Развивающие центры для самых маленьких

  • Врачи
  • Лечение
  • Статья обновлена: 15 февраля 2021

Раннее развитие нынче модно. И не имеет смысл обсуждать – хорошо это или плохо – примем этот факт как данность.

А вокруг всякой популярной идеи тут же возникают многочисленные коммерческие проекты. И если еще десять лет назад раннее развитие было уделом немногих энтузиастов исключительно в домашних условиях, то теперь этим самым развитием вашего чада готовы заняться многочисленные центры с заманчивыми названиями типа «Умка», «Знайка», «Гениальный малыш», «Детская академия» и т.д. Кому же не хочется, чтобы его ребенок был гениальным? Но что обещают и чего в реальности можно ждать от развивающего центра для годовалого карапуза? Как выбрать подходящую группу, чтобы потом не было мучительно жалко потраченных денег, а главное – физического и психологического здоровья начинающего гения? ## Зачем нужны «развивающие группы»? Если честно, то ребенок прекрасно сможет развиться и без специальных центров. И дело здесь не только в том, что в нашем детстве не было подобных институтов – и ничего, приличными людьми выросли. И даже не в том, что у малыша в этом возрасте еще нет потребности в общении и социализации (которую обещают в центре). Основная причина заключается в том, что для малыша в возрасте до трех лет самым главным учителем и самым важным человеком остается мама. Больше всего на свете ему необходимо ее внимание, ее любовь. И если на занятиях в центре она будет час посвящать только ему, петь с ним песенки и лепить снеговиков из пластилина, он с радостью будет туда ходить – это время посвящено только ему, а не Интернету и приготовлению обеда. И вот тут-то мы выясняем, что развивающие центры на самом деле больше нужны мамам, а не детям. Это мамам тесно в четырех домашних стенах. И это мамы тоскуют по обществу, но на работу им еще «рано», а в институт – уже «поздно». Да и с ребенком надо чем-то заниматься, а фантазия иссякла, и новые игры остаются лишь теорией на страницах популярных родительских журналов. И развивающие центры в этой ситуации – совсем неплохая идея. Ребенку полезно сменить обстановку, увидеть новых людей, новые игрушки, побегать и порезвиться, а маме – пообщаться с «коллегами», позаниматься с малышом чем-то новым и интересным, а потом продолжить эти занятия уже дома. Так что, если это как раз ваш случай, давайте выясним, что нас ждет в центрах раннего развития. ## Чем будем заниматься? Стандартный джентльменский набор подобных центров обычно включает в себя пальчиковые и музыкально-речевые игры, логопедические разминки, подвижные и хороводные игры. Для того чтобы было, что показывать родственникам, предусмотрены прикладные занятия – лепка, аппликация, рисунок. Некоторое время посвящается музыкальному образованию – развитию чувства ритма, голоса, элементам танца. В конце или в середине занятия бывает кукольный спектакль – по типу «театра на столе». Особая тема – занятия по системе Марии Монтессори. Они предполагают наличие специального оборудования для развития мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия, которое в этом возрасте идет особенно интенсивно. Если вам обещают, что в результате занятий ваше чадо, не успев оторваться от материнской груди, научится читать и считать, музицировать не хуже Моцарта и вообще «выгодно отличаться от своих сверстников» – бегите быстрее. В лучшем случае вас нахально обманут и будут заниматься с малышами более традиционными для этого возраста вещами. В худшем – на самом деле будут пытаться заполнить все занятие исключительно интеллектуальной деятельностью, чуть ли не усаживая карапузов за парты. Имейте в виду, что детей, которые не умеют говорить, учить читать нельзя. Известны случаи, когда развитие речи из-за этого задерживалось еще больше – с одной стороны, потому что мозг был занят другим делом (учился читать), а с другой – потому что в речи уже не было острой необходимости – малыши начинали «изъясняться» с помощью кубиков с буквами. Абсолютно все занятия должны проходить в форме игры! Причем, эта игра должна быть подвижной и активной. В раннем детстве вся информация воспринимается только так и не иначе. И еще важный момент – мама обязательно должна не только присутствовать на занятии, но и принимать в нем активное участие. Это нужно, с одной стороны, для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности, а с другой – чтобы мама могла понять на практике, чем заниматься с ребенком дома. ## Ориентируемся на местности Допустим, по описанию вам подошла пара вариантов неких центров развития. Как действовать дальше? - **Оцените дорогу.** Оптимальный вариант – чтобы можно было дойти от дома до центра пешком. В крайнем случае – транспорт, но не более 20 минут. Иначе занятия потеряют всякий смысл для ребенка: во время дороги он утомится так, что не способен будет ничего воспринимать. - **В первый раз сходите в центр без ребенка.** Вам нужно будет подробно выяснить маршрут, чтобы не метаться потом по улицам с малышом на руках. Нередко развивающие центры находятся в подвалах жилых домов или в детских садах, так что их далеко не сразу можно заметить. - **Побеседуйте с будущим педагогом, с родителями других малышей** , которые уже занимаются в центре. - **Обсудите с администратором все финансовые вопросы** : есть ли пробное занятие, вступительный взнос, система скидок. - **Оцените чистоту помещения** , не стесняйтесь заглянуть в туалеты – они совершенно точно пригодятся вашему ребенку. ## Как вести себя на занятиях Итак, выбор сделан, и вы собираетесь на первое занятие. О чем нужно помнить? Самое главное – не сравнивать успехи своего сокровища с успехами других детей. Мы ведь выяснили уже, что центр раннего развития гораздо больше нужен вам, чем малышу, и вы с ним идете туда совсем не для того, чтобы «выгодно отличаться от сверстников». Более того, ребенок имеет полное право поначалу вообще ничего не делать на занятиях. Не тормошите и не торопите его, а лучше с энтузиазмом сами играйте в пальчиковые игры и водите хороводы. Уверяем, что рано или поздно малыш захочет к вам присоединиться. Ваша цель – процесс, а не результат! **Полезные ссылки на центры раннего развития в Москве:** - [Справочник о детских развивающих центрах, о бассейнах, о вальдорфских садах и группах, о курсах иностранных языков для детей, о ледовых катках, о садах и группах, работающих по методике Монтессори, о танцевальных и театральных студиях, о художественных школах.](http://www.mother.ru/info/?m=3&a=9) - [Интерактивная схема метро с развивающими клубами для детей](http://trampampam.ru/malyshi/). - [Адреса и телефоны развивающих центров с кратким описанием услуг](http://www.danilova.ru/info/moscow/cenrt_razvitie.htm). - [Подборка развивающих центров (с отзывами посетителей).](http://ratings.7ya.ru/edu/list.aspx?cid=2&tid=39) _**Инесса Смык**_

