Играем на кухне

Играем на кухне
 7 минут
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Ох, как же все успеть?.. Надо приготовить обед, сделать уборку, да и с ребенком неплохо бы позаниматься чем-нибудь интересным.

А что, если совместить домашние дела и развивающие занятия? Вы думаете, это невозможно? Уверяем вас, это не так! На кухне всегда найдется масса важных дел для ребенка любого возраста.

От 3 до 12 месяцев

В этом возрасте младенец будет с удовольствием наблюдать за мамой, сидя в высоком стульчике или в кресле-шезлонге. Комментируйте свои действия – сейчас мы помоем картошку, теперь почистим ее ножом, а теперь сварим в кастрюле. Возможно, поначалу вам будет казаться, что вы говорите «в пустоту», однако подобные комментарии очень важны для развития речи вашего крохи.

После 6 месяцев малыш учится манипулировать различными предметами, и разнообразная безопасная кухонная утварь в этом отношении – просто клад для малыша и его занятой мамы! Выдайте чаду несколько пластмассовых мисок с крышками разного размера, одноразовые стаканчики, деревянные ложки, и вы сэкономите на покупке целой кучи развивающих игрушек. Миски и стаканчики можно вкладывать один в другой, прятать под ними мелкие игрушки, стучать ими по столу, прислушиваясь к различным звукам. Отличная забава – пластмассовые бутылки из-под воды. Их можно оставить пустыми или заполнить водой, мелкими игрушками, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда ребенок с удовольствием будет смотреть, как движутся крупинки или переливается вода). Такие бутылки интересно катать и переворачивать. Не выдавайте крохе все эти сокровища сразу. Пока он может одновременно играть с одной, максимум, двумя игрушками.

От года до трех лет

Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Хотите, чтобы ваше чадо быстрее заговорило – развивайте мелкую моторику!

Мозаика, специальные пальчиковые игры и дидактические занятия– это все, конечно, здорово, но опять же – когда? Между тем, на кухне есть множество готовых пособий по развитию мелкой моторики.

Классический вариант – игра «Золушка». Помните, как злодейка-мачеха заставила свою бедную падчерицу перебирать мешок крупы? Мы с вами, пожалуй, ограничимся горстью фасоли и, допустим, гречки. Чтобы перебирать было интересней, подыщите пару игрушек разного размера: например, птичке подойдут маленькие крупинки, а поросенку – зернышки побольше. Следите только, чтобы кроха не подавился «дидактическим материалом», решив попробовать его на вкус.

У знаменитого педагога Марии Монтессори есть специальное упражнение – пересыпать крупу или муку с помощью ложки из одной миски в другую. Попробуем? Малыш с радостью поможет вам замесить тесто, насыпая муку из банки в миску. А как интересно просеивать муку или манку через самое настоящее сито! Кстати, если насыпать ту же муку или манку тонким слоем на подносе, можно порисовать по ней пальчиком. Слегка встряхнули поднос, и крупинки снова легли на нем ровным слоем – можно опять рисовать!

Завинчивать крышки на банках и бутылках – тоже отличное упражнение для развития мелкой моторики. Ненавязчиво сообщите ребенку, какого цвета та или иная крышка, и вскоре малыш удивит вас знанием основных цветов.

Завораживают детей и игры с водой. Подвиньте к мойке стул, включите воду тонкой струйкой или наберите ее в большую миску, а на стул поставьте малыша (предупреждаю, одежда очень скоро станет мокрой, так что лучше обойтись без нее – все равно потом переодевать). В миске можно пускать поролоновые губки-кораблики или переливать воду из одной чашки в другую. Не исключено, что дело закончится небольшим потопом. Однако, как показала практика, ликвидировать последствия такого потопа значительно проще, чем полтора часа развлекать ребенка, а, когда он, наконец, заснет, тратить драгоценное время на приготовление обеда.

От 3 до 5 лет

Макаронная фантазия

Однажды вечером мне позвонила подруга, у которой тогда еще не было детей, и светским тоном поинтересовалась, чем я занимаюсь. "Крашу макароны гуашью," – честно ответила я. На другом конце трубки возникла напряженная пауза, после чего подруга вежливо спросила: "А что, неокрашенные макароны твой ребенок не ест?"

