Логопеды и психологи не устают повторять о том, как важно заниматься мелкой моторикой – в первую очередь, для развития речи, ну и для координации движений, подготовки руки к письму, рисованию, рукоделию и пр.
Ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития (внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти). А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, придумано множество специальных игр и игрушек.
Для самых маленьких – от 0 до года
Примерно с трех-четырех месяцев малыш превращается в настоящего Хватайку – хватательный рефлекс помогает ему в исследовании этого мира. Крохотные пальчики норовят схватить все, что им попадается по пути, сжать, отпустить, и посмотреть, что из этого выйдет. Поэтому для этого возраста прекрасно подойдут погремушки , причем, лучше, если они будут не только из пластмассы, но и из ткани, дерева, лозы и пр.
После шести месяцев ребенка наверняка заинтересуют мягкие книжки из ткани. Рукодельная мама может сшить такую книжку самостоятельно, а менее рукодельная и более занятая найдет подобное произведение в магазине.
Аналог мягкой книжки, только в более масштабном варианте – развивающий коврик. Обычно он бывает оснащен разными интересными деталями – небьющимся зеркальцем, мягкими пружинками, «шуршалками» и «пищалками», на которые малыш с удовольствием будет нажимать, исследуя новый звук.
Примерно с 9-10 месяцев вашему юному следопыту наверняка пригодится развивающий центр – его можно укрепить на кроватке или играть с ним на столе. Он представляет собой панель с различными ручками, кнопочками, дисками, которые можно вертеть, нажимать, поворачивать и т.д. Сейчас существуют как импортные, так и отечественные варианты подобных игрушек. Они способны отвлечь младенцев даже от папиного мобильника и пульта от телевизора.
От года и старше
Мы сознательно не указываем верхнюю возрастную границу, потому что со многими игрушками ребенок может играть достаточно долго, тренируя, например, точность и скорость движений. Если для первых опытов ставится задача просто собрать простенький конструктор или попасть шнурком хотя бы в одну дырочку, то потом ребенок может делать это на скорость, с закрытыми глазами и т.д. Так что развивающие игрушки – это выгодное вложение капитала, игрушка не на один раз, а на несколько лет.
Кубики и конструкторы
Построить башню – задача не из легких. Особенно, для непослушных пальчиков. Но это, казалось бы, нехитрое занятие, прекрасно развивает координацию движений, чувство равновесия, знакомит с простыми физическими законами (например, опытным путем ребенок убеждается в том, что самый большой и тяжелый кубик лучше класть в основание конструкции, а маленький и легкий пригодится для ее завершения). Кстати, еще один вариант элементарного конструктора – всем известные пирамидки.
Лучше выбрать классический вариант – с постепенным уменьшением диаметра кругов. Материал – предпочтительнее дерево, окрашенное в чистые, насыщенные цвета.
Более старшие дети с удовольствием будут собирать дома, замки, технику и даже зверей – специальные сборные деревянные и пластмассовые модели предназначены для детей от 5-7 лет.
Рамки и вкладыши
В педагогическую практику эти игрушки ввела знаменитая Мария Монтессори. Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, или матрешки). Еще один вариант объемных вкладышей – так называемый сортер , или логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы, куда надо вложить соответствующую фигуру).
Ребенок тренирует точность движений, знакомится «на ощупь» с основными геометрическими формами. Бывают из дерева, пластмассы или вспененной резины.
Мягкие конструкторы
Представляют собой фигурки из различных тканей (от ситца и шелка до ковролина) с застежками-липучками. Опять же бывают плоскостными – когда на однотонном поле нужно собрать человечка, животное или геометрическую конструкцию, а бывают – объемными, трехмерными (снеговик, клоун, башня). Для развития мелкой моторики здесь служат липучки.
Фигурки на магнитах
Вам надоела скучная белая поверхность холодильника? В этом случае можно поручить его дизайн вашему крохе и выдать ему магнитную мозаику (она бывает в виде разноцветных букв, цифр, геометрических фигур). Пока чадо будет тренировать координацию и пространственное мышление, вы как раз успеете приготовить обед.
