В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
Формирование личности
Впрочем, несмотря на обилие подходов к пониманию личности, существуют вполне определенные критерии сформировавшейся личности.
С детства
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».
Конфликт мотивов
О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.
Личностный рост
Личностный рост – одно из измерений психологического благополучия личности. Субъективно он выражается чувством непрекращающегося развития, самореализации, личной экспансии. Личностный рост обнаруживается также во все большей открытости человека по отношению к внешнему и внутреннему миру, элементам нового опыта. Личностный рост связан с ощущением все большего самопознания и самосовершенствования, все большей эффективности себя и своего поведения. Процесс личностного роста противоположен состояниям скуки, апатии, депрессии, стагнации.
Источники
- Burbach L., Halbach P., Ziefle M., Calero Valdez A. Opinion Formation on the Internet: The Influence of Personality, Network Structure, and Content on Sharing Messages Online. // Front Artif Intell - 2020 - Vol3 - NNULL - p.45; PMID:33733162
- Hepp J., Kieslich PJ., Wycoff AM., Bertsch K., Schmahl C., Niedtfeld I. Mouse-tracking reveals cognitive conflict during negative impression formation in women with Borderline Personality Disorder or Social Anxiety Disorder. // PLoS One - 2021 - Vol16 - N3 - p.e0247955; PMID:33662030
- Topolewska-Siedzik E., Cieciuch J. Trajectories of Identity Formation Modes and Their Personality Context in Adolescence. // J Youth Adolesc - 2018 - Vol47 - N4 - p.775-792; PMID:29492870
- Svistushkin VM., Morozova SV., Savvateeva DM. [The role of the students' research groups in the formation of the system of values as a personality trait of the future doctor]. // Vestn Otorinolaringol - 2017 - Vol82 - N1 - p.78-80; PMID:28252596
- Hüttner SM., Linden M. Modification of First Impression Formation and "Personality" by Manipulating Outer Appearance. // Psychopathology - 2017 - Vol50 - N2 - p.141-145; PMID:28103604
- Brown GD., Fincher CL., Walasek L. Personality, Parasites, Political Attitudes, and Cooperation: A Model of How Infection Prevalence Influences Openness and Social Group Formation. // Top Cogn Sci - 2016 - Vol8 - N1 - p.98-117; PMID:26612490
- Enokido M., Suzuki A., Sadahiro R., Matsumoto Y., Shibuya N., Goto K., Otani K. Implication of P-glycoprotein in formation of depression-prone personality: association study between the C3435T MDR1 gene polymorphism and interpersonal sensitivity. // Neuropsychobiology - 2014 - Vol69 - N2 - p.89-94; PMID:24577069
- Hill PL., Allemand M., Grob SZ., Peng A., Morgenthaler C., Käppler C. Longitudinal relations between personality traits and aspects of identity formation during adolescence. // J Adolesc - 2013 - Vol36 - N2 - p.413-21; PMID:23415576
- Syed M., Seiffge-Krenke I. Personality development from adolescence to emerging adulthood: linking trajectories of ego development to the family context and identity formation. // J Pers Soc Psychol - 2013 - Vol104 - N2 - p.371-84; PMID:22984832
- Авторы не найдены [The social motivations in formation of personality in schoolchildren of adolescent age (11-13 years)]. // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med - 2012 - Vol - N5 - p.10-2; PMID:22279801