную мукой доску и размять, присыпать сверху мукой и раскатать до 1 см. толщины. Вырезать с помощью формочки или просто нарезать полосками с палец толщиной. Опускать в кипящую подсоленную воду. Варить, пока не всплывут. Достать шумовкой и выложить слоями на блюдо, каждый слой слегка посыпать сахаром, чтоб не слипались. Подавать со сметаной или растопленным сливочным маслом.
Горячие блюда из творога требуют больше времени для приготовления. Можно приготовить их с вечера, а утром останется только разогреть.
Инесса Смык
По материалам альманаха «Детское питание», 2006
Источники
- Balch G., Heal C., Cervin A., Gunnarsson R. Oral corticosteroids for painful acute otitis externa (swimmer's ear): A triple-blind randomised controlled trial. // Aust J Gen Pract - 2019 - Vol48 - N8 - p.565-572; PMID:31370128
- McKeirnan KC., Garrelts MacLean L. Pharmacist, physician, and patient opinions of pharmacist-treated minor ailments and conditions. // J Am Pharm Assoc (2003) - 2019 - Vol58 - N6 - p.599-607; PMID:30266565
- Ghanpur AD., Nayak DR., Chawla K., Shashidhar V., Singh R. Comparison of Microbiological Flora in the External Auditory Canal of Normal Ear and an Ear with Acute Otitis Externa. // J Clin Diagn Res - 2017 - Vol11 - N9 - p.MC01-MC04; PMID:29207743
- Amani S., Moeini M. Comparison of Boric Acid and Combination Drug of Polymyxin, Neomycin and Hydrocortisone (polymyxin NH) in the Treatment of Acute Otitis Externa. // J Clin Diagn Res - 2016 - Vol10 - N7 - p.MC01-4; PMID:27630871
- Nichols AW. Medical Care of the Aquatics Athlete. // Curr Sports Med Rep - 2016 - Vol14 - N5 - p.389-96; PMID:26359841
- Fischer M., Dietz A. [Acute external otitis and its differential diagnosis]. // Laryngorhinootologie - 2015 - Vol94 - N2 - p.113-25; quiz 126-8; PMID:25658865
- Gharaghani M., Seifi Z., Zarei Mahmoudabadi A. Otomycosis in iran: a review. // Mycopathologia - 2015 - Vol179 - N5-6 - p.415-24; PMID:25633436
- Hui CP. Acute otitis externa. // Paediatr Child Health - 2013 - Vol18 - N2 - p.96-101; PMID:24421666
- Авторы не найдены [Swimmer's ear is in season. Summer, sun, pain in the ear]. // MMW Fortschr Med - 2013 - Vol155 - N14 - p.20; PMID:24006582