Дело в том, что умение классифицировать очень важно для ребенка. Он может не уметь писать и читать, но способность выделять общие функциональные признаки у самых разных предметов поможет ему усвоить практически все школьные премудрости. А чтобы это классификация стала интересной, способ, как всегда, один – превратить ее в игру!
Уборка как развивающее занятие
Для самых маленьких классификации имеет смысл только в том случае, если с ней связно какое-то практическое действие. Раскладывать карточки с птичками и рыбками малышам кажется на редкость глупым занятием. Но зато наводить порядок – это настоящее дело! Кстати, известный педагог М. Монтессори считала, что трехлетки особенно стремятся упорядочить для себя мир. Знают это и вальдорфские педагоги. Поэтому после каждой игры под немудреную песенку они начинают вместе с детьми раскладывать игрушки по местам. В одну корзинку – ракушки, в другую – каштаны, в третью – желуди. Можно пока даже ничего не объяснять ребенку. Он и сам увидит, что камешек, случайно попавший в корзину с желудями, выглядит в ней как-то неуместно. Заметит и переложит в другую коробочку. Между прочим, это и есть первый опыт классификации.
Очень наглядно для ребенка и распределение по цвету. Можно, например, подобрать для хранения небольших игрушек коробочки разных цветов. В красную коробку отправятся красные игрушки, в желтую – желтые и т.д. Можно и обычные обувные коробки оклеить цветной бумагой или хотя бы положить внутрь коробок яркие листы разных цветов.
Пусть вас не смущает, когда в одной игрушке одновременно встречаются сразу несколько цветов. Так даже интереснее – ее можно положить то в одну, то в другую коробку. А для тех, кому это занятие кажется бессмысленным, напомним, что таким образом дети осваивают понятия множеств и их пересечения.
Что еще можно классифицировать?
Все! Группы, объединенные общим признаком, можно составлять из чего угодно. Только имейте в виду, что чем младше ребенок, тем сложнее ему манипулировать карточками, и уж, тем более, словами. Последовательность должна быть такой:
- Реальные предметы.
- Карточки.
- Слова.
Нередко родители жалуются на то, что ребенок не понимает, что значит «лишний предмет». И действительно, для малыша он может быть совсем даже не лишним. Ему все нужно: и желтая машинка, и четыре зеленых мячика. Лучше оперировать словом «не подходит».
На первом этапе взрослый сам распределяет игрушки по группам (объединяющим признаком может быть цвет, форма, материал, вес и т.д.). В какой-то момент малыш непременно захочет присоединиться. Тогда ему можно предложить два-три варианта, которые могут продолжить логический ряд. Допустим, вы собрали несколько игрушек, имеющих форму шара (мячик, неваляшку, несколько деревянных или стеклянных шариков). Предложите малышу на выбор воздушный шарик, книжку и стакан. Что из этих предметов подходит к шарообразной компании?
Когда ребенок войдет во вкус «продолжения ряда», можно как бы по ошибке поставить в ряд предмет, который не будет обладать общим свойством. Он не подходит, не похож на всех остальных!
Постепенно можно составлять логические ряды не из реальных предметов, а из карточек. Условия игры те же: продолжить логический ряд и найти, какой предмет не подходит для него. Для того, чтобы ребенок не чувствовал себя, как на экзамене, во время игры стоит меняться ролями. Сначала вы строите для ребенка логический ряд с «лишним» предметом, а потом – он для вас. Поиграв с цветом и формой, можно усложнять объединяющие признаки. Классифицировать можно по признакам: большое - маленькое, животные - растения, дикое - домашнее и т.д. Разложенные карточки можно распределять на подгруппы. Например, первое задание было: "отдели домашних животных от диких", а второе задание может быть: "выбери все карточки, изображающие хищников". Дальше можно предложить разделить и хищников, разложив их, например, по росту или по месту обитания (север-юг).
Для классификации подойдут и природные материалы (благо, лето дает нам такие возможности!), пуговицы, открытки, игральные карты (по мастям или по ранжиру) и пр.
Только два слова всего – «да» и «нет»
Классифицировать без опоры на зрительный образ довольно сложно. Это задача как минимум для старших дошкольников. Зато подобные игры не требуют никаких аксессуаров, помогут вам скоротать время в дороге, в очереди к врачу, займут непоседливое чадо на довольно долгий промежуток времени. Для начала ребенок будет ведущим. Он загадывает какой-то предмет (можно взять карточку с изображением этого предмета и спрятать ее). Задача взрослого – угадать, что изображено на карточке. Он может задавать ведущему любые вопросы об этом предмете, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Диалог может выглядеть, например, так:
- Это живое существо?
- Да.
- Это зверь?
- Нет.
- Птица?
- Да.
- Городская?
- Да.
- Большая?
- Нет.
- Воробей.
- Да.
Роль ведущего детей обычно очень привлекает. Но, когда ребенок хорошо усвоит правила игры, можно загадывать предметы по очереди.
Третий лишний и IQ
Если вашему чаду больше пяти лет, вы можете проверить уровень его IQ с помощью небольшого теста. Он составлен специально для детей английскими психологами Г.Вильсоном и Д. Гриллз.
В каждом задании есть некий список слов. Из этого списка все слова, кроме одного, имеют что-то общее друг с другом. Задача ребенка – найти лишнее слово. Если он умеет читать, пусть работает над заданием в своем темпе. Если же читать будете вы, то постарайтесь интонацией не «подсказывать» правильный ответ. Не торопите и не «подталкивайте» ребенка. Примите его первый ответ и не сообщайте ему, прав он или нет. Повторять слова можно столько раз, сколько ребенок попросит.