Источники

  • González CA., Bonet C., de Pablo M., Sanchez MJ., Salamanca-Fernandez E., Dorronsoro M., Amiano P., Huerta JM., Chirlaque MD., Ardanaz E., Barricarte A., Quirós JR., Agudo A., Rivera Ferrer MG. Greenhouse gases emissions from the diet and risk of death and chronic diseases in the EPIC-Spain cohort. // Eur J Public Health - 2021 - Vol31 - N1 - p.130-135; PMID:33001211
  • Acevedo G., López L., Willington A., Burrone S., Farias A., Sánchez J. Association of vaccination coverage with sociodemographic factors in workers of primary health care centers of Cordoba, Argentina. // Rev Fac Cien Med Univ Nac Cordoba - 2016 - Vol73 - N3 - p.163-169; PMID:27805552
  • Roman G., Bala C., Craciun A., Craciun CI., Rusu A. EATING PATTERNS, PHYSICAL ACTIVITY AND THEIR ASSOCIATION WITH DEMOGRAPHIC FACTORS IN THE POPULATION INCLUDED IN THE OBESITY STUDY IN ROMANIA (ORO STUDY). // Acta Endocrinol (Buchar) - 2020 - Vol12 - N1 - p.47-54; PMID:31258800
  • Zhang YH., Bao YG., Chen H., Tan HZ. [Study on the causes of sexual orientation of gay]. // Zhonghua Yu Fang Yi Xue Za Zhi - 2013 - Vol47 - N11 - p.1006-9; PMID:24507228
  • Semenov YR., Yeh ST., Seshamani M., Wang NY., Tobey EA., Eisenberg LS., Quittner AL., Frick KD., Niparko JK., Eisenberg LS., Johnson K., Luxford W., Visser-Dumont L., Martinez A., Hammes Ganguly D., Still J., Stika CJ., Niparko JK., Bowditch S., Chinnici J., Clark J., Francis H., Mertes J., Ostrander R., Yeagle J., Marsiglia D., Mellon N., Dougherty M., O'Leary Kane M., Ouellette M., Verhoff J., Hodges A., Balkany T., Lopez A., Goodwin L., Zwolan T., Arnedt C., El-Kashlam H., Starr K., Thomas E., Teagle HF., Buchman CA., Zdanski C., Eskridge H., Pillsbury HC., Woodard J., Tobey EA., Britt L., Lane J., Roland P., Shin S., Sundarrajan M., Warner-Czyz A., Wang NY., Carson C., Fink NE., Grace T., Bayton P., Quittner A., Barker D., Cruz I., Kimberg C., Romero S., Grimley MB., Niparko JK., Eisenberg LS., Fink NE., Quittner AL., Thal D., Tobey EA., Wang NY. Age-dependent cost-utility of pediatric cochlear implantation. // Ear Hear - 2014 - Vol34 - N4 - p.402-12; PMID:23558665
  • García-Arenzana N., Navarrete-Muñoz EM., Peris M., Salas D., Ascunce N., Gonzalez I., Sánchez-Contador C., Santamariña C., Moreo P., Moreno MP., Carrete JA., Collado-García F., Pedraz-Pingarrón C., Ederra M., Miranda-García J., Vidal C., Aragonés N., Pérez-Gómez B., Vioque J., Pollán M. Diet quality and related factors among Spanish female participants in breast cancer screening programs. // Menopause - 2012 - Vol19 - N10 - p.1121-9; PMID:22760085
Клиники в Москве

Подпишитесь на наши новости, чтобы получать их первыми