Теперь подруга сама обзавелась ребенком и тоже красит макароны. По ночам. Потому что днем они с сыном делают из них поделки. Раскрашенные гуашью макароны – это отличный материал для множества полезных вещей: бус, аппликаций, даже коллажей. Для того, чтобы готовые поделки не пачкали потом рук, можно смешать гуашь с клеем ПВА в пропорции 1:1. Впрочем, красить необязательно. Неокрашенные макароны тоже можно нанизывать на прочную нитку (при покупке проследите за тем, чтобы макароны были с отверстием посередине), выкладывать из них узоры на залепленной пластилином картонке и попутно изучать цвета и формы. Макароны разного вида можно сортировать и считать.

Экспериментируйте не только с макаронами, но и с различными крупами, горохом, фасолью.

Раз картошка, два картошка...

А как насчет арифметики? Трехлетний карапуз уже вполне в состоянии посчитать, сколько картофелин и морковок понадобится вам для супа. А по ходу дела ненавязчиво можно заметить: «Смотри, у нас тут три картофелины и две морковки. А всего – пять овощей». Заодно тренируем, между прочим, и логическое мышление, ведь мы объединили картошку и морковку одним понятием «овощи». Можно доверить крохе и разобрать пакеты, принесенные из магазина. Только предварительно вам нужно будет вынуть «опасные» яйца и стеклянные банки-бутылки. А теперь разбираем: овощи – на нижнюю полку холодильника, фрукты – в корзину. Вот вам и первый опыт классификации.

От 5 до 7 лет

На занятиях по подготовке к школе педагоги очень любят давать задания на внимательность и ориентацию в пространстве. Действительно, это очень важные качества будущего первоклассника. Но их можно развивать и на кухне!

Помогаем маме

Малышу в этом возрасте уже можно доверить простые кухонные операции. Например, почистить отварные яйца, перемешать салат, накрыть на стол, посчитав предварительно, сколько понадобится тарелок, ложек, вилок и ножей. Комментируем: «Нож – справа, вилка – слева». Именно в таких простых, но в то же время очень осмысленных действиях прекрасно закрепляются основные логические понятия. Для детей – это весьма интересный процесс, они чувствуют свою причастность к настоящему, взрослому делу. Конечно, вам захочется исправить его неумелые действия, поровнее поставить приборы и перемыть посуду после ребенка. Постарайтесь сделать это незаметно, зато в разговоре с мужем или подругой обязательно похвалите своего маленького помощника! Крохе очень важно ощутить свою значимость для семьи.

Что изменилось

Кухня – прекрасное место для того, чтобы потренировать внимательность. Разложите перед малышом несколько любых предметов (это могут быть фрукты, овощи, столовые приборы и пр.), для начала хватит 3-4. Теперь пусть ребенок отвернется, а вы уберите один из предметов. Более сложный вариант – не убирать предмет из поля зрения, а переставить на другое место. Задача малыша – восстановить исходное положение вещей.

Третий лишний

Это еще одна логическая игра, которая активизирует навыки анализа. Положите перед чадом, допустим, яблоко, апельсин и спичечный коробок. Кто лишний в этой компании?Ответ нужно обязательно обосновать, причем, попытайтесь сделать это различными способами. Например, яблоко и апельсин можно катать, а коробок – нет. А почему? Потому что яблоко и апельсин – круглые, а коробок – прямоугольный. Яблоко и апельсин – съедобные, а коробок – нет. А что общего у этих предметов? Может быть, наличие оболочки (кожуры, коробочки), под которой спрятано содержимое? Как видите, открывается огромное поле для творческого мышления и нестандартных решений.

Попробуйте группировать предметы по форме (круглые или удлиненные), цвету, размеру (большие и маленькие), назначению (что пригодится для сладких блюд, а что – для соленых) и т.д.

