Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало… А ведь от того, во что играют дети, зависит и то, какими они вырастут в будущем.
Мягкие игрушки
Были бы мы англичанами, разговор о мягких игрушках вращался бы вокруг плюшевого мишки. Потому что в Англии мишка — такой же атрибут детства, как соска или коляска. Никакой замены на плюшевого зайку или собачку быть не может — английская традиция! Ну, а у нас такого единообразия нет, поэтому речь пойдет о мягких игрушках вообще.
Такие игрушки необходимы, причем дети нуждаются в них с первого года жизни вплоть до перехода в тинейджерский возраст (даже мальчики, хотя в последние годы детства они будут изо всех сил скрывать, что плюшевое создание им по-прежнему дорого). Тайна тут невелика: изображающие зверей игрушки очень уютны, у них (во всяком случае, у хороших) добрые выражения мордочек, к ним приятно прижаться щечкой. Своему мишке малыш (пусть ему уже и тринадцать) может доверить секрет, поведать обиды и найти у него утешение. Мягкая игрушка отчасти заменяет малышу маму, когда она находится вдали от дома. Развивает она и материнский инстинкт: заек и белочек так приятно баюкать.
Если живот игрушечного зверя набит гранулами, польза двойная: перебирая их, дитя станет вести себя спокойнее и будет активно развиваться мелкая моторика рук. Не нужно бояться, если мягких игрушек у вашего чада окажется много: важно, чтобы мордашки у них были разными — это необходимо и для душевного комфорта малыша, и для того, чтобы окружающие ребенка люди не казались ему потом близнецами.
И еще: не приобретайте только легкие игрушки (набитые синтепоном). Прелесть самого известного игрушечного медведя Винни-Пуха состояла как раз в том, что он был достаточно тяжел. Его, набитого ватой и опилками, было так приятно баюкать Кристоферу Робину. Ребенок с самого раннего возраста учится понимать разницу между большим и малым, если она подкреплена и разницей в весе.
Необходимо, чтобы мягкая игрушка была качественной: нос, глаза, пластиковые усы должны быть гладкими и прочно держаться. В противном случае ссадины неизбежны, и придется доставать изо рта ребенка части тела игрушечного зверя. Проследите, чтобы швы прочно удерживали набивку. Цвету шерсти зверька не подобает быть ярко-ядовитым, чтобы не раздражать глаза и нервную систему ребенка. Наконец, для развития нормальных представлений об окружающем мире лучше, если окрас игрушечного животного будет хоть сколько-нибудь соответствовать настоящему: голубые котята и малиновые медведи пусть останутся на полках магазинов.
Барби
Наши дети познакомились с очаровательной Барби лет пятнадцать назад, а споры о ней все не утихают. Но это что: американские девчушки получили Барби почти за полвека до своих российских сверстниц, но и у них на родине еще не договорились, плоха она или хороша. Впрочем, детей не волнует мнение взрослых: длинноногая, стройная, с впечатляющим бюстом, Барби необходима каждой уважающей себя девочке еще до того, как та научится произносить куклино имя.
Противники Барби пугают: взрослая кукла чересчур откровенно демонстрирует сексуальные прелести, на которые в нежном возрасте лучше бы вовсе не обращать внимания. Еще она якобы коверкает детскую психику: девочка будто бы на всю жизнь становится заложницей имиджа Барби, растет себялюбивой эгоисткой, а вовсе не будущей заботливой женой и матерью.
Между тем, все это не так. Ученые из МГУ провели исследование по поводу Барби. Оказывается, юные обладательницы куклы демонстрируют более высокий интеллект, волевые качества и оптимизм, нежели те девчушки, кому мамы и папы такую куклу не купили. А дело в том, что эффектная игрушка выступает для юных леди эталоном красоты, обаяния и жизненного успеха. Более того, Барби дисциплинирует: какого-нибудь пупса можно швырнуть в угол комнаты и забыть его там. Красотулю Барби запросто не бросишь, потому что она вызывает у детей уважение.
Не давайте Барби девочкам до пяти лет, во всяком случае вместе с аксессуарами. Всевозможные туфельки, сумочки, расчесочки и другие миниатюрные предметы гардероба куклы-модницы столь привлекательны, что обязательно окажутся во рту у маленького ребенка. Контролируйте желание своей дочки все время баловать Барби чем-то новым: домом, машиной, платьем. Приобретения вполне допустимы, но нужно знать меру. Иначе с годами, усвоив данный стереотип, на месте ненасытной Барби окажется ваша дочурка.
Стойкие оловянные и другие
Веками считали: девочкам — куклы, мальчикам — солдатики и все прочее, что напоминает о войне. Но во второй половине XX века психологи решили, что военные игрушки развивают в мальчиках агрессивность, и предложили избавить детские комнаты от наследия милитаризма. Впрочем, идея провалилась: после Второй мировой войны немцы лет двадцать не давали своим мальчишкам никаких военизированных игрушек. В результате выросло поколение неуверенных в себе и вдобавок агрессивных молодых людей.
