Развлекаем ребенка на даче

Развлекаем ребенка на даче
 8 минут
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

В пользе дачного отдыха сегодня никто не сомневается. Тут тебе и воздух свежий, и молоко парное, и огурчики прямо с грядки.

Только почему же лето, проведенное на даче, и мама, и ребенок вспоминают порой как «деревенскую ссылку»?

Ведь дача дарит нам уникальную возможность жить в постоянной близости с природой, чувствовать ее дыхание, тепло, силу. Осталось только этим воспользоваться в полной мере. А для этого необходимо продумать, чем же на даче заняться ребенку и маме.

На даче отменяются скучные прогулки по окрестным детским площадкам, когда мама нетерпеливо смотрит на часы. Вся дачная жизнь – это одна большая прогулка, наполненная глубоким смыслом.

Младенческие радости

Грудничку не нужно придумывать на даче специальные развлечения. Сама смена обстановки уже произведет на него огромное впечатление. Постарайтесь, чтобы кроха проводил на свежем воздухе как можно больше времени. Коляску обязательно надо снабдить противомоскитной сеткой, чтобы «комары да мухи» не мешали сладкому сну. А во время бодрствования можно устроить малыша в манеже.

Если он уже начал ползать, хотя бы иногда дайте ему возможность ползать по травке: это мощный стимул для тактильного и моторного развития. Кстати, если на улице достаточно тепло, можно раздеть кроху и дать ему пощупать самые разные поверхности не только ладошками, но и босыми ступнями. Обязательно рассказывайте малышу, что он чувствует: это шершавое дерево, это кирпичная стена, а это мягкая мамина футболка. Если ручки еще сжаты в кулачки, осторожно распрямите пальчики и погладьте поверхность маленькой ладошкой.

Огромную радость младенцу доставит наблюдение за животными и птицами (для начала хорошо бы делать это на маминых руках). Многочисленные новые звуки пополнят багаж слуховых впечатлений малыша, это очень важно для его развития.

Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач.

Осваиваем новые горизонты

Когда малыш научился ходить, на даче перед ним раскрываются новые возможности. Дорожка от дома до калитки, а уж тем более, лесная тропинка – это вам не гладкий линолеум или паркет в городской квартире. Естественная «полоса препятствий» в виде песка, гравия, камушков, бревен и пеньков учат сохранять равновесие и лучше чувствовать свое тело.

Ребенку от года до трех лет хорошо бы оборудовать на даче игровую площадку с песочницей и небольшим водоемом. Песочница может быть в естественном грунте, обитая досками, (только хорошо бы постелить под песок большой лист плотной пленки или рубероида, чтобы песок не оседал в грунт) или надувной. Первый вариант – дешевле, второй – более мобилен. Мини-бассейн тоже может быть надувным, а может быть представлен в виде большого таза. И песочницу, и бассейн на ночь лучше закрывать плотной пленкой, придавив для надежности камнями. Тогда вы будете уверены в том, что песок останется чистым. Ну а воду, разумеется, надо будет время от времени менять.

Не бойтесь «грязи», малышу очень важно возиться в воде или песке. Эти текстуры с одной стороны, позволяют расслабиться (особенно, вода), с другой – проявить творческое начало, получить собственный опыт взаимодействия с физическими свойствами предметов. Например, в песочнице можно строить традиционные города, тоннели, башни. Можно закапывать в сухой песок небольшую игрушку, и на ощупь находить ее.

Я садовником родился

Детям трех-четырех лет обычно очень нравится принимать участие в сельскохозяйственных работах. Они стремятся все делать, «как взрослые». Порадуйте кроху – купите или выделите для него собственные инструменты: лейку, грабли, тяпку. Прекрасно, если и грядка у него будет своя собственная. Обсудите, что он будет выращивать на ней.

