Насилие
За примерами далеко ходить не надо. Насилие при разрешении конфликтов приводит к дракам, а на уровне больших социальных групп – к войнам и вооруженным конфликтам. Принцип «Сильный всегда прав» в цивилизованном варианте трансформируется в правило «Начальник всегда прав».
Единственное преимущество применения силы – возможность быстро завершить конфликт. Однако стратегически такое решение всегда малоэффективно. Насилие, как известно, порождает насилие. То есть, подавленная сторона окажется, мягко говоря, неудовлетворенна таким решением конфликта. Это толкает к скрытому сопротивлению, а порой и к открытому бунту, для подавления которого снова требуется насилие. По сути это означает, что победителю для поддержания своей победы постоянно требуются ресурсы (военные, материальные, интеллектуальные).
Разъединение
В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между сторонами. Примером может служить развод между супругами или прекращение ссоры между пассажирами в автобусе после того, как один из них выйдет на остановке.
С одной стороны разъединение конфликтующих полностью разрешает конфликт. С другой, оно ведет к постконфликтной ситуации, которая может оказаться весьма болезненной для одной или обеих сторон. И, наконец, такой способ решения конфликта не всегда можно применить. Даже разведенные супруги не всегда имеют возможность разъехаться, часто их связывает наличие детей. Конкуренты не могут уйти с рынка. В результате разрыва контактов происходит развал общего дела.
Примирение
Как правило, примирение достигается путем переговоров между сторонами. Конфликтующие приходят либо к компромиссу, учитывающему часть интересов обеих сторон, либо к согласию с требованиями одной из сторон, либо же изобретают решение, полностью устраивающее всех участников столкновения.
На практике конфликтующие прежде всего вступают в переговоры. И только после неудачи решают дело насилием или разъединяются. Переговоры и есть наиболее конструктивная форма прекращения конфликта: к ним прибегают даже после военного противостояния.
Завершение конфликта с помощью третьей стороны
Все эти способы зависят от того, какую позицию будет занимать третий участник. Он может выступать как беспристрастный посредник или как сила, поддерживающая одну из сторон.
Насилие и социальное давление. Насилие с привлечением третьего участника способна оказать более слабая сторона над более сильной. Отсюда, например, пошла практика обращаться за помощью к бандитской или мафиозной «крыше».
Суд. Судебное разрешение конфликта опирается не на субъективные представления сторон о своей правоте, а на систему права и общественной власти. Впрочем, судебное решение конфликтов имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, суд – это важное достижение цивилизации. С другой стороны, никакой кодекс законов не может учесть все возможные нюансы человеческих отношений – он вынужден подгонять их под определенный стандарт. Во-вторых, в законодательстве существуют лазейки, позволяющие переиграть ситуацию в свою пользу. И, наконец, справедливость судебного решения зависит не только от применения закона, но и от способности судебных органов глубоко разобраться в сути дела.
Арбитраж. Роль третьей стороны доверяются человеку (или группе лиц), решению которого обязуются подчиниться обе стороны. Главное – что конфликтующие стороны добровольно готовы подчиниться арбитражному решению.
Выигрыш и проигрыш в конфликте
Участники конфликта обычно рассматривают его завершение как удачное или неудачное в зависимости от того, достигнуты их цели или нет. При этом возникает впечатление, что если одна сторона выиграла – то другая обязательно проиграла. На самом деле это не так. То есть, ситуация «выигрыш – проигрыш», конечно, существует, но помимо нее есть еще две.
Проигрыш – проигрыш. «Пусть я погибну, но он тоже погибнет» - такая установка далеко не редкость. Случается, что один из противников, осознав невозможность добиться своих целей, делает все, чтобы «утопить» и своего противника».
Выигрыш - выигрыш. Стороны предлагают друг другу сотрудничество в разрешении конфликта. Зона разногласий воспринимается не как поле битвы, а как рабочая площадка для поиска оптимального решения.
Источники
- Askerud A., Jaye C., Doolan-Noble F., McKinlay E. What do they get out of it? Considering a partnership model in health service research. // Prim Health Care Res Dev - 2021 - Vol22 - NNULL - p.e14; PMID:33827740
- Dinh CT., Bartholomew T., Schmidt H. Is it ethical to incentivize mammography screening in medicaid populations?- A policy review and conceptual analysis. // Prev Med - 2021 - Vol148 - NNULL - p.106534; PMID:33771562
- Gubbi S., Sharma K., Kumara V. Every hill has its leopard: patterns of space use by leopards (Panthera pardus) in a mixed use landscape in India. // PeerJ - 2020 - Vol8 - NNULL - p.e10072; PMID:33083134
- Kim M., Oh Y., Kong B. Ethical Conflicts Experienced by Nurses in Geriatric Hospitals in South Korea: "If You Can't Stand the Heat, Get Out of the Kitchen". // Int J Environ Res Public Health - 2020 - Vol17 - N12 - p.; PMID:32575765
- Craveiro I., Carvalho A., Ferrinho P. "Get us partnerships!" - a qualitative study of Angolan and Mozambican health academics' experiences with North/South partnerships. // Global Health - 2020 - Vol16 - N1 - p.33; PMID:32295611
- Deng Z., Wang J. A Novel Evidence Conflict Measurement for Multi-Sensor Data Fusion Based on the Evidence Distance and Evidence Angle. // Sensors (Basel) - 2020 - Vol20 - N2 - p.; PMID:31936654
- Abdul-Al R. Sources of stress in the practice of psychiatry: perspective from the Arab world. // BJPsych Int - 2019 - Vol16 - N3 - p.58-59; PMID:31385959
- Feigelman W., Rosen Z., Cerel J. Unraveling the Complex Web of Associations Between Easy Access to Firearms and Premature Mortalities. // Suicide Life Threat Behav - 2020 - Vol50 - N1 - p.277-291; PMID:31385347
- Ramme J. Exclusion Through Inclusion. Struggles Over the Scalar Regimes of Belonging Europe and the Family at the 1995 Fourth UN World Conference on Women and the Agency of (Polish) Women. // Front Sociol - 2019 - Vol4 - NNULL - p.55; PMID:33869378
- Frank LE. What Do We Have to Lose? Offloading Through Moral Technologies: Moral Struggle and Progress. // Sci Eng Ethics - 2020 - Vol26 - N1 - p.369-385; PMID:30900160