Однако таких хладнокровных родителей немного. Хотя при этом все понимают, насколько важно развивать в ребенке творческое начало – залог нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях. Но можно ли обойтись меньшей кровью, тем более, что полки в магазинах завалены разнообразными наборами для детского творчества? Впрочем, можно ли по-настоящему творить, руководствуясь инструкцией и готовыми деталями?
Нарисуем или слепим?
Любопытно, что самые «творческие» наборы чаще можно найти не в магазинах развивающих игрушек, а в канцелярских отделах или в магазинах для художников. Это самые разнообразные краски (от привычных акварели или гуаши до более сложных масляных, темперных, акриловых или даже витражных), карандаши, фломастеры, мелки (восковые, масляные, пастельные. Они могут быть предназначены как для тривиальной бумаги или картона, так и для дерева, металла или даже ткани или фарфора.
Если ваше чадо любит лепить, то его порадуют наборы различного пластилина (насыщенных, «кислотных» тонов или мягких, пастельных, с блестками и без оных). Есть пластилин, застывающий на воздухе и превращающийся в твердую субстанцию, а есть специальная «пластика», которую для этой цели нужно запечь в духовке – и готова настоящая игрушка. Есть различные виды глины – терракотовая, голубая, белая – особым образом обработанная для детей, не токсичная и безвредная для кожи.
Материалы для рисования и лепки подойдут уже двухгодовалому ребенку (а специальные пальчиковые краски можно давать даже десятимесячному младенцу). И поскольку в этом возрасте особенно важно развивать тактильные ощущения, то прекрасно, если малыш познакомится с разными художественными материалами.
Детские наборы для рисования могут включать в себя большое количество разных красок, фломастеров и мелков, упакованные в специальный чемоданчик – что-то вроде огромного пенала. Но по большому счету, все это вы прекрасно сможете купить и по отдельности – ориентируясь на потребности своего ребенка (например, одним детям больше нравится яркая масляная пастель, а другие предпочитают набор фломастеров со штампиками для печати).
Наборы для лепки могут состоять из собственно пластилина, стеков, формочек, шприцов для выдавливания тонких колбасок и пр. Продается в магазине и почти настоящий гончарный круг вместе с голубой глиной и прочими инструментами для изготовления домашней керамики.
Рисование и лепка – это творчество в чистом виде, не ограниченное шаблонами и инструкциями, так что подобных наборов много не бывает, в хозяйстве все пригодится.
Часть и целое
Эта проблема занимает всех без исключения детей. Почему чашка, упав на пол, разбивается на множество частей? Почему из них нельзя сделать целую посудину, а из отдельных комочков теста или пластилина опять собирается большой колобок?
Из большого сделать много маленьких кусочков – не сложно, а вот из множества мелких деталей сложить одно целое – задача гораздо сложнее. На ее решение и направлена эта серия наборов, предназначенная для детей от трех лет.
Самый простой (и, заметим, наиболее творческий) вариант – аппликация. Особенно, если ребенку предлагать не готовые формы, а материал или хотя бы геометрические фигуры, из которых он по собственному разумению и фантазии будет складывать готовые композиции. Вам останется только показать, как намазать детали клеем, чтобы они держались на века.
Наборы «Смальта» предназначены для детей от пяти лет. Они представляют собой кусочки вспененной резины разных цветов и форм. По образцу их нужно выложить на специальную подложку и залить разведенным гипсом. Получается что-то вроде мозаики.
С некоторой натяжкой к творческим наборам можно отнести и обычную мозаику, паззлы, головоломки (Танграм, Колумбово яйцо и пр.) – в них тоже целое собирается из частей. С натяжкой – потому что здесь ребенок может действовать только по образцу. Он решает логические задачки, тренирует мелкую моторику пальцев, но от его фантазии в этих видах деятельности ничего не зависит.
Какие бывают раскраски
Некоторые педагоги и психологи раскраски не любят – как раз потому, что творческого начала в них немного. Действительно, например, раскраски по номерам – когда для каждого участка нужно подобрать краску по определенному номеру – к творчеству имеют весьма отдаленное отношение.
Но если ваше чадо любит раскрашивать традиционные контурные раскраски цветными карандашами и красками, присмотритесь к другим материалам – возможно, это даст ему новый толчок для развития творческого начала. Большинство из них предназначены для детей старше пяти лет.
