Проблема агрессии у детей: забияка или жертва

Проблема агрессии у детей: забияка или жертва
 3 минуты
  • Врачи
  • Лечение
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Проблема агрессии довольно остро стоит в современном мире. И мы, взрослые, не всегда умеем мирным путем решать свои споры, а как это происходит у маленьких? Они ведь учатся, глядя на вас — родителей.

Что такое агрессия у детей?

Проблема агрессии довольно остро стоит в современном мире. И мы, взрослые, не всегда умеем мирным путем решать свои споры, а как это происходит у маленьких? Они ведь учатся, глядя на вас — родителей.

Агрессия — нормальная реакция любого живого организма, она необходима для выживания и достижения поставленных целей. Без агрессии мы бы не строили городов, не делали научных открытий и изобретений. Психологи трактуют агрессию как силу, с которой человек стремится к осуществлению задуманного, и это, безусловно, ценное качество. Но иногда агрессия выходит из под контроля и причиняет вред как самому человеку, так и его окружению.

Два типа агрессии у детей

У малышей встречается два типа проблем с агрессией. Если это изложить в упрощенном варианте, то получится «агрессор» и «жертва».

Ребенок-агрессор

Агрессоры не умеют справляться с проявлением своего гнева, он их буквально затапливает, выплескиваясь на родных, воспитателей детского сада и других детей. В первую очередь, это портит взаимоотношения со сверстниками — малыши начинают бояться и обходить стороной забияку, и через какое-то время он почувствует себя в изоляции. А это, в свою очередь, вызывает еще большее раздражение и желание отомстить.

Почему дети проявляют агрессию?

Почему ребенок начинает проявлять агрессию? От страха показаться слабым и несамостоятельным. От невнимания со стороны родных и игнорирования желаний и потребностей ребенка «обойдешься, подумаешь — ему хочется». Не последнюю роль играют и родительские установки: «побеждает сильнейший», «за все нужно бороться», «а ты дай ему в нос, вот он и отстанет». Иногда действительно важно, чтобы ребенок смог за себя постоять и показал другим, что он не слабак. Но лучше показать малышу другую стратегию и научить решать проблемы мирным путем. Только не запрещайте ему выражать свою агрессию, просто предложите реагировать по-другому, «выпускать пар» безобидным для окружающих способом. Ребенку, который научится строить дипломатичные отношения со сверстниками, будет легче в дальнейшей жизни.

Ребенок-жертва

Обратная сторона медали — так называемая жертва. Над ним смеются, его дразнят, с ним не хотят дружить. «Почему?» — думают родители. А причиной может стать что угодно: плохая физическая форма (считают слабаком или он не может дать сдачи), немодный вид, низкая успеваемость, избыточный вес. Люди симпатизируют тем, кто на них похож, а тех, кто чем-то отличается, воспринимают как чужака. Во взрослом возрасте мы умеем скрывать эти чувства под маской вежливости, а вот у детей все на поверхности.

Отдельная причина для нелюбви со стороны других детей — занозистый характер. Тихий с виду ребенок, освоившись и осмелев, начинает всех дразнить, затрагивая их самые уязвимые места. Разумеется, такого ребенка будут избегать — кому же приятно подвергаться недобрым насмешкам? Попробуйте объяснить ребенку, что другим детям обидно слышать обзывалочки, это их ранит, пусть малыш учится проявлять сочувствие.

Как помочь ребенку, который стал аутсайдером среди других детей?

Попробуйте понять, в чем причина такой ситуации. Возможно, с ребенком все в порядке, он просто попал в агрессивный коллектив, где принято выяснять отношения с применением силы, тогда решением будет смена детского сада. Если ребенка бьют, взрослому придется вмешаться — провести беседу с воспитателями и родителями агрессоров. Ни в коем случае не говорите малышу, что он слабак, если не может дать сдачи — это негативно повлияет на его и так не слишком высокую самооценку.

Что делать, если малыша перевели в другой детский сад, а ситуация повторяется?

