Что это?
Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.
Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.
Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).
Основные проявления
Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.
Адаптация и научение
Жизнь любого организма – это непрерывная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды. Один из видов адаптации – это научение. Существует три вида научения:
Реактивное научение: когда организм реагирует на какие-то внешние факторы, привыкая к ним.
Оперантное научение: более сложный тип научения, при котором необходимо, чтобы организм «экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. К оперантному научению относятся: научение путем проб и ошибок, методом формирования реакций и способом наблюдения.
Когнитивное научение. Для него необходимо не просто уловить связь между двумя ситуациями, а оценить их с учетом своего предшествующего опыта и возможных последствий. К когнитивному научению относятся: латентное научение, выработка психомоторных навыков, инсайт и, наконец, научение путем рассуждений.
Виды научения
Метод проб и ошибок. Встречается у животных и людей и состоит в том, что индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его. Постепенно отказываясь от неэффективных действий, он находит решение задачи.
Формирование реакций. Своеобразный метод «дрессировки», в котором правильная реакция подкрепляется эмоциональным или физическим вознаграждением. Считается, что быстрота обучения детей первым происходит именно путем формирования реакций. Как только ребенок начинает произносить какие-то членораздельные звуки, лепет «ме-ме-ме» вызывает восторг окружающих и особенно матери, которой кажется, что малыш зовет именно ее.
Научение путем наблюдения. Множество форм социальной активности человека основано на наблюдении за поведением окружающих. Подражание – это способ научения, при котором действия окружающих воспроизводятся без понимания их значения. А при викарном научении индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения, включая понимание его последствий. Так люди подражают знаменитостям, героям фильмов и людям из реальной жизни.
Латентное научение. К нам постоянно поступают сигналы из окружающей среды, часть которых мы осознаем, часть воспринимаем менее четко, а часть не осознаем вообще. Таким образом в мозгу создаются своего рода карты окружающей среды (или когнитивные карты), при помощи которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватной в новой ситуации или при изменении привычных обстоятельств. Это подтверждает эксперимент на крысах, наученных в лабиринте находить дорогу к пище. Однако когда лабиринт залили водой, крысы добирались к пище тем же путем, но уже вплавь (то есть, используя совершенно другие двигательные реакции).
Инсайт. Определенные фрагменты информации, полученные в разное время и как бы разбросанные в памяти в определенный момент объединяются и применяются в новой ситуации. Инсайт сходен с творчеством в том, что решение приходит спонтанно и является оригинальным.
Научение путем рассуждений. Рассуждения используются в том случае, когда у человека нет готового решения, а использовать метод проб и ошибок неэффективно. Как и при любых других формах научения, результат, полученный путем рассуждения, обычно использует во всех последующих жизненных ситуациях.
Источники
- Fouque F., Knox T. Special Programme for Research and Training in Tropical Diseases-coordinated Multicountry Study to Determine the Burden and Causes of Residual Malaria Across Different Regions. // J Infect Dis - 2021 - Vol223 - NSupplement_2 - p.S91-S98; PMID:33906219
- Chen T., Zeineldin M., Johnson BA., Dong Y., Narkar A., Li T., Zhu J., Li R., Larman TC. Colonic epithelial adaptation to EGFR-independent growth induces chromosomal instability and is accelerated by prior injury. // Neoplasia - 2021 - Vol23 - N5 - p.488-501; PMID:33906087
- Martínez-Arias C., Sobrino-Plata J., Medel D., Gil L., Martín JA., Rodríguez-Calcerrada J. Stem endophytes increase root development, photosynthesis, and survival of elm plantlets (Ulmus minor Mill.). // J Plant Physiol - 2021 - Vol261 - NNULL - p.153420; PMID:33906025
- McCosker C., Renshaw I., Polman R., Greenwood D., Davids K. Run-up strategies in competitive long jumping: How an ecological dynamics rationale can support coaches to design individualised practice tasks. // Hum Mov Sci - 2021 - Vol77 - NNULL - p.102800; PMID:33906002
- Fallah MS., Mohebbi A., Yasaghi M., Ghaemi EA. CRISPR-Cas systems in Proteus mirabilis. // Infect Genet Evol - 2021 - Vol - NNULL - p.104881; PMID:33905883
- Ruitenberg MFL., van Wouwe NC., Wylie SA., Abrahamse EL. The role of dopamine in action control: insights from medication effects in Parkinson's disease. // Neurosci Biobehav Rev - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33905788
- Pruetz J. Water conservation: Human water balance exceeds that of other apes. // Curr Biol - 2021 - Vol31 - N8 - p.R389-R391; PMID:33905697
- Silveira KM., Wegener G., Joca SRL. Targeting 2-arachidonoylglycerol (2-AG) signalling the neurobiology and treatment of depression. // Basic Clin Pharmacol Toxicol - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33905617
- Mayer T., Mari A., Almario J., Murillo-Roos M., Abdullah HSM., Dombrowski N., Hacquard S., Kemen EM., Agler MT. Obtaining deeper insights into microbiome diversity using a simple method to block host and non-targets in amplicon sequencing. // Mol Ecol Resour - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33905604