Когда придет время прополки, потренируйтесь сначала различать «полезные» травки и сорняки. Между прочим, это прекрасный способ научить ребенка классификации. Не так-то легко городскому малышу с ходу определить сорняк! И посему не спешите и не ругайте его, если он сразу не смог этого сделать и в порыве сельскохозяйственного пыла «прополол» всю грядку целиком. Дайте ему проявить свою самостоятельность и ответственность. Даже если теперь придется начинать все сначала, пусть это будет его опыт и его инициатива. А уж если кроха получит первые плоды своего труда в виде собственноручно выращенной морковки или огурца, его гордости не будет предела.

Пойдем в лес?

Это нам, взрослым, кажется, что для ребенка интереснее нового слоновника в зоопарке ничего быть не может. А для юного исследователя и «почемучки» гораздо познавательнее будет прогулка в соседний лес. Это цельное впечатление, не разорванное на куски транспортом, множеством людей и животных, киосками с мороженым и пр. Даже непримечательный муравейник может дать для крохи разнообразную пищу для размышлений, ведь за ним так интересно наблюдать, представлять себе, как устроен такой маленький и в то же время такой огромный дом для муравьишек, как они путешествуют и куда так торопятся... А дома обязательно перечитайте потом «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.

В лесу тоже можно заняться классификацией и сериацией. Разумеется, в игре. Найти, например, родственников березки. Может быть, та старая и самая толстая береза с древесными грибами – это «папа»? А вот, поменьше, с которой только что вспорхнула птичка, это «березка-мама». А тут много-много березок-«деток», тоненьких и нежных. Малыш одновременно учится различать породы деревьев и оценивать их размеры.

В лесу или в поле можно наблюдать за бабочками, шмелями, стрекозами, птицами. А, быть может, вам и самим захочется изобразить, как летает бабочка, как жужжит шмель или чирикает воробушек?

Ударим велопробегом

Дача – раздолье для начинающего велосипедиста. Если вы выбираете для крохи первый велосипед, предпочтительнее трехколесная модель, она более устойчива. Двухколесные велосипеды (с двумя дополнительными маленькими колесиками) имеют обыкновение слегка заваливаться на бок. Ни в коем случае не привязывайте ноги ребенка к педалям! Это только помешает ему правильно направлять усилие, и к тому же небезопасно.

Когда же малыш в три-четыре года оседлает двухколесного коня, не торопите свое чадо! Некоторые детишки, впервые сев на двухколесный велосипед, сразу же отправляются в путь, а другим требуется для этого достаточно много времени.

Научиться кататься помогут следующие упражнения.

  • Кататься, стоя на одной педали и отталкиваясь ногой (как на самокате). Кстати, самокат может стать прекрасной адаптационной моделью перед двухколесным велосипедом.
  • Съезжать на велосипеде под небольшой уклон (для страховки ноги лучше не держать на педалях, а опустить вниз), это помогает почувствовать равновесие.
  • Замечена любопытная вещь. Самые лучшие учителя для начинающего велосипедиста – ребятишки постарше. Почему-то именно у них лучше всего идет педагогический процесс. Поэтому если соседский второклассник жаждет научить вашего отпрыска кататься, воспользуйтесь этим предложением.
  • И имейте в виду: учиться кататься лучше на мягкой грунтовой дороге.

Юный исследователь

Если вашему дачнику больше пяти лет, свои наблюдения за жизнью природы он может фиксировать (рисовать или записывать) в специальном дневнике. В нем же можно сделать гербарий из дачных растений, вклеивать фотографии флоры и фауны. Ребенку вполне можно доверить для этого недорогой фотоаппарат-мыльницу.

В этом возрасте дети очень остро чувствуют, насколько востребованы и по-настоящему необходимы могут быть их действия. Что же, можно собирать лекарственные растения, сушить их по всем правилам, в тени, а долгими зимними вечерами пить целебный чай из ромашки, бузины или мяты и вспоминать чудесные летние деньки.

Прекрасно, если вы не забудете захватить на дачу определитель растений. В этом случае каждую былинку и травинку ребенок с вашей помощью сможет описать на языке науки и определить. И заодно выяснит, что такое пестик, тычинки, цветоложе, чашелистики и прочие премудрости биологии.

