Важную роль для мышления играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Часто этот вид мышления называют низшим, элементарным. Оно обнаруживается в поведении детей или животных. Однако исследования показывают, что наглядно-действенное мышление свойственно также многим видам профессиональной деятельности. С его помощью решают довольно сложные задачи изобретатели, хирурги, руководители, полководцы.
Наглядно-образное мышление. В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.
Комплексное мышление строится на основе обобщений. Свойственно детям или народам, находящимся на первобытной стадии развития. При комплексном мышлении один и тот же предмет или явление могут входить в самые разные комплексы.
Визуальное мышление – способ решения интеллектуальных задач с опорой на мысленные визуальные образы. Результатом визуального мышление часто является создание новых образов и визуальных форм.
Образное мышление – достаточно сложный тип мышления. Образному может предшествовать наглядно-действенное мышление для отбора предметного содержания образа. Когда образному мышлению предшествует наглядно-образное, происходит абстрагирование и построение концептуальной модели.
Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных задач, практическое мышление сопряжено с решением практических вопросов и основано на обобщении практического опыта.
Стратегии мышления
При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления.
Случайный перебор. Эта стратегия соответствует методы проб и ошибок. То есть, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Так предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.
Рациональный перебор. При такой стратегии человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Кстати, на этом принципе функционирует искусственный интеллект.
Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.
Источники
- Bosire EN., Cele L., Potelwa X., Cho A., Mendenhall E. God, Church water and spirituality: Perspectives on health and healing in Soweto, South Africa. // Glob Public Health - 2021 - Vol - NNULL - p.1-14; PMID:33905311
- Khalil MK., Giannaris EL., Lee V., Baatar D., Richter S., Johansen K., Mishall PL. Integration of Clinical Anatomical Sciences in Medical Education: Design, Development and Implementation Strategies. // Clin Anat - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33905130
- Elbay RY., Karatepe HT., Ulaşoğlu C., Görmez A. Relation of Repetitive Thinking Styles with Anxiety and Depression in Patients with Inflammatory Bowel Disease. // J Clin Psychol Med Settings - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33905081
- Antić A. Transcultural Psychiatry: Cultural Difference, Universalism and Social Psychiatry in the Age of Decolonisation. // Cult Med Psychiatry - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33905076
- Pan Y., Dempster K., Jeon P., Théberge J., Khan AR., Palaniyappan L. Acute conceptual disorganization in untreated first-episode psychosis: a combined magnetic resonance spectroscopy and diffusion imaging study of the cingulum. // J Psychiatry Neurosci - 2021 - Vol46 - N3 - p.E337-E346; PMID:33904669
- Benham G. Bedtime repetitive negative thinking moderates the relationship between psychological stress and insomnia. // Stress Health - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33904245
- Ghani ASA., Rahim AFA., Yusoff MSB., Hadie SNH. Effective Learning Behavior in Problem-Based Learning: a Scoping Review. // Med Sci Educ - 2021 - Vol - NNULL - p.1-13; PMID:33903829
- Osman M., Karat AS., Khan M., Meehan SA., von Delft A., Brey Z., Charalambous S., Hesseling AC., Naidoo P., Loveday M. Health system determinants of tuberculosis mortality in South Africa: a causal loop model. // BMC Health Serv Res - 2021 - Vol21 - N1 - p.388; PMID:33902565
- Memon R., Asif M., Khoso AB., Tofique S., Kiran T., Chaudhry N., Husain N., Edwards SJL., Chaudhry N., Qureshi A., Minhas S., Kiran T., Khan A., Tofique S., Tahir M., Farooq M., Ahmed A., Dino R., Usman M., Khan N., Khalid T., Irshad S., Sattar R., Zaman A., Asif M., Ayesha I., Imrana S., Sanaullah U., Ejaz Z., Ahsan A., Bibi A., Noureen U., Naz A., Omer S., Farhatulain M., Khan M., Shakoor U., Asif ., Rasheed ., Arshad . Recognising values and engaging communities across cultures: towards developing a cultural protocol for researchers. // BMC Med Ethics - 2021 - Vol22 - N1 - p.47; PMID:33902560
- Del Giudice M. Binary Thinking About the Sex Binary: A Comment on Joel (2021). // Neurosci Biobehav Rev - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33901499