Слабослышащий ребенок

Слабослышащий ребенок
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Пока ребенок растет, закладываются основы его личности. Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объеме.

Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается — сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действующими на слух. Если восстановить утерянный слух нельзя, то глухоту ребенка можно и нужно скомпенсировать другими средствами.

Мир за барьером

Пока ребенок растет, закладываются основы его личности. Поэтому маленькому человеку очень важно воспринимать мир вокруг себя в полном объеме. Через зрение, осязание и обоняние он познает формы и свойства предметов, но только через речь ребенок узнает о намерениях окружающих его людей, способах и оттенках человеческого взаимодействия. Общаясь, он через слова воспринимает эмоциональные оценки, которые люди не могут передавать иным способом. Вот почему ребенок, у которого звуковой канал передачи информации «выключен», представляет этот мир не таким, как его сверстники.

Здоровый малыш, произнося первые звуки, слышит сам себя и, подражая звукам, которые издают окружающие, учится говорить. Для формирования речи природой отведены короткие сроки: до четырех месяцев ребенок гулит, с пяти-шести месяцев активно развивается лепет, к году появляются первые слова, а в пять лет речь уже можно считать сформированной. Чтобы подхватить первый лепет и успеть поставить связную речь, в юное сознание должна течь рекой оперативная информация. Тогда ребенок научится соотносить слова «привет», «здравствуй» — и улыбку в ответ, слово «горячо» — и жжение на языке, слово «дай!» — и протянутую руку.

Если ребенок не слышит всех звуков, и с ним вовремя не проведена специальная работа, он будет либо путать, либо вообще не понимать некоторых простых слов, не сможет читать книги, решать школьные задачи. Снижение слуха окажется барьером в интеллектуальном развитии ребенка.

Страна глухих

Какой же выход из положения находили слабослышащие? Все видели людей, которых общество называет глухонемыми. Они общаются с помощью жестовой речи. Это не «калька» с русского языка, а самостоятельный полноценный язык, который может полностью удовлетворить все потребности человека в передаче информации. Но если по-русски мы спрашиваем «как тебя зовут?», то на язык жестов это будет переведено — «имя», «как?» Обыкновенный, словесный язык для таких людей — как иностранный, знать который вовсе не обязательно.

Кроме жестовой речи, есть еще дактилология — быстрое складывание пальцев руки в фигурки, обозначающие буквы алфавита. Это уже полноценный русский язык. Следовательно, ребенок, которого научили так «говорить», будет опираться на нашу речевую базу, а значит, легче найдет «общий язык» с обычными детьми.

Специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами — лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов – сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.

Педагогические технологии сегодня достигли уровня, позволяющего овладевать нормальной человеческой речью детям с любой степенью снижения слуха.

Чтобы научить ребенка чему бы то ни было, нужно ему создать условия для собственной мотивации, подтолкнуть к развитию в нужном направлении. Тогда он проявит интерес к познанию, что-то сопоставит в уже имеющихся понятиях, что-то поймет и запомнит. Как же помочь такому ребенку научиться разговаривать?

Если ребенок не слышит речи, у него нет и потребности в речевом общении. Становится понятной одна из первых задач педагогов: создать ему условия, чтобы он мог услышать себя и заинтересоваться звуками.

Методики восстановления слуха

Восстановление способности слышать достигается слухопротезированием. В России слабослышащим детям государство выдает слуховые аппараты, но, к сожалению, в большинстве случаев их возможности оставляют желать лучшего. Такой аппарат усиливает все звуки без разбора, и получается эффект мегафона — мир только оглушит ребенка, который будет стараться избавиться от этого мешающего ему приспособления.

Слуховой аппарат должен максимально учитывать индивидуальные особенности потери слуха, усиливая только определенные частоты. Правильно подобранный и настроенный, он даст ребенку возможность четко расслышать и чужую речь, и свою собственную. Обязательно нужно, чтобы ребенок слышал не только контуры слов, но и как можно больше разбирал их структуру. Искаженное восприятие приведет к неправильному произношению.

Современные слуховые аппараты, созданные по последнему слову техники, настраиваются с помощью компьютера. Однако просто купить слуховой аппарат «в коробочке» и принести его ребенку – не решение проблемы. Результативность его использования зависит и от того, насколько он точно настроен. К сожалению, довольно часто даже очень хороший слуховой аппарат, установленный неквалифицированными специалистами, оказывается пустой тратой времени и денег. Аппарат раздражает, а помощи от него никакой, ребенок не может к нему привыкнуть и постоянно снимает. Солидные фирмы заботятся о том, чтобы не допускать таких ситуаций, поэтому в стоимость аппарата включаются его подбор, настройка (возможно, процесс настройки займет несколько недель) и послепродажное обслуживание.

Обучение слабослышащего ребенка

Следующий этап – обучение ребенка со сниженным слухом. Результат сильно зависит от его индивидуальных способностей, от того, нет ли у него дополнительных отклонений в развитии. К сожалению, очень много детей, «трудных» не столько по объективным причинам, сколько по вине родителей. Ведь именно от них зависит, насколько систематично будет выполняться индивидуально разработанная программа обучения, вовремя ли подберут ребенку подходящий слуховой аппарат, как рано начнется коррекционная помощь, сколько будет «поймано» уходящего бесценного времени. Дети, которым родители уделили достаточно внимания, имеют шанс хорошо учиться в школе, не отставая в развитии от сверстников.

Но здесь родителей часто подстерегает заблуждение: заниматься с ребенком – не значит оберегать его от трудностей при общении со слышащими сверстниками. Ребенок, который проходил воспитание в специальном детском саду, где собрали детей с нарушенным слухом, порой, в среде нормально слышащих детей, не может самостоятельно выбрать себе партнера по играм. Он зачастую сначала идет к взрослому и просит того ввести его в игру других детей. Если же у ребенка совсем нет опыта общения со слышащими детьми, он выбирает из группы не того мальчика или девочку, которые ему больше понравятся, а «своего», то есть ребенка со слуховым аппаратом.

