Женское обрезание

Женское обрезание
  • Врачи
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Под женским обрезанием можно понимать две совершенно разные операции...

Что такое женское обрезание?

Тема обрезания не теряет популярности среди медиков. Едва улеглись страсти вокруг мужского обрезания, как на подходе достаточно скандальные новости, касающиеся уже женского варианта этой процедуры. Но если циркумцизию (т.е. удаление крайней плоти полового члена) в конце-концов назвали чуть ли не спасительницей мужской части населения земного шара от ВИЧ-инфекции, то вот с отсеканием клитора и малых половых губ ситуация складывается обратная.

Впрочем, следует сразу же оговориться. Под женским обрезанием можно понимать две совершенно разные операции:

  • Одна из них — иссечение слизистого капюшона, закрывающего клитор, а также удаление части избыточно разросшихся малых половых губ. Это абсолютно медицинская операция и никаких особых последствий, кроме косметического эффекта, она не имеет.
  • Другая разновидность — это традиционное ритуальное обрезание, практикующееся и по сей день более чем в 30 странах Африки. Эта операция производится не по медицинским или эстетическим соображениям, а с этическими «очистительными» целями. Причем операция проводится еще до начала полового созревания девочки. Местные эскулапы-шаманы перекраивают наружные половые органы девочки по своему усмотрению — иногда дело ограничивается удалением клитора, а иногда под нож идут и клитор, и половые губы.

Цель женского обрезания и суть операции

Таким образом женщина, с точки зрения ритуала, перестает испытывать недостойное удовольствие от секса и с чистой совестью выполняет только одну функцию: репродуктивную.

С древнейших времен в процедуре женского обрезания ничего не изменилось. Для операции используется ритуальный нож; о хирургическом скальпеле, анестезии и асептической обработке нет никакой и речи.

Так что юные африканки, скорее всего, не один раз жалеют, что родились не мальчиками. Но терпеть приходится — обрезание является обязательной частью инициации — то есть превращения в нормальную с точки зрения традиции женщину.

К чему приводит женское обрезание?

Борцы за права женщин давно пытаются привлечь внимание мировой общественности к этому, в сущности, варварскому ритуалу. По данным одной из самых известных правозащитных организаций, этой процедуре в мире подверглись уже 135 миллионов женщин. Но пока дело касалось религии и традиций, на это как-то закрывали глаза.

Теперь дело принимает несколько другой оборот. Группа шведских ученых, пронаблюдав суданских женщин, пришла к выводу: обрезание приводит к бесплодию. То есть ритуал, направленный на сохранение фертильности женщины, по существу ее уничтожает. Среди перенесших эту процедуру бесплодие встречается в 5-6 раз чаще, чем среди избежавших операции.

Причина такого положения вполне очевидна. Проводимые в антисанитарных условиях обрезания провоцируют многочисленные воспалительные заболевания половых путей, формирование рубцов и спаек. Понятно, что в таких условиях говорить о нормальном зачатии, вынашивании и рождении здорового ребенка не приходится.

Аргументы противников женского обрезания

Вековые устои, требующие всеми правдами и неправдами охранять чистоту и непорочность девочек, существование целого культа со своими служителями и приверженцами — все это действительно является частью культуры, и избавиться от ритуального женского обрезания в ближайшее время не представляется возможным.

Тем не менее, теперь у противников обряда теперь появились достаточно мощные союзники в лице врачей. Причинение вреда репродуктивному здоровью нации — это уже повод для обращения во Всемирную Организацию Здравоохранения, или даже прямиком в ООН. Кропотливая разъяснительная работа, санитарное просвещение ­– все это поможет молодым африканкам начать заботиться о собственном здоровье.

Единственное, что не стоит делать медикам — это пытаться поставить ритуальное обрезание на мало-мальски медицинские рельсы. Если начать обеспечивать шаманов одноразовым инструментарием, антисептиками и обезболивающими — традиция только еще больше укоренится, приобретет вид якобы медицинской, поддержанной специалистами.

Источники

  • Auricchio V., Garzon S., Pomini P., Laganà AS., Casarin J., Cromi A., Ghezzi F., Vigato E., Franchi M. Clitoral reconstructive surgery after female genital mutilation: A systematic review. // Sex Reprod Healthc - 2021 - Vol29 - NNULL - p.100619; PMID:33845447
  • Chappell AG., Soriano AJ., Percec I. The Role of Plastic Surgeons in Female Genital Mutilation Reconstructive Surgery. // World J Plast Surg - 2021 - Vol10 - N1 - p.104-107; PMID:33833961
  • Shafaati Laleh S., Maleki A., Samiei V., Roshanaei G., Soltani F. The comparison of sexual function in women with or without experience of female genital circumcision: A case-control study in a Kurdish region of Iran. // Health Care Women Int - 2021 - Vol - NNULL - p.1-13; PMID:33797319
  • Paixão M., Valente J., Leite A., da Silva AC., Chaves D., Silva L., Durval M., Lopes N., Teixeira V., Pedro V. [Beyond the Cultural Phenomena: Female Genital Mutilation As a Public Health Problem in Portugal]. // Acta Med Port - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33775274
  • Kartal YA., Yazici S. Female genital mutilation: Experiences, attitudes and perceptions of Somali female students living in Turkey. // Perspect Psychiatr Care - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33749836
  • Earp BD., Shahvisi A., Reis-Dennis S., Reis E. The need for a unified ethical stance on child genital cutting. // Nurs Ethics - 2021 - Vol - NNULL - p.969733020983397; PMID:33719736
  • Abdoli S., Masoumi SZ., Jenabi E. Investigation of prevalence and complications of female genital circumcision: A systematic and meta-analytic review study. // Curr Pediatr Rev - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33655839
  • Akweongo P., Jackson EF., Appiah-Yeboah S., Sakeah E., Phillips JF. It's a woman's thing: gender roles sustaining the practice of female genital mutilation among the Kassena-Nankana of northern Ghana. // Reprod Health - 2021 - Vol18 - N1 - p.52; PMID:33648528
  • Авторы не найдены COVID-19 hindering progress against female genital mutilation. // Lancet Public Health - 2021 - Vol6 - N3 - p.e136; PMID:33640072
  • Dawson A., Wijewardene K. Insights into preventing female genital mutilation/cutting in Sri Lanka: a qualitative interpretative study. // Reprod Health - 2021 - Vol18 - N1 - p.51; PMID:33639963
Дипломы и сертификаты