Если ребенок уже знаком с буквами, можно выкладывать из магнитной азбуки слова (удобнее это делать на холодильнике): названия продуктов, кухонной утвари, меню сегодняшнего обеда и пр. По ходу дела опять же ненавязчиво можно заметить, что говорится «нош», а пишется «нож», потому что «ножИ». И не сомневайтесь, знания, полученные как бы «между делом, на ходу», усваиваются значительно лучше, чем те, на «вбивание» которых были затрачены титанические усилия.

Тили-тили тесто...

Хит сезона в этом возрасте – разнообразное тесто. Специальное соленое тесто пригодится для поделок. Для такого теста в равных пропорциях смешайте муку и мелкую соль, добавьте воды до консистенции мягкого пластилина, и после этого начинайте лепить самые разные фигурки. Потом они постепенно затвердеют на воздухе. Если вы хотите ускорить этот процесс, подсушите поделки в духовке на самом слабом огне.

Но, возможно, ваш малыш жаждет на равных правах принимать участие в подготовке ужина? Тогда предложите ему раскатать песочное тесто, вырезать формочками печенье, украсить его изюмом или орехами. Вам останется лишь поставить противень с печеньем в духовку, а потом торжественно водрузить на стол первый кулинарный шедевр вашего чада.

Вот рецепт, который всегда удается и, как нельзя лучше подходит для этой цели.

Для теста:

  • 225 г муки,
  • 125 г сливочного масла,
  • 125 г сахарного песка,
  • 1 яйцо (взбить),
  • 2 чайных ложки смеси пряностей (корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон)
  • щепотка соли

Для глазури

  • 125 г сахарной пудры,
  • 1-2 столовых ложки горячей воды,
  • пищевые красители.

Взбить в пышную смесь масло и сахар. Не переставая взбивать, влить яйцо. Просеять в эту же миску муку, соль и пряности. Все хорошо перемешать и скатать из теста упругий шар. Теперь на посыпанной мукой поверхности раскатать тесто до толщины 0,5 см и с помощью формочек вырезать из него различные фигурки. Выпекать при температуре 190 градусов примерно 15 минут.

Готовое печенье охладить на решетке.

Смешать в миске сахарную пудру и горячую воду до однородной консистенции. Ложкой разложить глазурь в 2-3 чашки и в каждую добавить каплю пищевого красителя. Немного глазури оставьте неокрашенной. На охлажденное печенье положить по половине чайной ложки глазури и равномерно распределить ее по поверхности. Пока глазурь не застыла, печенье можно украсить мелкими орешками, цукатами, изюмом.

Обычно это занятие настолько захватывает малышей, что вам гарантирован час свободного времени, а также чувство выполненного родительского долга.

Инесса Смык

По материалам журнала «Про Питание»

Источники

  • McElrone M., Colby S., Fouts HN., Spence M., Kavanagh K., Franzen-Castle L., Olfert MD., Kattelmann KK., White AA. Feasibility and Acceptability of Implementing a Culturally Adapted Cooking Curriculum for Burundian and Congolese Refugee Families. // Ecol Food Nutr - 2020 - Vol59 - N6 - p.598-614; PMID:32397821
  • Hauser ME. A Novel Culinary Medicine Course for Undergraduate Medical Education. // Am J Lifestyle Med - 2020 - Vol13 - N3 - p.262-264; PMID:31105488
  • Manera V., Petit PD., Derreumaux A., Orvieto I., Romagnoli M., Lyttle G., David R., Robert PH. 'Kitchen and cooking,' a serious game for mild cognitive impairment and Alzheimer's disease: a pilot study. // Front Aging Neurosci - 2015 - Vol7 - NNULL - p.24; PMID:25852542
  • Smith GA. Knife-related injuries treated in United States emergency departments, 1990-2008. // J Emerg Med - 2013 - Vol45 - N3 - p.315-23; PMID:23849364
  • Lynch M. Familiarizing with toy food: preliminary research and future directions. // J Nutr Educ Behav - 2013 - Vol44 - N6 - p.639-43; PMID:21855416
Дипломы и сертификаты