Доски Сегена (разборные картинки)
Самый простой вариант паззлов, доступный даже годовалым карапузам. Представляют собой фанерные дощечки с картинками, которые разрезаны на несколько частей. В каждую часть вставлена маленькая ручка – чтобы деталь можно было легко вынуть из рамки, а потом вставить на место. Для самых маленьких частей должно быть немного – не больше 2-3. Потом, разумеется, их количество постепенно увеличивается.
Желательно, чтобы место разреза картинки не проходило через фигурку или через хотя бы через голову человека или животного. Во-первых, голова персонажа служит для ребенка неким смысловым центром композиции, а во-вторых, некоторые чувствительные дети очень расстраиваются, когда собачка или человечек «разрезан».
От трех лет и старше
Шнуровки
По-настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском ежике, домике или игрушечном башмаке. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его и не требуйте, чтобы он сразу «как положено» зашнуровал всю игрушку вдоль и поперек. Это придет позднее, а пока важно закрепить первый успех.
Паззлы
В переводе с английского это слово означает «головоломка, затруднение». Но ведь мы не ищем легких путей! Тем более, что паззлы могут превратиться в развлечение для всей семьи. Кроме мелкой моторики, эта игра формирует еще и пространственное представление, цветовое восприятие (иногда нужно подобрать очень точный цветовой оттенок). Получившиеся картины можно разобрать, а потом собрать снова, а можно наклеить на шкаф или на стену, получив тем самым стильное мозаичное украшение для детской комнаты.
Мозаики
Эта игра была еще в нашем детстве (хоть что-то знакомое и узнаваемое, не считая, конечно, матрешек и пирамидок!) Самые маленькие могут просто выкладывать дорожки из разноцветных кружков, а детишки постарше уже сделают композицию по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Пальчиковые куклы и куклы-перчатки
Пальчиковые куклы могут быть деревянными (маленькая игрушка с выемкой для пальца) и мягкими (из ткани или трикотажа сшивается трубочка, на которой укрепляется головка и остальные детали). Кукла-перчатка (би-ба-бо) надевается сразу на всю руку. Такой нехитрый театральный реквизит поможет не только устроить домашний кукольный спектакль с участием вашего малыша, но и заодно – потренировать пальчики.
Прекрасно развивает мелкую моторику и разнообразная творческая деятельность – лепка, рисование, аппликация, шитье, вязание и т.д.
Как видите, тренировать мелкую моторику можно с помощью самых разнообразных занятий. Выбор – за вами!
Инесса Смык
Источники
- Brons A., de Schipper A., Mironcika S., Toussaint H., Schouten B., Bakkes S., Kröse B. Assessing Children's Fine Motor Skills With Sensor-Augmented Toys: Machine Learning Approach. // J Med Internet Res - 2021 - Vol23 - N4 - p.e24237; PMID:33885371
- Dinkel D., Snyder K. Exploring gender differences in infant motor development related to parent's promotion of play. // Infant Behav Dev - 2020 - Vol59 - NNULL - p.101440; PMID:32240875
- Araujo DM., Santos DCC., Lima MCMP. Home environment of infants with risk indicators for hearing loss tends to be less stimulating. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol - 2019 - Vol120 - NNULL - p.146-151; PMID:30797111
- Hartinger SM., Lanata CF., Hattendorf J., Wolf J., Gil AI., Obando MO., Noblega M., Verastegui H., Mäusezahl D. Impact of a child stimulation intervention on early child development in rural Peru: a cluster randomised trial using a reciprocal control design. // J Epidemiol Community Health - 2017 - Vol71 - N3 - p.217-224; PMID:27612978
- Wei QW., Zhang JX., Scherpbier RW., Zhao CX., Luo SS., Wang XL., Guo SF. High prevalence of developmental delay among children under three years of age in poverty-stricken areas of China. // Public Health - 2015 - Vol129 - N12 - p.1610-7; PMID:26318615
- Tierney CD., Gupta VB., Angel AP., Augustyn M. Teasing out specific language impairment from an autism spectrum disorder. // J Dev Behav Pediatr - 2012 - Vol33 - N3 - p.272-4; PMID:22472945