В коллективе «своих» ребенок может иметь высокий авторитет, который сразу теряет, приходя в коллектив слышащих детей. Можно предположить, что это будет способствовать развитию у него бойцовских качеств, но, как правило, такой ребенок неуверенно стоит в сторонке и ждет, когда сможет поиграть со «своими».

Таким образом, потеря слуха формирует новый социальный мир, отдаленный от мира здоровых людей. Это, конечно, хорошо, так как сплоченность и солидарность много значат. Но «свой» коллектив не только помогает, но и мешает. Например, мешает ребенку получить навыки общения со слышащими сверстниками, которые ему очень понадобятся.

Социальная изоляция от слышащего мира отражается на речи ребенка, она становится более примитивной и ориентированной на клише. Поэтому сегодня педагоги стремятся создавать в детских садах смешанные группы, где на 6 — 8 слышащих детей приходится 4 — 5 детей с нарушенным слухом. Они вынуждены «подтягиваться» до общего уровня, а слышащая среда им в этом помогает.

Родители здоровых детей сначала не знали, как относиться к таким экспериментам, но потом поняли, что их детям достаются не только высококлассные воспитательные кадры, но и бесценный социальный опыт. Общеизвестно, что в таких смешанных классах дети вырастают более добрыми и отзывчивыми.

Существуют также специальные школы с дополнительными возможностями, где дети получают в полном объеме классическое образование. Только обучение длится на один-два года дольше. Детям со сниженным слухом учиться в таких школах относительно легко, главным образом потому, что они не чувствуют себя одинокими.

Все же ребенка стоит готовить к обучению в коллективе слышащих детей, где он может оказаться единственным, кто носит слуховой аппарат. Правда, всегда можно перейти в специальную школу, но у семьи должен быть выбор. В обыкновенной массовой школе учиться трудно. Учителям на «особенного» ребенка нужно тратить больше времени, уделять ему особое внимание, — естественно, за счет других учеников. А почему они должны страдать? Дети жестоки — не справился, не доказал, что ты полноценный член коллектива, — выставят «белой вороной».

Поэтому так важно помочь ребенку на хорошем уровне овладеть устной речью и обеспечить его подходящим слуховым аппаратом, который бы максимально задействовал остаточный слух. Немаловажно также психологически подготовить его к взаимоотношениям со здоровыми людьми, не делающими никаких скидок. Получать знания и навыки — дело хорошее, но нельзя упускать главного.

Нельзя допустить развития у ребенка интернатского комплекса — «я инвалид, и все окружающие мне должны». Независимо от степени справедливости этой установки, ребенок должен научиться обходиться без нее, иначе дистанция между ним и окружающими будет увеличиваться. Помочь в этом должны дошкольная подготовка, хорошо поставленная речь, общая развитость и правильно подобранный слуховой аппарат. Если и выделяться из толпы, то разве что яркостью натуры!

Журнал «Семейный доктор» (N6) Июнь 1999 г

Источники

  • Duncan MK., Lederberg AR. Relations Between Teacher Talk Characteristics and Child Language in Spoken-Language Deaf and Hard-of-Hearing Classrooms. // J Speech Lang Hear Res - 2018 - Vol61 - N12 - p.2977-2995; PMID:30458501
  • Szarkowski A., Brice PJ. Hearing Parents' Appraisals of Parenting a Deaf or Hard-of-Hearing Child: Application of a Positive Psychology Framework. // J Deaf Stud Deaf Educ - 2016 - Vol21 - N3 - p.249-58; PMID:26977097
  • Lam-Cassettari C., Wadnerkar-Kamble MB., James DM. Enhancing Parent-Child Communication and Parental Self-Esteem With a Video-Feedback Intervention: Outcomes With Prelingual Deaf and Hard-of-Hearing Children. // J Deaf Stud Deaf Educ - 2015 - Vol20 - N3 - p.266-74; PMID:25819293
  • Carr J., Xu D., Yoshinaga-Itano C. Language ENvironment Analysis Language and Autism Screen and the Child Development Inventory Social Subscale as a possible autism screen for children who are deaf or hard of hearing. // Semin Speech Lang - 2014 - Vol35 - N4 - p.266-75; PMID:25321851
  • Schenkel LS., Rothman-Marshall G., Schlehofer DA., Towne TL., Burnash DL., Priddy BM. Child maltreatment and trauma exposure among deaf and hard of hearing young adults. // Child Abuse Negl - 2014 - Vol38 - N10 - p.1581-9; PMID:24862922
  • Yoshinaga-Itano C. Principles and guidelines for early intervention after confirmation that a child is deaf or hard of hearing. // J Deaf Stud Deaf Educ - 2014 - Vol19 - N2 - p.143-75; PMID:24131505
  • Muse C., Harrison J., Yoshinaga-Itano C., Grimes A., Brookhouser PE., Epstein S., Buchman C., Mehl A., Vohr B., Moeller MP., Martin P., Benedict BS., Scoggins B., Crace J., King M., Sette A., Martin B. Supplement to the JCIH 2007 position statement: principles and guidelines for early intervention after confirmation that a child is deaf or hard of hearing. // Pediatrics - 2013 - Vol131 - N4 - p.e1324-49; PMID:23530178
  • Poon BT., Hertzman C. Development of an integrated child health information system for children who are deaf or hard of hearing. // Paediatr Child Health - 2010 - Vol15 - N9 - p.583-9; PMID:22043141
Дипломы и сертификаты