Кубики Зайцева

Кубики Зайцева
 5 минут
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Речь пойдет про обучение чтению по Зайцеву. И вот его основные принципы.

  • Ребенок переходит не от простого к сложному (от буквы к слогу, а потом слову), а получает сразу доступ ко всем складам (не путать со слогом) русского языка. Если по классической системе малыш сначала учит букву М и А по отдельности, потом ему объясняют, что если «ММММ бежит к А», то, в итоге, получится «МА», то ребенок, обучающийся по зайцевской системе, изначально видит именно склад МА (если до этого он видел его уже сотни раз, то легко вычленит в слове).
  • Весь материал предъявляется детям сразу целиком, а не по частям. То есть, если это кубики – то сразу все, если таблицы – то тоже вся целиком, а не по частям.
  • Методика игровая и не предполагает долгого сидения и зубрежки.

Что такое склад

Склад - это один гласный, один согласный или сочетание согласного и гласного.

Все склады для удобства представлены кубиками. Твердые согласные – это большие кубики, мягкие – это маленькие. Сам Зайцев пишет по этому поводу вот что: «Это объём резонатора полости рта с речевыми органами. Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — челюсть опущена, язык назад и вниз, щеки раздуваем. БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ — челюсти почти сомкнуты, язык вперед и вверх, между языком и нёбом на фонетической схеме лишь узенькая полосочка свободного пространства, щеки поджаты. В большой колокол бьём - Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — низкий тон. В маленький — БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ — высокий тон».

Кроме этого, кубики нескольких цветов: коричневые с глухими согласными и поэтому с глухим звуком, т.к. внутри деревяшки (например, ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П), серые со звонкими согласными и поэтому звенят звонким металлическим звоном (БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б) - в этом случае понятия "звонкий" и "глухой" тоже осваиваются детьми как бы сами собой.

Есть еще кубики только с гласными, большие: У-О-А-Э-Ы и маленькие: Ю-Ё-Я-Е-И, кубики для согласных с твердым знаком и двойные для шипящих.

Эта методика для работы в группе, подойдет ли она моему ребенку и есть ли смысл покупать кубики домой?

Есть ли смысл покупать кубики – это должен решать родитель исходя из особенностей своего ребенка и своих собственных взглядов на образование и наличия свободного времени. Фактически – кубики Зайцева одно из хорошо зарекомендовавших себя, проверенных временем учебных пособий по обучению чтению с отличной методической базой (книги Зайцева и Лены Даниловой сейчас продаются почти во всех крупных книжных магазинах). У кубиков, пожалуй, есть только один существенный минус – это пособие недешево, за последний год цена на кубики в наших магазинах поднялась ровно в 2 раза, насколько я знаю, теперь они стоят уже 1600 рублей за несобранный комплект и 2000 рублей - за собранный.

Теперь что касается работы в группе.

Кубики Зайцева СОЗДАВАЛИСЬ для работы в группе, но уже давно только такими быть перестали. Вышли книги Лены Даниловой, которая ратует именно за домашнее обучение по кубикам с рождения, накопились данные педагогов, работающих по кубикам индивидуальным образом.

С какого возраста можно начинать заниматься с малышом по кубикам дома и в группе?

Дома - хоть с самого рождения, только не заниматься – а играть, причем, только играть. В группе: лет с 3-х лет.

Как выбрать подходящую группу? На что обратить внимание?

Прежде всего, посмотрите, как работают с кубиками, выполняются ли основные принципы обучения:

  • у детей есть доступ сразу ко всем кубикам
  • есть хотя бы минимальный временной интервал свободной в них игры (т.е. когда ребенок МОЖЕТ взять кубик и МОЖЕТ, если захочет, спросить, что здесь написано и получить ответ)
  • никто не усаживает малыша за парту, не требует утомительного заучивания букв, результата их слияния и т.п. и не предлагает различные наукообразные понятия.

Обратите внимание, есть ли у преподавателя какой-то дополнительный материал по обучению чтению по складовому принципу (альбомы, карточки, книжки, складовые картинки и т.д.).

И безусловный пункт, который надо всегда иметь в виду: нравятся ли занятия самому ребенку?

А что делать с этими кубиками дома?

Главное - не прятать на антресоли.

Включайте кубики в свою повседневную жизнь, в любые игры с малышом, в чтение книг. Приучите себя, отвечая на вопрос малыша или же демонстрируя новую игрушку, вещь – писать нужное слово кубиками и показывать и его тоже.

Если ребенок любит играть в машинки, стройте мосты, дороги и гаражи из кубиков, возите кубики в кузове, делайте из них «дорожные знаки», потихоньку подключая информацию: «здесь напишем МОСТ», а ШУ-ШО-ША-ШЕ-ШИ-Ш давай положим в кабину, его надо отвезти на стройку.

Если ваша любимая игра в куклы – их можно кормить как различной едой, подписанной кубиками: «Видишь, куколка, написано КАША, мы покормим тебя кашей», так и самими кубиками: «Давай «МО» будет морковкой. Кушай, зайка, морковку».

Можно ли играть в эти кубики с уже читающими детками?

Даже нужно, раз уж они есть в доме. Кубики - отличный материал для расширения словарного запаса. Когда ребенок уже читает/складывает слова, самое время менять ассортимент игр.