Задания будут последовательно усложняться, поэтому будьте внимательны. Если ребенок не отвечает на пять вопросов подряд, тестирование следует прекратить.
Задания:
- кошка, собака, дом
- шляпа, велосипед, пальто
- дерево, пирог, печенье
- нож, вилка, ложка, лодка
- карандаш, фломастер, ручка, сад
- стул, стол, паук, шкаф
- ладонь, рука, телевизор, нога
- поросенок, щенок, котенок, корова
- ботинки, перчатки, шлепанцы, туфли, носки
- плачет, смеется, сидит, улыбается, хмурится
- локоть, колено, зуб, палец, шея
- кукушка, орел, пчела, малиновка, воробей
- роза, дуб, фиалка, тюльпан, гвоздика
- январь, весна, декабрь, апрель, август
- облака, ветер, ураган, гора, циклон
- лавина, тюлень, эскимос, полярный медведь, морж
- ребра, ключица, череп, позвоночник, сердце
- анютины глазки, дуб, пчела, колодец, улитка
- квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник, куб
- мама, бабушка, папа, дочь, сестра
- свинина, оленина, треска, говядина, баранина
- пантера, тигр, лев, леопард, зебра, гепард
- лебедь, бревно, пробка, камень, шлюпка, утка
- чертополох, куница, дикобраз, шиповник, еж
- ветряная мельница, яхта, флюгер, лайнер, воздушный змей
- звезда, метеор, комета, планета, космонавт, астероид
- Цезарь, Кромвель, Линкольн, Чайковский, Ленин
- плато, долина, каньон, ущелье, расселина
- черепаха, крокодил, дельфин, ящерица, змея
- Альпы, Нил, Гималаи, Анды, Скалистые горы, Кавказ
- тигр, тюлень, лягушка, черепаха, рыба, крокодил
- жемчуг, рубин, сапфир, изумруд, бриллиант
- Микеланджело, Марко Поло, Колумб, Дрейк, Ливингстон
- труба, тромбон, горн, бубен, туба, рожок
- каучук, нейлон, хлопок, кожа, мешковина
- Архимед, Дарвин, Эдисон, Ньютон, Эйнштейн, Наполеон
- ель, дуб, ясень каштан, береза
- черепаха, кенгуру, крот, олень крыса, кит
- Ренуар, Ван-Гог, Сезанн, Моцарт, Пикассо, Дали
- сорт, трос, рост, тост, торс
Правильные ответы:
- дом
- велосипед
- дерево
- лодка
- сад
- паук
- телевизор
- корова
- перчатки
- сидит
- зуб
- пчела
- дуб
- весна
- гора
- лавина
- сердце
- колодец
- куб
- папа
- треска
- зебра
- камень
- куница
- лайнер
- космонавт
- Чайковский
- плато
- дельфин
- Нил
- рыба
- жемчуг
- Микеланджело
- бубен
- нейлон
- наполеон
- ель
- черепах
- Моцарт
- тост
Как подсчитывать баллы
Запишите, сколько правильных ответов дал ребенок. Если вы прекратили тестирование, потому что ребенок не ответил на пять вопросов подряд, и какая-то часть заданий осталась неопробованной, разделите число этих заданий на пять и прибавьте результат к числу правильных ответов. У вас получилось число набранных баллов. Теперь с помощью таблицы определите коэффициент интеллекта вашего ребенка (эта цифра будет стоять на пересечении возраста и полученных баллов).
Правильные ответы | Возраст | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
6 | 66 | 64 | 62 | 60 | |||
8 | 76 | 72 | 69 | 67 | 65 | 62 | |
10 | 85 | 80 | 76 | 73 | 70 | 68 | 66 |
12 | 95 | 87 | 83 | 78 | 76 | 73 | 71 |
14 | 105 | 95 | 88 | 84 | 81 | 77 | 75 |
16 | 115 | 104 | 96 | 90 | 86 | 83 | 79 |
18 | 125 | 112 | 103 | 96 | 91 | 87 | 84 |
20 | 135 | 122 | 110 | 102 | 96 | 92 | 88 |
22 | 147 | 130 | 118 | 109 | 102 | 96 | 92 |
24 | 160 | 141 | 126 | 116 | 107 | 101 | 96 |
26 | 152 | 136 | 124 | 114 | 107 | 100 | |
28 | 147 | 132 | 121 | 113 | 106 | ||
30 | 141 | 128 | 119 | 111 | |||
32 | 152 | 137 | 126 | 117 | |||
34 | 146 | 133 | 124 | ||||
36 | 156 | 140 | 130 | ||||
38 | 158 | 137 | |||||
40 | 145 |
Обратите внимание, что полученный результат – это не IQ в целом, а лишь коэффициент одного теста по классификации (весь тест на IQ займет, к сожалению, слишком много места в журнале).
Если ребенок захочет, после тестирования «пройдитесь» еще раз по заданиям, на этот раз – вместе. Возможно, ему захочется узнать правильные ответы в тех заданиях, которые он не смог выполнить. Обязательно объясните ему, почему какое-то слово оказалось лишним среди своих соседей.
Надеемся, что наш тест поможет вам не только определить интеллектуальные способности вашего ребенка, но и повысить их уровень.
Инесса Смык
Источники
- НЕ НАЙДЕНО!