Доводилось ли вам когда-либо в ходе вашего рассказа о какой-то проблеме быть прерванным подобным замечанием: "По-вашему, это плохо? Вот я вам расскажу сейчас о случае со мной, когда..."? После чего вмешавшийся переводит разговор на себя, оставляя вас невыслушанным и забытым.
Нет ничего легче, чем закрыть или охладить разговор. Сознательно или бессознательно мы делаем это постоянно.
Саботажники общения
Существуют так называемые «саботажники общения», которые подрывают нашу коммуникацию с другими. Какими из них вы активно пользуетесь?
Саботажник общения | Пример |
---|---|
УГРОЗЫ (Вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) | "Если вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности вашего увольнения"; "Делайте, как сказано, или..." |
ПРИКАЗЫ (Когда мы прибегаем к власти над другими) | "Срочно зайдите ко мне в кабинет"; "Не спрашивайте почему, делайте так, как вам сказано". |
КРИТИКА (Негативная) | "Вы недостаточно прилежно работаете". "Вы постоянно жалуетесь". |
ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА | "Такое может сказать только идиот": "Ну ты просто дурак"; "Чего еще можно ожидать от бюрократа?" |
СЛОВА-"ДОЛЖНИКИ" | "Вы должны вести себя более ответственно". "Вы должны смотреть на факты"; "Вы не должны так сердиться". |
СОКРЫТИЕ ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ (Реплика-ловушка) | "Вам этот проект придется по душе" - не сказав, что с ним связано. |
ДОПРОС | "Сколько часов у вас ушло на это?"; "Во сколько это обошлось?"; "Почему ты так поздно?"; "Чем ты занимаешься?" |
ПОХВАЛА С ПОДВОХОМ | "У вас так хорошо получаются отчеты, вы не напишите еще один?" |
ДИАГНОЗ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ | "Вы одержимы собственническим инстинктом"; "У вас никогда не хватало инициативы". |
НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ СОВЕТЫ (Когда человек просто хочет быть выслушанным) | "Если бы ты навел порядок на своем письменном столе, у тебя не было бы причин для паники"; "Почему ты не сделал это вот так?"; |
УБЕЖДЕНИЕ ЛОГИКОЙ | "Нечего тут расстраиваться. Все это довольно логично". |
ОТКАЗ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА | "Нечего тут обсуждать. Я не вижу здесь проблемы". |
СМЕНА ТЕМЫ | "Очень интересно... Я смотрел вчера смешной фильм..." |
СОРЕВНОВАНИЕ | - Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию... - Это что, ты бы посмотрел на мою... |
УСПОКОЕНИЕ ОТРИЦАНИЕМ | "Не нервничай", "Не волнуйся, все образуется"; "Все пройдет"; "Ты прекрасно выглядишь". |
«Саботажники общения», подобные вышеприведенным, знакомы многим и легко убеждают нас, что основные требования, предъявляемые к нормальному человеческому общению, в данном случае не соблюдаются. Быть может, впечатление, полученное от подобных замечаний, было вовсе не преднамеренным. Быть может, более осторожный подбор слов произвел бы более позитивное впечатление; однако и это не очень поможет в том случае, если подлинная преграда к общению заключается в вашем общем отношении к данному человеку.
Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, ваша манера общения должна передавать им, что вы:
- расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять их своей воле;
- уважаете их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами или неправдами убедить их встать на вашу точку зрения;
- уважаете и цените их решения и не будете перечеркивать их;
- уважаете их ценности и опыт.
Проанализируйте свой стиль общения, когда вам кажется, что вы отрезаны или заблокированы. Какие ваши действия вызвали у других такую реакцию? Что они сделали, чтобы вызвать у вас эту реакцию? И помните, что никогда не поздно улучшить свои навыки общения.
По материалам книги Х.Корнелиус «Конфликт».
Источники
- White SJ., Ward K., Hibberd E. A pilot of modified Conversation Analytic Role-play Method for one-to-one clinical communication training. // Patient Educ Couns - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33810914
- Cox RB., deSouza DK., Bao J., Lin H., Sahbaz S., Greder KA., Larzelere RE., Washburn IJ., Leon-Cartagena M., Arredondo-Lopez A. Shared Language Erosion: Rethinking Immigrant Family Communication and Impacts on Youth Development. // Children (Basel) - 2021 - Vol8 - N4 - p.; PMID:33805964
- Pospíšil M., Maršálek R., Götthans T., Urbanec T. Digitally-Compensated Wideband 60 GHz Test-Bed for Power Amplifier Predistortion Experiments. // Sensors (Basel) - 2021 - Vol21 - N4 - p.; PMID:33672523
- Devulapalli KK., Lang PY., Stewart JK. Ureteroarterial fistula embolization by transradial approach: A case report. // Radiol Case Rep - 2021 - Vol16 - N4 - p.968-970; PMID:33664923
- Marciano F., Venutolo G., Ingenito CM., Verbeni A., Terracciano C., Plunk E., Garaci F., Cavallo A., Fasano A. Artificial Intelligence: the "Trait D'Union" in Different Analysis Approaches of Autism Spectrum Disorder Studies. // Curr Med Chem - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33538662
- McConville A., Bose L., Clarke R., Mayol-Cuevas W., Chen J., Greatwood C., Carey S., Dudek P., Richardson T. Visual Odometry Using Pixel Processor Arrays for Unmanned Aerial Systems in GPS Denied Environments. // Front Robot AI - 2020 - Vol7 - NNULL - p.126; PMID:33501292
- Morell E., Miller MK., Lu M., Friedman KG., Breitbart RE., Reichman JR., McDermott J., Sleeper LA., Blume ED. Parent and Physician Understanding of Prognosis in Hospitalized Children With Advanced Heart Disease. // J Am Heart Assoc - 2021 - Vol10 - N2 - p.e018488; PMID:33442989
- Plácido AI., Herdeiro MT., Simões JL., Amaral O., Figueiras A., Roque F. Health professionals perception and beliefs about drug- related problems on polymedicated older adults- a focus group study. // BMC Geriatr - 2021 - Vol21 - N1 - p.27; PMID:33413137
- Ohto T., Tashiro A., Seo T., Kawaguchi N., Numai Y., Tokumoto J., Yamaguchi S., Yamada R., Tada H., Aso Y., Ie Y. Single-Molecule Conductance of a π-Hybridized Tripodal Anchor while Maintaining Electronic Communication. // Small - 2021 - Vol17 - N3 - p.e2006709; PMID:33338317
- Lee J., So J. Reinforcement Learning-Based Joint User Pairing and Power Allocation in MIMO-NOMA Systems. // Sensors (Basel) - 2020 - Vol20 - N24 - p.; PMID:33322290