Полгода – плохая погода…

Однако порой лето выдается дождливым, и тогда лес, бассейн и песочница становятся недоступными. Городских игрушек на даче мало, и чадо начинает слоняться из угла в угол, выводя маму из себя своим нытьем. Что же делать? Выход прост, как все гениальное. Если игрушек нет, их надо сделать! В этом смысле для дачи идеально подходит соленое тесто. Уж мука, вода и соль наверняка найдутся в хозяйстве. А из соленого теста можно сделать и кукольную посуду, и овощи-фрукты для магазина, и нарядную рамочку для фотографии бабушке в подарок, и все, что вам еще захочется.

Традиционный рецепт соленого теста:

  • 1 стакан муки,
  • 1 стакан соли,
  • несколько капель растительного масла
  • вода (добавлять постепенно до консистенции мягкого пластилина).

Однако для особо тонких и филигранных работ больше подходит нежное соленое тесто :

  • 0,5 стакана муки
  • 0,5 стакана крахмала
  • 0,5 стакана соли
  • вода

Это тесто очень эластично и позволяет вылепить даже самые мелкие детали. Когда оно будет готово, отложите в отдельную розетку небольшой тестяной комочек и, постепенно добавляя к нему воду, тщательно разотрите до густоты жидкой сметаны. У вас получился «клей», который прекрасно склеит отдельные детали композиции. Готовую работу высушите на воздухе или в духовке, на самом слабом огне. Осталось только раскрасить готовое произведение. Имейте только в виду, что поделки, раскрашенные гуашью, пачкают руки. Поэтому очень желательно покрыть их сверху лаком. В крайнем случае, подойдет даже лак для волос.

Театральные подмостки на дачной веранде

Домашние спектакли были традиционным дачным развлечением русской интеллигенции. К сожалению, эта традиция сейчас почти исчезла. Может быть, попробуем ее возродить?

Своим опытом театрального действа на даче делится Элиза Долгова, психолог и мама семилетней Вареньки:

"У Вари именины 18 июня. И к этому дню мы по традиции готовим детский праздник. Когда дочка и ее дачные друзья были совсем маленькими, мы показывали им кукольный спектакль. Возраст – это главный критерий для выбора сюжета. Для малышей он должен быть простым и знакомым. Первым нашим спектаклем был «Теремок». Ширмой служил обычный дачный забор. Мы завесили его покрывалом, а на него уже прикрепляли картонные декорации. Теремок тоже сделали из картонной коробки – с высокой треугольной крышей и раскрывающимися створками-дверьми.

А в последние два года дети уже сами стали ставить спектакли. Например, тот же «Теремок» они играли в костюмах, с обязательным гримом. Конечно, в дачных условиях эти костюмы весьма условны – кому-то ушки пришить на макушку, кому-то сделать на голове лягушачьи глаза из поролоновых шариков, главное, чтобы образы были узнаваемыми.

Сценарий пишем сами, распределяем роли, расписываем их на отдельные бумажки. Теперь я уже не актер, а режиссер маленькой дачной труппы. Наш последний спектакль – «Спящая Красавица». Это уже более сложная вещь, она потребовала много репетиций и тщательной подготовки. Мы немного изменили классический сюжет, чтобы в собственно театральную постановку можно было вплести концерт. К новорожденной принцессе у нас прилетали самые разные Феи и демонстрировали свое искусство. Фея Музыки играла на музыкальных инструментах, Фея Спорта показывала чудеса спортивной гимнастики, Фея Поэзии, понятное дело, читала стихи. Таким образом, всем удалось блеснуть своими талантами.

Можно, кстати, ограничиться и просто праздничным концертом. Такой опыт у нас тоже был. А после концерта дети нашли записку от Бабы Яги. Она злорадно сообщала, что корзину с подарками она припрятала в надежном месте, и дети смогут ее найти только после того, как обнаружат следующие записки с ключевыми буквами. После долгих поисков ребятам удалось найти все записки и сложить заветное слово «дуб». На дубе-то и оказалась корзина со сладостями. Сколько было восторга, счастливого визга и радости!

После концерта или спектакля устраивается всеобщее чаепитие с конфетами.

