Для ребенка начало школьного обучения – трудное испытание, ведь оно совпадает с кризисом шести-семи лет. Помимо новых капризов, требований, шалостей, ребенок плохо себя чувствует: тревожится, беспокоится, чувствует странное внутреннее напряжение, не понимая, с чем связано его плохое самочувствие и от этого переживая еще сильнее. Такие проявления сопровождают любую психофизиологическую перестройку. Родителям важно понимать, что это напряжение и тревога приводят к усталости, быстрой утомляемости и низкой стрессоустойчивости, что усложняет адаптацию к школе, которая сама есть серьезный стресс.
Как легче с ним справиться?
- Ласково и нежно провожайте утром чадо в школу, даже если вы поссорились накануне. Завтрак должен быть вкусным, если ваше дитя завтракает, а если нет, то дайте ему с собой «маленькую детскую радость» из тех, что он любит просто пожевать. Пусть еда будет не столько полезной, сколько утешительной. После школы наестся полезного и правильного.
- Расспрашивайте о школьных делах заинтересованно и не расстраивайтесь, если ребенок не будет рассказывать много сразу. Это как раз нормально, ему надо научиться описывать, обобщать и облекать в слова свой новый опыт. - Если у учителя есть претензии к вашему ребенку, не объединяйтесь с ним против малыша ни мысленно, ни эмоционально. Даже если ваш ребенок действительно набедокурил. С учителем, конечно, спорить не нужно. Все выслушайте, уясните для себя точку зрения учителя, а с ребенком поговорите дома. Не позорьте его шумными скандалами в школе. Помните, у него дома должен быть надежный тыл, место, где он может отдохнуть душой и набраться сил для нового дня. Дома объясните ему, в чем он был не прав, расскажите, как правильно было бы поступить.
- Многие дети в первом классе часто болеют – их организм реагирует на стресс снижением иммунитета. Не пугайтесь. Болезнь для первоклашки – еще и способ отдохнуть и расслабиться. Ко второму году обучения обычно им уже не требуется так много болеть.
По материалам книги «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания», М., 2006
Источники
- Metcalfe RE., Matulis JM., Cheng Y., Stormshak EA. Therapeutic alliance as a predictor of behavioral outcomes in a relationally focused, family-centered telehealth intervention. // J Marital Fam Ther - 2021 - Vol47 - N2 - p.473-484; PMID:33855726
- Beckmann NB., Dietrich MS., Hooke MC., Gilmer MJ., Akard TF. Parent Caregiving Experiences and Posttraumatic Growth Following Pediatric Hematopoietic Stem Cell Transplant. // J Pediatr Oncol Nurs - 2021 - Vol - NNULL - p.1043454221992306; PMID:33750237
- Salgado HO., Andreucci CB., Gomes ACR., Souza JP. The perinatal bereavement project: development and evaluation of supportive guidelines for families experiencing stillbirth and neonatal death in Southeast Brazil-a quasi-experimental before-and-after study. // Reprod Health - 2021 - Vol18 - N1 - p.5; PMID:33407643
- Gaidhane A., Holding P., Shah M., Patil M., Telrandhe S., Jadhav N., Kogade P., Chaudhari S., Zahiruddin QS. Photostory-A "Stepping Stone" Approach to Community Engagement in Early Child Development. // Front Public Health - 2020 - Vol8 - NNULL - p.578814; PMID:33392131
- Schlarb AA., Schulte H., Selbmann A., Och I. Online cognitive behavioral group therapy (iCBT-I) for insomnia for school children and their parents: Adaptation of an established treatment (KiSS training). // Somnologie (Berl) - 2020 - Vol - NNULL - p.1-8; PMID:33192170
- Gill A., Garcia M., Won An S., Scott J., Seminario AL. Clinical Comparison of Three Esthetic Full-Coverage Restorations in Primary Maxillary Incisors at 12 Months. // Pediatr Dent - 2020 - Vol42 - N5 - p.367-372; PMID:33087221
- Summers J., Baribeau D., Mockford M., Goldhopf L., Ambrozewicz P., Szatmari P., Vorstman J. Supporting Children With Neurodevelopmental Disorders During the COVID-19 Pandemic. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry - 2021 - Vol60 - N1 - p.2-6; PMID:32998024
- Patel SK., Miranda L., Delgado N., Barreto N., Nolty A., Kelly NC., Wilson K., Toomey D., Pawlowska A. Adaptation of an Intervention to Reduce Disparities in School HRQOL for Latino Childhood Cancer Survivors. // J Pediatr Psychol - 2020 - Vol45 - N8 - p.921-932; PMID:32735009
- Lemos C., Patiño Segura MS., Sánchez Martínez YL. Reliability and validity of a questionnaire of child development for national surveys. // Rev Chil Pediatr - 2020 - Vol91 - N1 - p.76-84; PMID:32730416
- Polita NB., de Montigny F., Neris RR., Alvarenga WA., Silva-Rodrigues FM., Leite ACAB., Nascimento LC. The Experiences of Bereaved Parents After the Loss of a Child to Cancer: A Qualitative Metasynthesis. // J Pediatr Oncol Nurs - 2021 - Vol37 - N6 - p.444-457; PMID:32715930