Вот только несколько вариантов:

  • кто больше придумает слов на выпавший склад;
  • цепочка: я складываю МОРОЖЕНОЕ, а другой игрок придумывает слово на последний склад в этом случае – это Е, собирая, например, слово ЕДА, следующий уже сочиняет слово на склад ДА и т.д.
  • вариация «Эрудита»: все кубики закрыть простынкой, каждый игрок, не подглядывая, достает себе по 5-6 кубиков. Кто сможет больше придумать слов со своими кубиками?

Кстати параллельно вы будете развивать и слух: кубики-то звенят по-разному.

Много хороших советов по работе с читающими детками есть в прилагаемой к набору кубиков книжке. Н. Зайцев даже рекомендует писать кубиками или по таблице в первом/втором классе диктанты – резон в этом есть, ребенок еще на этапе приобщения к грамотному письму подсознательно усваивает большинство правил грамматики (кубика, где «Ж» написана с буквой «Ы» он в наборе найти не сможет).

Что еще можно сделать в рамках методики Зайцева

Можно вешать на стены тематические "выставки" (в ход идут вырезки из различных журналов: четкое фото 1 предмета или живого существа на однотонном фоне + подписи к картинке, сделанные складовым способом: ударный склад всегда черный, все остальные менее яркие). Желательно, чтобы "выставки" постоянно менялись и перемещались по дому (перевесить картинки).

Кроме меняющейся, должна быть и стабильная «выставка» вашей семьи: это близкие люди, которые живут с малышом. Наверняка в любом доме найдется парочка фотографий в рамочках на стеллажах с книгами, на стойке для телевизора. Если эти фотографии расположить так, чтобы они стали заметны и ребенку - хуже точно не будет (в идеале их можно повесить на уровне взгляда или пальчика малыша – чтобы мог показать, но не мог снять со стены).

Сделайте «подписи» к основным предметам мебели: холодильник, шкаф, кровать, диван, двери и т.п.

Личное наблюдение: ребенок почти однозначно замечает и запоминает запрещающие надписи. Как бы вы не хотели оградить малыша от различных запрещений, так или иначе такие места в квартире все равно есть. У нас это: «Анина тумбочка», когда малыш пытается ее открыть старшая девочка показывает на надпись со слова: «Видишь, это АНИНА ТУМБОЧКА! Там мои вещи, поэтому, не надо ее открывать» - и все довольны. Есть, правда, еще «дверь в туалет», которая все равно заперта и «папин шкаф», опять же закрытый на задвижку, поэтому на эти надписи Гриша много внимания не обращает. Зато продемонстрирует гостям слова «Гришин ящик» - всегда с большим удовольствием и с особым хозяйским чувством .

Наталья Чечулина

По материалам сайта - http://www.u-mama.ru

Источники

  • Ma M., Men K., Dai J. A patient risk model to determine the optimal output constancy check frequency for a radiotherapy machine. // Phys Med - 2021 - Vol84 - NNULL - p.192-197; PMID:33901864
  • Davis M., Johnson C., Pettit AR., Barkin S., Hoffman BD., Jager-Hyman S., King CA., Lieberman A., Massey L., Rivara FP., Sigel E., Walton M., Wolk CB., Beidas RS. Adapting Safety Check as a Universal Suicide Prevention Strategy in Pediatric Primary Care. // Acad Pediatr - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33901726
  • Yadav U., Kumar P., Rai V. FokI polymorphism of the vitamin D receptor (VDR) gene and susceptibility to tuberculosis: Evidence through a meta-analysis. // Infect Genet Evol - 2021 - Vol - NNULL - p.104871; PMID:33901685
  • Alakbari FS., Mohyaldinn ME., Ayoub MA., Muhsan AS., Hussein IA. A robust fuzzy logic-based model for predicting the critical total drawdown in sand production in oil and gas wells. // PLoS One - 2021 - Vol16 - N4 - p.e0250466; PMID:33901240
  • Hamaya R., Fukuda H., Takebayashi M., Mori M., Matsushima R., Nakano K., Miyake K., Tani Y., Yokokawa H. Effects of an mHealth App (Kencom) With Integrated Functions for Healthy Lifestyles on Physical Activity Levels and Cardiovascular Risk Biomarkers: Observational Study of 12,602 Users. // J Med Internet Res - 2021 - Vol23 - N4 - p.e21622; PMID:33900203
  • Liao MZ., Lu D., Kågedal M., Miles D., Samineni D., Liu SN., Li C. Model Informed Therapeutic Dose Optimization Strategies for Antibody-Drug Conjugates (ADCs) in Oncology: What Can We Learn from FDA-Approved ADCs? // Clin Pharmacol Ther - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33899934
  • Kozlov A., Vershubskaya G. The prevalence of helminthiases in North-Western Siberia rural indigenous and long-term resident people in 1988-89 and 2018-19. // Int J Circumpolar Health - 2021 - Vol80 - N1 - p.1917270; PMID:33899703
  • Liu ZF., Chen CY., Tong W., Su YQ. Deafness enhances perceptual span size in Chinese reading: Evidence from a gaze-contingent moving-window paradigm. // Psych J - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33899345
  • Hsairi M., Mallekh R., Khiari H., Hannachi H., Mehdi F. Place of the periodic medical check-up in basic health care in Tunisia. // Tunis Med - 2021 - Vol99 - N1 - p.38-45; PMID:33899173
  • Drobnitzky M., Vom Endt A., Dewdney A. A phantom based laser marking workflow to visually assess geometric image distortion in magnetic resonance guided radiotherapy. // Phys Imaging Radiat Oncol - 2021 - Vol17 - NNULL - p.95-99; PMID:33898786
Клиники в Москве
Дипломы и сертификаты