Если ваш юный лингвист задается этим вопросом, пришла пора синтаксических игр. Ведь именно синтаксис «отвечает» в языке за связь слов в словосочетания и предложения. В переводе с греческого это слово и означает «составление». Так что мы тоже будем с вами составлять, переставлять – только не детали конструктора, а живые слова.
В предыдущих номерах мы говорили о том, как сделать игрушки-перестановочки и показать малышу фонетическое и морфологическое устройство слова. По тому же принципу изготовим следующие книжки.
Кто что делает?
Эта книжка состоит из трех страничек. Технология вам наверняка знакома. Ведь в журналах нередко печатаются книжки-самоделки, когда нужно вынуть несколько страниц, разрезать их по определенным линиям, вложить друг в друга и скрепить на сгибе степлером или прошить ниткой. Мы тоже сделаем такую книжку для наших синтаксических штудий. А когда странички книжки будут скреплены, одновременно разрежем их пополам перпендикулярно линии скрепления. Это важный технический момент – тогда перелистывать отдельные части вашей книжки будет легче, и вид у нее будет более аккуратный.
Теперь повернем надрезанную книжку так, чтобы перед нами оказались два «отрывных календарика», соединенных вместе. Левый «календарик» – это подлежащее, правый – сказуемое. Слева на каждой страничке запишем по одному слову: ЕЖИК, КОТ, КИТ. Справа – КАТИТСЯ, КРАДЕТСЯ, ПЛАВАЕТ. Если теперь перелистнуть только одну часть, не перелистывая другую, получится чепуха: КИТ КРАДЕТСЯ, ЕЖИК ПЛАВАЕТ и т.д. По ходу дела можно ненавязчиво пояснить, что на первой части написано, кто действует, а на второй – что именно он делает.
В следующий раз можно сделать книжку уже с 5-10 страничками. У нас большой популярностью пользовалась «Чепуха про нашу семью». Слева мы писали: МАМА, ПАПА, МАРУСЯ, ДАША, БАБУШКА, ДЕДУШКА, ТЕТЯ, ДЯДЯ, а слева – ГОТОВИТ ОБЕД, ИГРАЕТ, РАБОТАЕТ, СПИТ, ЧИТАЕТ, ПИЛИТ и т.д. Подчеркните, что несмотря на то, что ситуация выходит порой забавной, предложение все равно получается – т.е. подлежащее и сказуемое в любом случае составляют элементарное предложение. А по ходу дела малыш потренируется в чтении – ведь, как известно, про себя, любимого, читать интереснее всего (еще Дейл Карнеги говаривал, что нет для человека приятнее имени, чем его собственное).
Главные и второстепенные
Договоритесь с ребенком, что вы будете разговаривать только главными членами предложения: «Сестра спит. Звонила бабушка. Кузнечик прыгает». Стиль, конечно, телеграфный, но, по крайней мере, ясно, что происходит. А теперь так: «Папа пошел. Маша нашла. Мама готовит. Таня уронила».
Вроде бы понятно, о ком говорится в предложении, и что этот человек делает. Но при этом речь какая-то странная. Куда пошел папа? Что нашла Маша и уронила Таня? И что готовит мама? Чего же не хватает в наших предложениях? Можете пока не упоминать терминов «переходный глагол», «дополнение», «винительный падеж», они не очень понятны ребенку и по большому счету пока не нужны. Обратите внимание на то, что предложение как бы повисает в воздухе. Несмотря на то, что в нем есть подлежащее и сказуемое, мысль остается незаконченной.
Продолжим игры с нашими книжками-«календариками». Теперь в них появится третий компонент – прямое дополнение. Для того, чтобы показать ребенку роль дополнения, возьмем глаголы, которые сочетаются с существительным в винительном падеже (т.е. переходные), например, СХВАТИЛ, ПОВСТРЕЧАЛ, СЪЕЛ. А на другой страничке напишем дополнение: МЫШКУ, КАШУ, ВОЛКА.
