Закаливание детей

Закаливание детей
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов внешней среды путём систематической тренировки.

Правила закаливания

  • Процедуры можно начинать с любого возраста, практически с рождения.

  • Можно закаливать и часто болеющих детей. Начинают процедуры в период, когда ребёнок здоров.

  • Для закаливания используют все факторы внешней среды (солнце, воздух, воду).

  • Закаливание можно начинать в любое время года. Процедуры должны производиться систематически, в течение всего года, тогда от них будет максимальный эффект.

  • Необходимо постепенно увеличивать силу раздражителя и время его воздействия на организм ребёнка.

  • Все закаливающие процедуры будут эффективны только на фоне положительных эмоций!

Закаливание ребенка до 1 года

Первой закаливающей процедурой для новорожденного ребёнка являются воздушные ванны. Заключаются они в том, что во время переодевания ребёнка его держат без одежды 1-2 минуты при температуре воздуха в комнате 22-24 С.

В летнее время новорождённого можно выносить на прогулку практически сразу после рождения (если его вес более 2500 г), вначале на 20-40 минут в день, постепенно увеличивая время до 6-8 часов в сутки. Ультрафиолетовые лучи оказывают положительное влияние на иммунную систему организма, но необходимо помнить, что нежная кожа ребёнка легко обгорает, поэтому пребывание малыша под прямыми солнечными лучами категорически запрещено.

Зимой в средней полосе России гулять с ребёнком можно с семидневного возраста при температуре воздуха до -10 С в безветренную погоду, начиная с 5-10 минут в сутки, до-водя пребывание на свежем воздухе до 1,5-2 часов в день.

Очень важной закаливающей процедурой в этом возрасте является ежедневное купание малыша. Купание доставляет детям положительные эмоции и является мощным закаливающим фактором. Общие ванны в первом полугодии проводят ежедневно, во втором — можно и через день. Температура воды должна быть 36-37 С. После купания малыша обливают водой на 2-3 градуса ниже той, в которой он купался.

От года до трех лет

В этом возрасте дети достаточно устойчивы ко многим неблагоприятным факторам, особенно если закаливание производилось с рождения. Поэтому можно использовать более контрастные методы. Можно проводить общие обтирания со снижением температуры воды до 26-28 С, применять душ, который оказывает более сильное воздействие, так как кроме температурного фактора, здесь еще имеет место и механическое воздействие водного потока на кожу ребёнка, оказывающее массирующее действие.

С полутора-двух лет ребёнку можно разрешать купание в открытых водоемах при температуре воды +21 С и температуре воздуха +25 С и более. Первое купание 1-2 минуты, затем перерыв 10-15 минут. Очень важно не напугать ребёнка — не тащите его в воду, пусть зайдет сам.

Детям старше 1-го года можно постепенно проводить солнечные ванны. Температура воздуха должна быть от +20 С до +30 С (но не более!), пребывание на солнце начинайте постепенно 5-10 минут до 30-40 минут.

Самое лучшее время для солнечной ванны — утренние часы от 9 до 12 часов, в жаркое время можно загорать и с 16 до 18 часов. Не забывайте на голову ребёнка надевать панамку. Внимательно наблюдайте за кожей ребёнка — при малейшем по-краснении пребывание на солнце следует прекратить на 1-2 дня.

Детям до трёх лет нежелательно проводить контрастные закаливающие процедуры (холод-ный душ, сауна, русская баня), так как ребёнок еще не в состоянии оценить самочувствие, и в последствии будет трудно определить грань между полезным влиянием этого метода и отрицательным.

Источники

  • Faccinetto-Beltrán P., Gómez-Fernández AR., Orozco-Sánchez NE., Pérez-Carrillo E., Marín-Obispo LM., Hernández-Brenes C., Santacruz A., Jacobo-Velázquez DA. Physicochemical Properties and Sensory Acceptability of a Next-Generation Functional Chocolate Added with Omega-3 Polyunsaturated Fatty Acids and Probiotics. // Foods - 2021 - Vol10 - N2 - p.; PMID:33557241
  • Martinez LA., Opalinski AS. Building the Concept of Nurturing Resilience. // J Pediatr Nurs - 2020 - Vol48 - NNULL - p.63-71; PMID:31344593
  • Mellado-Cairet P., Harte C., Séjourné E., Robel L. Behavioral training and mirroring techniques to prepare elective anesthesia in severe autistic spectrum disorder patients: An illustrative case and review. // Paediatr Anaesth - 2019 - Vol29 - N3 - p.226-230; PMID:30576047
  • Werner-Lin A., Zaspel L., Carlson M., Mueller R., Walser SA., Desai R., Bernhardt BA. Gratitude, protective buffering, and cognitive dissonance: How families respond to pediatric whole exome sequencing in the absence of actionable results. // Am J Med Genet A - 2018 - Vol176 - N3 - p.578-588; PMID:29446570
  • Cong Z., Silverstein M. A Vignette Study of Older Adults' Preferences for Intergenerational Transfers in the Context of Competition Between Grandparents and Grandchildren in Rural China. // J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci - 2019 - Vol74 - N3 - p.496-505; PMID:28531324
  • Roopnarine JL., Dede Yildirim E. The moderating role of relationship skills education on depressive symptoms in fathers with young children. // Am J Orthopsychiatry - 2017 - Vol87 - N4 - p.402-413; PMID:28277689
  • Gole H., Kimble R., Stockton K. Bathroom scald burns in Queensland Children. // Burns - 2017 - Vol43 - N3 - p.638-641; PMID:28040369
  • Bengtsson A., Joergensen L., Rask TS., Olsen RW., Andersen MA., Turner L., Theander TG., Hviid L., Higgins MK., Craig A., Brown A., Jensen AT. A novel domain cassette identifies Plasmodium falciparum PfEMP1 proteins binding ICAM-1 and is a target of cross-reactive, adhesion-inhibitory antibodies. // J Immunol - 2013 - Vol190 - N1 - p.240-9; PMID:23209327
  • Jago R., Sebire SJ., Gorely T., Cillero IH., Biddle SJ. "I'm on it 24/7 at the moment": a qualitative examination of multi-screen viewing behaviours among UK 10-11 year olds. // Int J Behav Nutr Phys Act - 2011 - Vol8 - NNULL - p.85; PMID:21812945
Дипломы и сертификаты