Психодрама

Психодрама
  • Врачи
  • Лечение
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Психодрама – это метод групповой психотерапии, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика.

Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов.

1921 год считается годом рождения психодрамы: именно тогда Морено создал проект под названием «Театр Спонтанности» и стал применять драматическое действие в качестве психотерапевтического метода.

Сам Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии. В этом методе он выделял пять основных элементов:
Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли терапевта.
Вспомогательные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения.

Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и шеринга. Каждая из них представляет собой полный и автономный процесс.

Разогрев

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

  • Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).

  • Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Выбор протагониста

Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста (в переводе с греческого – "ведущий (или первый) актер", "прима"), участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли). Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы.

Драматическое действие

Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и директора. Как правило, эта стадия психодраматического процесса начинается с того, что протагонист вместе с директором проясняют и уточняют тему, которую собираются исследовать. Внешне эта беседа между ними напоминает заключение контракта. Первые слова протагониста следует выслушать очень внимательно (например: "У меня всегда возникают трудности с мужчинами" или "Во время разогрева мне вспомнилось, как я расстроилась вчера вечером, посмотрев телепередачу о сексуальном насилии"). "Контракт" между протагонистом и директором позволяет сфокусироваться на конкретной теме, которую можно исследовать в течение данной сессии.

По своей сути психодрама – сценический процесс, поэтому действие достаточно быстро переходит в драму. Протагонист и директор принимают совместное решение относительно сцены, с которой начнется драма, и протагонист, в соответствии со своим описанием приступает к ее построению (без использования декораций).

Директор поощряет протагониста к действию (воспроизводя прошлые события, протагонист говорит в настоящем времени), определяет, какие действующие лица из ближайшего окружения протагониста могут потребоваться для разыгрывания данной конкретной сцены (т.е. родители, братья, сестры, сотрудники) и просит его выбрать участников на все необходимые роли вспомогательных лиц участников, которые более всего им соответствуют.

Однако у директора существует возможность (используя свой клинический опыт) перейти в пространство воображаемой реальности ("surplus reality"). В этом пространстве могут разворачиваться события, которые никогда не происходили, и звучать слова, которые до сих пор никто никогда не слышал (например, переживание человеком материнского внимания и заботы в процессе психодраматического действия, тогда как его детские годы, проведенные в семье, были наполнены болью и отчаянием, связанными с родительским произволом), или происходит проигрывание ситуаций, которые уже никогда не возникнут в будущем (например, когда протагонист разговаривает с отцом, умершим много лет назад, или встречается с человеком, с которым нет никакой возможности вступить в более близкие отношения.

На завершающей стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из сцен своего прошлого. Это позволяет ему опробовать новые типы поведения и другие варианты выхода из тупика, в который в настоящий момент зашли его отношения.

Шеринг

Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста. Очень важно, чтобы в процессе шеринга участники не "интерпретировали" проблемы, открывшиеся в поведении и эмоциональном состоянии протагониста, который, разумеется, в этот момент может оказаться очень ранимым.

По материалам книги Пола Холмса «Психодрама: вдохновение и техники»

Источники

  • Ron Y., Yanai L. Empowering Through Psychodrama: A Qualitative Study at Domestic Violence Shelters. // Front Psychol - 2021 - Vol12 - NNULL - p.600335; PMID:33868079
  • Purrezaian M., Purrezaian H. Group psychodrama for children with leukemia: A brief report. // J Psychosoc Oncol - 2021 - Vol - NNULL - p.1-6; PMID:33792511
  • Bodicherla KP., Shah K., Singh R., Arinze NC., Chaudhari G. School-Based Approaches to Prevent Depression in Adolescents. // Cureus - 2021 - Vol13 - N2 - p.e13443; PMID:33758723
  • Kushnir A., Orkibi H. Concretization as a Mechanism of Change in Psychodrama: Procedures and Benefits. // Front Psychol - 2021 - Vol12 - NNULL - p.633069; PMID:33708162
  • Orkibi H., Biancalani G., Bucuţã MD., Sassu R., Wieser MA., Franchini L., Raccichini M., Azoulay B., Ciepliñski KM., Leitner A., Varani S., Testoni I. Students' Confidence and Interest in Palliative and Bereavement Care: A European Study. // Front Psychol - 2021 - Vol12 - NNULL - p.616526; PMID:33679532
  • Testoni I., Ronconi L., Biancalani G., Zottino A., Wieser MA. My Future: Psychodrama and Meditation to Improve Well-Being Through the Elaboration of Traumatic Loss Among Italian High School Students. // Front Psychol - 2020 - Vol11 - NNULL - p.544661; PMID:33536956
  • Pires N., Rojas JG., Sales CMD., Vieira FM. Therapeutic Mask: An Intervention Tool for Psychodrama With Adolescents. // Front Psychol - 2020 - Vol11 - NNULL - p.588877; PMID:33510672
  • Orkibi H. Creative Adaptability: Conceptual Framework, Measurement, and Outcomes in Times of Crisis. // Front Psychol - 2020 - Vol11 - NNULL - p.588172; PMID:33510671
  • Pugh M., Bell T., Dixon A. Delivering tele-chairwork: A qualitative survey of expert therapists. // Psychother Res - 2020 - Vol - NNULL - p.1-16; PMID:33315529
  • Aktas S., Pasinlioğlu T. The effect of empathy training given to midwives on the empathic communication skills of midwives and the birth satisfaction of mothers giving birth with the help of these midwives: A quasi-experimental study. // J Eval Clin Pract - 2020 - Vol - NNULL - p.; PMID:33283424
Дипломы и сертификаты