Потом можно попробовать изменять дополнения и сами глаголы в поисках "правильного сочетания". Что получится, если глагол и дополнение будут в разных числах: СХВАТИЛ МЫШКУ и СХВАТИЛ МЫШЕК (сочетание все равно остается грамматически "правильным", значит, согласование в числе – не тот принцип, по которому соединяются глагол и дополнение).
Определим определение
А какие наши герои? Ведь это не просто ежик, кит и кот. Они могут быть очень разными. Ежик, пускай будет КОЛЮЧИМ, кит – ОГРОМНЫМ, а кот – СОСЕДСКИМ. Так и запишем на новых страничках: КОЛЮЧИЙ, ОГРОМНЫЙ, СОСЕДСКИЙ. А теперь легким движением руки мы запросто сделаем кита соседским, а кота – колючим. Пока все хорошо, словосочетание вполне выстраивается. А почему? Не спешите отвечать на этот вопрос. Вы-то, конечно, помните из школьной программы, что определение должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже. Однако ребенку вполне по силам самому прийти к этому открытию.
Для этого сделаем персонажи грамматически несогласованными, используя разные числа и роды. Например, КОЛЮЧИЙ ЕЖИК, МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА, ПУШИСТЫЕ ЦЫПЛЯТА. Перелистнем отдельные странички: КОЛЮЧИЙ ПТИЧКА, ПУШИСТЫЕ ЕЖИК… Ерунда какая-то получается! Не хотят слова соединяться! Значит, определение должно быть согласовано с определяемым в числе и роде (падеж пока оставим, это чуть сложнее).
Что? Где? Когда?
Теперь покажем малышу, что такое обстоятельство. Обстоятельство может быть каким угодно – места, образа действия, времени. Именно обстоятельство помогает представить нам, при каких условиях происходит то или иное действие. Наши герои оказываются В ЛЕСУ, В МОРЕ, НА КРЫШЕ (обстоятельство места), свои действия они совершают ШУМНО, ТИХО, КЛУБОЧКОМ (обстоятельства образа действия), или НОЧЬЮ, ДНЕМ, УТРОМ (обстоятельства времени). В такого рода "перестановочках" наглядно видно, чем похожи эти слова и выражения, на какие вопросы они отвечают. Одним махом малыш заставляет кота клубочком плавать в море или ежика – тихо катиться по крыше.
Пусть ребенок сам придумает, как еще может происходить действие. Если он пока не умеет писать, запишите его варианты сами, а кроха проиллюстрирует свою идею. Важно, чтобы рисунки находились под нужными словами – тогда малыш легко соотнесет образ и слово.
Где искать птичку?
«Перестановочки» помогут понять и синтаксис предлогов. Скажем, есть ПТИЧКА (РУЧКА, КОТ и т.д.) и есть КЛЕТКА (ДОМ, СТОЛ). Одна мини-книжка пусть будет посвящена предложному падежу, и на отдельных страничках левого «календарика» мы напишем В, НА. На правой – КЛЕТКЕ, ДОМЕ, ГНЕЗДЕ. Где находится птичка по отношению к клетке? Рядом с каждым словом пусть малыш нарисует птичку В клетке и На клетке, кота – В доме и НА доме, ручку – В столе и НА столе.
Другая книжица расскажет о предлогах с творительным падежом – ЗА, ПЕРЕД, ПОД, НАД. Теперь птичка будет порхать ЗА клеткой, ПЕРЕД клеткой, ПОД клеткой или НАД клеткой.
Помимо расширения и закрепления словарного запаса, у этой игры есть еще одна важная функция – ребенок учится соотносить слово и положение предмета в пространстве. А этот навык пригодится ему не только на уроках русского языка, но и для математики, рисования, черчения и пр. Полезно не только рисовать, но и передвигать реальные предметы в пространстве: пусть ту же ручку малыш поместит за столом, перед столом, под столом или над ним. Каждый раз находите вместе с ребенком соответствующий предлог в вашей самодельной книжке.