Например, вариантом раскраски можно считать фрески – с готового контура снимается защитный слой бумаги, и на липкую поверхность высыпается цветной песок. Потом таким же образом подготавливается другой участок и «раскрашивается» песком другого цвета. Кстати, неплохая тренировка для мелкой моторики, особенно, если вы высыпите песок в небольшую розетку, а малыш будет брать его оттуда щепотью.
Другой вид раскраски – витражные картинки. В одних наборах уже имеется готовый контур, в других – его нужно нарисовать самостоятельно по образцу, и после высыхания раскрасить специальными красками, которые через несколько часов образуют прозрачную цветную пленку. У вас получится самодельная наклейка, которую можно приклеивать не только на стекло, но и на любую гладкую фактуру (кафель, зеркало, мебель), а когда надоест – легко отклеить, не рискуя испортить поверхность.
Впрочем, витражными красками можно рисовать и прямо по стеклу – вот вам и новые возможности для творчества.
Еще раскраски бывают деревянными – называются роспись по дереву. В набор входит дощечка с выжженным контуром и набор красок, которыми и предлагается расцветить рисунок.
А еще можно раскрашивать не только плоскую поверхность, но и рельефную. Например, гипсовые барельефы. Для начала нужно будет отлить из гипса форму – рамку для фотографии, новогоднюю игрушку или магнит для холодильника, а после застывания – вынуть из формы и раскрасить прилагающимися гуашевыми красками. Имейте только в виду, что гуашь даже после высыхания все равно пачкает руки. Поэтому либо покройте поделку лаком, либо используйте другие краски – например, акрил.
Небольшой, но очень полезный подарок
Самая большая часть наборов для детского творчества предназначена для детей от семи лет. И это не удивительно. Во-первых, их ручки уже весьма ловки и умелы, а во-вторых, в этом возрасте у детей появляется потребность в продуктивной деятельности, для них важен не только процесс, но и результат их творчества. Необходимо, чтобы получилась некая ВЕЩЬ – имеющая свою практическую ценность.
Самые традиционные наборы – для шитья и вышивания.
Самые маленькие рукодельницы лет пяти могут вышивать по пластиковой сетке пластмассовой иглой (травмоопасность минимальна!), а после семи лет можно попробовать вышивать уже настоящей иглой по настоящей ткани – по нарисованному контуру. И высший пилотаж – вышивать без нарисованного контура, ориентируясь только по схеме.
Используя наборы для шитья , можно сшить мягкую игрушку, подушечку для иголок или настоящую пушистую подушку с забавным зверьком.
Если же традиционные виды рукоделия не очень привлекают ваше сокровище, можно попробовать более оригинальные способы. Например, с помощью соответствующих наборов юная модница сможет сплести себе или подружке фенечку из бисера или шнуров, изготовить оригинальное украшение из деревянных или пластмассовых бусин и даже соткать поясок на настоящем ткацком станке.
Существуют и специальные наборы для изготовления свечей (почти свечной заводик для отца Федора из «Двенадцати стульев»!), причем самые разнообразные. Можно делать свечки, укладывая вокруг фитилька гелевые гранулы – они будут постепенно таять, отражая трепетный свет. Можно сворачивать свечи из разноцветных ароматных листов воска. А можно использовать обычный парафин, разогрев его на водяной бане и залив в соответствующую резиновую форму.
Есть в продаже и детские наборы для изготовления гобеленов. Причем, для создания высокохудожественного произведения не придется коротать дни и ночи за ткацким станком. Детские гобелены делаются на пластиковой основе с уже сделанными в ней прорезями. Остается только протягивать в эти прорези нитки в соответствии с рисунком.
Но какой бы набор для детского творчества вы ни выбрали для своего чада, помните, что самое главное – не требовать от него точного соответствия образцу. Неплохая мысль – купить второй набор для себя и не лезть к ребенку с советами и указаниями. Творите сами – и малышу обязательно захочется к вам присоединиться!
Инесса Смык
Источники
- Sobo EJ. Salutogenic Education? Movement and Whole Child Health in a Waldorf (Steiner) School. // Med Anthropol Q - 2015 - Vol29 - N2 - p.137-56; PMID:25294256