«Так или иначе пациенты доплачивают врачу»: чем частная медицина отличается от поликлиник
В чем главные отличия частной медицины от государственной, насколько платная медицина востребована и есть ли у нее будущее – на наши вопросы ответил председатель совета директоров сети медицинских клиник «Семейная» Константин Моисеевич Симкин.
Многие до сих пор считают, что платная медицина – это такая поликлиника только за деньги. Так ли это? В чем ее принципиальное отличие от государственной медицины?
Одно из отличий, по крайней мере, в клинике «Семейная» - время, отведенное на консультацию пациента. В государственных поликлиниках нормативное время на одного человека – 12 минут, у нас – минимум 30. Это, на первый взгляд, не такое уж существенное отличие, на самом деле, радикально влияет на качество оказываемых медицинских услуг. За 12 минут доктор в городской поликлинике должен успеть выслушать жалобы, собрать анамнез, произвести полный осмотр пациента, поставить диагноз, назначить лечение, внести все данные в электронную карту и еще объяснить пациенту, что собственно с ним происходит и как он должен лечиться.
В таких условиях врачу просто некогда подумать. В наших клиниках специалисты уделяют пациенту не менее получаса, а если того требует ситуация, то и больше. И, конечно, еще одно из отличий нашей сети – это сервисная составляющая: комфорт пребывания и отношение к пациенту. Мы работаем 7 дней в неделю с 9 до 21, чтобы каждый мог выбрать для себя максимально комфортное время для визита.
Считается, что частная медицина – всегда платная и дорогая. Возможно ли гражданам России лечиться в частных клиниках в рамках системы ОМС?
Сегодня частные клиники действительно участвуют в системе ОМС. «Семейная», например, в рамках этой системы оказывает стационарную помощь в своем Научно-практическом центре хирургии.
Другое дело, что и государственная медицина сегодня у нас лишь условно бесплатная. То есть в теории вы, конечно, имеете право получить медицинскую помощь бесплатно, но на практике всем известно, что так или иначе пациенты «доплачивают» врачу – это уже стало такой своеобразной традицией. При этом, разумеется, никаких юридических гарантий пациент от этого не получает – ведь никаких документов на этот счет нет. В частных клиниках все открыто, прозрачно и закреплено соответствующей документацией в рамках действующего законодательства, а значит пациент с юридической точки зрения абсолютно защищен.
Многие боятся, что в коммерческих клиниках пациента будут «разводить» на ненужные услуги. Как на самом деле устроена система назначений?
Согласно федеральному закону №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», все медицинские учреждения обязаны действовать в соответствии с установленным порядком оказания медицинской помощи, следовать медицинским стандартам и клиническим рекомендациям. Естественно, мы действуем в рамках существующего законодательства, но при этом стараемся обеспечить индивидуальный подход каждому пациенту.
Чем располагает Ваша сеть клиник? Как прикрепление к ней помогает системно следить за здоровьем?
У сети клиник «Семейная» 10 филиалов в разных районах Москвы. Филиалы связаны единой информационной системой – лечиться можно в одном отделении, сдавать анализы – в другом, а делать УЗИ – в третьем.
Также существует стоматологическая сетевая клиника «Дента-Эль», которая в большинстве случаев находится в одном помещении с клиникой «Семейная», что позволяет оказывать помощь и в этом направлении.
Научно-практический центр хирургии клиники «Семейная» включает два стационара с пятью операционными и реанимацией, травмпункт. Он совмещает и поликлиническую помощь, и стационарную, что позволяет оперативно реагировать на случаи, которые требует Fast Track хирургии – модели работы, при которой от момента выявления проблемы до ее реализации на операционном столе проходит всего несколько часов.
И, конечно, мы идем в ногу со временем и готовы внедрять инновационные технологии. Так, клиника «Семейная» одна из первых присоединилась к новому на рынке медицинских услуг проекту «Телемедицина», и наши врачи теперь проводят еще и онлайн-консультации.
Какова статистика востребованности платной медицины на вашем опыте?
В среднем мы видим рост пациентской базы примерно на 20% в год. К нам обращаются пациенты разного возраста, как говорится, от мала до велика – ведь, к сожалению, от болезней никто не застрахован. Но основная возрастная группа – это люди среднего возраста, что объяснимо: ведь именно в эти годы мы становимся более внимательны к своему здоровью, здоровью наших детей и родителей.
Расскажите о ваших планах развития: планируется ли открытие новых клиник?
В этом годумы планируемоткрыть два (а возможно, и три) филиала клиники в разных районах Москвы и Московской области. Есть планы по развитию в регионах. Мы уверены, что услуги клиники «Семейная» будут востребованы, потому что мы делаем все для того, чтобы качество оказания медицинских услуг становилось выше.
Недавно открылось отделение на Ярославском шоссе. Это наш десятый филиал. Планируется, что пропускная способность отделения поначалу составит около 20 тысяч посещений и со временем увеличится до 30 тысяч.
Если говорить о регионах, чем они отличаются от Москвы с точки зрения медицины и отношения людей?
Москвичи в большей степени занимаются профилактикой заболеваний. Они ведут здоровый образ жизни, следят за собой. В регионах же люди идут решать конкретные проблемы – обращаются к врачу, когда уже что-то болит или беспокоит.
И, конечно, цены в регионах отличаются от столичных – они, как правило, примерно в 2 раза ниже.
Пошла ли нынешняя реформа здравоохранения на пользу частной медицине?
Мое глубокое убеждение – реформу здравоохранения нужно начинать с реформы образования. Можно закупить новое оборудование, но работать на нем будет некому, потому что не будет достаточного количества квалифицированных специалистов.
Современная медицина становится все более высокотехнологичной, а это неизбежно ведет к повышению стоимости медицинских услуг. Государство не сможет позволить себе в полном объеме оказывать такую помощь населению и будет вынуждено вовлекать людей в софинансирование.