Глокая куздра
Синтаксические правила понятнее детям, чем морфологические. Структура предложения ребенку понятна интуитивно. Знаменитый языковед Лев Владимирович Щерба придумал когда-то замечательную фразу «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка» и предложил ее студентам для разбора. Странно? Как же можно разобрать фразу, которую не понимаешь? А попробуйте спросить у ребенка, о ком тут говорится, кто что делает и как это происходит. Он расскажет вам, что здесь говорится про какую-то куздру (и не просто какую-то, а глокую), которая что-то сделала с бокром (и сделала это штеко!), а потом продолжает что-то делать с его детенышем. Эту куздру с бокром и бокренком можно даже нарисовать.
Обилие незнакомых слов поставит взрослого в тупик, но ребенка оно не смутит – мало ли, какие еще слова существуют! Зато он чувствует структуру речи, и по ней сам выстраивает синтаксические связи.
А поможет в этом еще одна игра:
Синтаксический конструктор
Напишите на отдельных карточках разные слова: КОТ, ПЕТЯ, ПЕНЬ, НАШЕЛ, ПРЫГАЕТ, СИДИТ, ЯГОДУ, МЫШКУ, НА, ДИВАНЕ, КРЫШЕ. Теперь будет составлять различные предложения. Вариантов – великое множество. Например, кот прыгает на диване, или Петя нашел ягоду на крыше и т.д. Обсудите с ребенком, какие предложения имеют право на существование (пусть даже смешные), а какие – нет (например, нельзя сказать «пень сидит», ведь это неодушевленный предмет). Конечно, слова вы можете подобрать какие угодно, необязательно использовать именно те, что мы предлагаем. Однако постарайтесь, чтобы в вашем наборе было по парочке подлежащих, сказуемых, дополнений и обстоятельств. Хорошо, если вы напишете их разными цветами или подчеркнете так, как это принято делать в школе – подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя, определение – волнистой линией, дополнение – пунктиром, обстоятельство – «точкой-тире». И когда ребенок встретиться с этими понятиями в школе, они будут для него не сложными символами, а старыми добрыми знакомыми.
Ведь именно в игре кроха познает устройство мира, в том числе и языкового, а вам вполне по силам помочь это сделать.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Источники
- Pointeau G., Mirliaz S., Mealier AL., Dominey PF. Learning to Use Narrative Function Words for the Organization and Communication of Experience. // Front Psychol - 2021 - Vol12 - NNULL - p.591703; PMID:33762991
- Chen YP., Chen YY., Lin JJ., Huang CH., Lai F. Modified Bidirectional Encoder Representations From Transformers Extractive Summarization Model for Hospital Information Systems Based on Character-Level Tokens (AlphaBERT): Development and Performance Evaluation. // JMIR Med Inform - 2020 - Vol8 - N4 - p.e17787; PMID:32347806
- Cruice M., Botting N., Marshall J., Boyle M., Hersh D., Pritchard M., Dipper L. UK speech and language therapists' views and reported practices of discourse analysis in aphasia rehabilitation. // Int J Lang Commun Disord - 2020 - Vol55 - N3 - p.417-442; PMID:32090417
- Calais LL., Lima-Gregio AM., Arantes P., Gil D., Borges AC. A study on the semantic association of Brazilian Portuguese words. // Codas - 2017 - Vol28 - N5 - p.497-506; PMID:27812675
- McDermott EE., Smart JL., Boiano JA., Bragg LE., Colon TN., Hanson EM., Emanuel DC., Kelly AS. Assessing Auditory Processing Abilities in Typically Developing School-Aged Children. // J Am Acad Audiol - 2016 - Vol27 - N2 - p.72-84; PMID:26905528
- Kulkarni G., Premraj V., Ordonez V., Dhar S., Li S., Choi Y., Berg AC., Berg TL. Babytalk: understanding and generating simple image descriptions. // IEEE Trans Pattern Anal Mach Intell - 2013 - Vol35 - N12 - p.2891-903; PMID:22848128