Если вам тоже захотелось организовать подобный праздник, имейте в виду, что подготовку к нему нужно начинать недели за две. И не пытайтесь взвалить на себя сразу все функции, это действительно довольно сложно. Лучше собраться с дачными соседками и обсудить, кто будет отвечать за подготовку декораций, кто распишет детям роли, кто проведет рекламную акцию и соберет зрителей.

Кстати, подобные детские праздники неожиданно оказались мощным стимулом для развития. Например, после нашего концерта одна девочка решила возобновить занятия музыкой, чтобы в следующем году потрясти воображение публики. Другая, вдохновленная примером дачной подружки, захотела заняться бальными танцами."

Итак, отправляемся на дачу! И пусть дачный отдых будет не сомнительной жертвой, принесенной во имя здоровья, а интересной и насыщенной жизнью.

Инесса Смык

По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»

Источники

  • Sbeih F., Goldberg DM., Liu S., Lee MY., Stillitano G., Appachi S., Anne S. Auditory testing outcomes with hearing aids in patients with auditory neuropathy spectrum disorder. // Am J Otolaryngol - 2021 - Vol42 - N5 - p.103057; PMID:33892226
  • Didczuneit-Sandhop B., Jóźwiak K., Jolie M., Holdys J., Hauptmann M. Hearing loss among elderly people and access to hearing aids: a cross-sectional study from a rural area in Germany. // Eur Arch Otorhinolaryngol - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33870450
  • Sugiura S., Uchida Y., Nishita Y., Teranishi M., Shimono M., Suzuki H., Nakashima T., Tange C., Otsuka R., Ando F., Shimokata H. Prevalence of usage of hearing aids and its association with cognitive impairment in Japanese community-dwelling elders with hearing loss. // Auris Nasus Larynx - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33865654
  • Uchida Y., Mise K., Suzuki D., Fukunaga Y., Hakuba N., Oishi N., Ogawa T., Takahashi M., Takumi Y., Fujimoto S., Maeda Y., Nishizaki K., Noda T., Komune N., Matsumoto N., Nakagawa T., Nishita Y., Otsuka R., Maegawa A., Kimizuka T., Miyata A., Gonda A., Ishikawa K., Higashino Y., Murakami S. A Multi-Institutional Study of Older Hearing Aids Beginners-A Prospective Single-Arm Observation on Executive Function and Social Interaction. // J Am Med Dir Assoc - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33811828
  • Hülsmeier D., Schädler MR., Kollmeier B. DARF: A data-reduced FADE version for simulations of speech recognition thresholds with real hearing aids. // Hear Res - 2021 - Vol404 - NNULL - p.108217; PMID:33706223
  • Manchaiah V., Vinay S., Thammaiah . Psychometric properties of the Kannada version of the International Outcome Inventory for Hearing Aids (IOI-HA). // Int J Audiol - 2021 - Vol - NNULL - p.1-7; PMID:33703992
  • Kwak SH., Kim D., Bae SH., Moon IS., Kim SH., Choi JY., Jung J. Effects of CROS hearing aids on audiologic and school performance in school-age children with unilateral hearing loss. // Clin Exp Otorhinolaryngol - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33677849
  • Harris MS., Moberly AC., Hamel BL., Vasil K., Runge CL., Riggs WJ., Shafiro V. A Longitudinal Comparison of Environmental Sound Recognition in Adults With Hearing Aids Before and After Cochlear Implantation. // J Speech Lang Hear Res - 2021 - Vol64 - N3 - p.1040-1052; PMID:33651956
  • Chundu S., Allen PM., Han W., Ratinaud P., Krishna R., Manchaiah V. Social representation of hearing aids among people with hearing loss: an exploratory study. // Int J Audiol - 2021 - Vol - NNULL - p.1-15; PMID:33650463
  • Berenbrok LA., Ciemniecki L., Cremeans AA., Albright R., Mormer E. Pharmacist competencies for over-the-counter hearing aids: A Delphi study. // J Am Pharm Assoc (2003) - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33642240
Дипломы и сертификаты