Наберитесь терпения и занимайтесь с ребенком. Если у него слабая физическая подготовка, запишите в спортивную секцию или прививайте интерес к активным развлечениям: катанию на роликах, велосипеде, танцам. Делайте совместные вылазки на природу, в парк, изучайте растения и птиц — пусть у малыша появляются новые знания, которые позволят позже блеснуть в коллективе. Устройте праздник, на котором ваш ребенок будет главным, и пригласите его друзей — это повысит авторитет ребенка в глазах других детей.

Есть ли средства для снятия детской агрессии?

Если ребенок чрезмерно эмоционален, педиатр может рекомендовать и успокаивающее средство, чтобы поддержать и защитить его нервную систему от перегрузок. Не стоит сразу обращаться к серьезным средствам — для школьника рекомендуются более мягкие средства, не вызывающие заторможенности и сонливости. Например, «Тенотен детский».Этот препарат не только успокаивает, но и улучшает память и внимание.

А самой ценной поддержкой для малыша будет осознание, что родители его любят и будут любить, каким бы он не был — плохими или хорошим, отличником или двоечником, с победами и поражениями.

Источники

  • Alotaibi AT., Alhowaish AA., Alshahrani A., Alfaraj D. Congenital Methemoglobinemia-Induced Cyanosis in Assault Victim. // Cureus - 2021 - Vol13 - N3 - p.e14079; PMID:33903840
  • Mulder J., Teunissen TAM., Pranger ES., Hiddink-Til A., Lagro-Janssen ALM. Reporting after sexual violence: The influence of victim, assault and perpetrator characteristics. // J Forensic Leg Med - 2021 - Vol79 - NNULL - p.102076; PMID:33896595
  • Özdemir EZ., Bektaş M. The effects of self-efficacy and locus of control on cyberbully/victim status in adolescents. // J Pediatr Nurs - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33892999
  • Quadrado ERS., Tronchin DMR., Maia FOM. Strategies to support health professionals in the condition of second victim: scoping review. // Rev Esc Enferm USP - 2021 - Vol55 - NNULL - p.e03669; PMID:33886900
  • Oliveira JC., Barros MPS., Barreto IDC., Silva Filho RC., Andrade VA., Oliveira AM., Lima TCRM., Oliveira JC., Arcelino LAM., Oliveira LCS., Santana-Santos E., Almeida-Santos MA., Sousa AC., Barreto Filho JAS. Access to Reperfusion Therapy and Mortality in Women with ST-Segment-Elevation Myocardial Infarction: VICTIM Register. // Arq Bras Cardiol - 2021 - Vol116 - N4 - p.695-703; PMID:33886713
  • Rivera-Chiauzzi E., Finney RE., Riggan KA., Weaver AL., Long ME., Torbenson VE., Allyse MA. Understanding the Second Victim Experience Among Multidisciplinary Providers in Obstetrics and Gynecology. // J Patient Saf - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33871416
  • Helmi HA., Alshalfan RI., Albabtain IT. Laparoscopic exploration of the retroperitoneum in a gunshot victim: A case report. // Int J Surg Case Rep - 2021 - Vol82 - NNULL - p.105863; PMID:33862411
  • Knudsen T., Abrahamsen C., Jørgensen JS., Schrøder K. Validation of the Danish version of the Second Victim Experience and Support Tool. // Scand J Public Health - 2021 - Vol - NNULL - p.14034948211004801; PMID:33860696
  • Gregory A., Johnson E., Feder G., Campbell J., Konya J., Perôt C. Perceptions of Peer Support for Victim-Survivors of Sexual Violence and Abuse: An Exploratory Study With Key Stakeholders. // J Interpers Violence - 2021 - Vol - NNULL - p.8862605211007931; PMID:33858249
  • Scarpis E., Castriotta L., Ruscio E., Bianchet B., Doimo A., Moretti V., Cocconi R., Farneti F., Quattrin R. The Second Victim Experience and Support Tool: A Cross-Cultural Adaptation and Psychometric Evaluation in Italy (IT-SVEST). // J Patient Saf - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33852543
Похожие статьи
Дипломы и сертификаты