Психологи выяснили причину фиаско. Оказывается, каждому мальчику необходимо в свое время наиграться в войну. В противном случае он на подсознательном уровне будет пытаться воевать с окружающими, даже когда вырастет.
Пазлы
Это игрушка, которая вполне может сопровождать человека с раннего детства и до старости. Пазлы бывают простейшими (из двух-трех частей) и труднейшими, состоящими из тысячи кусочков, сложить воедино которые сумеет далеко не каждый взрослый. Да к тому же возиться с пазлами в самом деле интересно. Часто собирание пазловых панно становится любимым семейным видом досуга.
Психологи установили, что такая игра учит ребенка правильно воспринимать соотношение части и целого, развивает пространственное мышление, мелкую моторику рук, ненавязчиво учит малыша концентрировать внимание и напрягать волю. Что еще нужно?
Компьютер
Кто сказал, что компьютер не игрушка? В XXI веке он вполне обычная забава для современных продвинутых детишек. Правда, родителей часто смущает характер виртуальных игр: во многих из них слишком много жестокости, некоторые прививают неправильные представления о действительности (например, если игрока поразил виртуальный соперник, не беда — в запасе у него еще полдюжины жизней). Опять же виртуальная реальность уводит от реальности истинной. Кроме того, многочасовое сидение перед монитором наносит прямой ущерб здоровью. Таковы аргументы против увлечения компьютерными играми.
Теперь разберемся. Наступивший век — эпоха информационных технологий. И игрушки поэтому соответствующие. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Если возня с реальными игрушками учит ребенка жить, то, соперничая с героями виртуальных игр, он приобретает навыки работы на компьютере. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач.
А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно — достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы это родителям нравилось
Игрушки предназначены для детей, но делают их взрослые. И покупают тоже.
Обычная картина: стоит у витрины с аксессуарами для Барби вполне взрослая тетя, и на лице у нее более живой интерес, нежели нужен заботливой матери, покупающей подарок дочке. Или солидный мужчина, сосредоточенно изучающий прилавок с игрушечными машинками: для кого он выбирает «бибику» — для сына или для себя?
Психологи утверждают: для себя. И советуют не стыдиться, а так и поступать дальше. Во-первых, игрушка в доме — часть вашего окружения, а оно должно быть комфортным. Ведь обои и мебель для детской комнаты вы сами выбирали, ребенка не спрашивали? Во-вторых, покупая понравившуюся вам игрушку, вы ориентируете чадо на ваши вкусы, а не какие-нибудь чужие, возможно, низкопробные. В-третьих, как бы взрослы и солидны вы ни были, где-то в подсознании вы остаетесь ребенком. Ну и какие игрушки были в вашем детстве? Бр-р. Так доставьте хоть сейчас себе удовольствие: купите то, что нравится.
Кстати, это могут быть самые настоящие игрушки для взрослых. Например, радиоуправляемые машинки. Нет, совсем не те, что продаются во всех специализированных отделах от Калининграда до Магадана. Машинки для взрослых стоят пару-тройку тысяч долларов, устроены не проще настоящих, а ездят подчас быстрее их. На Западе для не доигравших в машинки взрослых даже есть особые трассы, на которых проводят азартные соревнования — что-то вроде «Формулы-1» в миниатюре.
Источники
- Afiaz A., Masud MS., Mansur M. Impact of child's cognitive and social-emotional difficulties on child abuse: Does mother's justification of intimate partner violence also play a role? // Child Abuse Negl - 2021 - Vol117 - NNULL - p.105028; PMID:33774516
- Almeida FA., Souza DF., Miranda CB. The experience told by the child who lives in a shelter through therapeutic play. // Cien Saude Colet - 2021 - Vol26 - N2 - p.435-444; PMID:33605321
- Dynia JM., Solari EJ. Print Knowledge in Children With Autism Spectrum Disorder: Do Child and Family Variables Play a Role? // Lang Speech Hear Serv Sch - 2021 - Vol52 - N1 - p.197-208; PMID:33464978
- Fu L., Weng J., Feng M., Xiao X., Xiao T., Fu J., Qiu N., Li C., Da Y., Ke X. Predictors of Change in Play-Based Communication and Behavior Intervention for High-Risk ASD: The Role of Mother-Child Dyadic Synchrony. // Front Pediatr - 2020 - Vol8 - NNULL - p.581893; PMID:33344381
- Perzolli S., Bertamini G., de Falco S., Venuti P., Bentenuto A. Emotional Availability and Play in Mother-Child Dyads with ASD: Changes during a Parental Based Intervention. // Brain Sci - 2020 - Vol10 - N12 - p.; PMID:33255424
- Foulds K., Peng D., Zaidi S. Play safe with Sisimpur: an evaluation of a child injury prevention intervention in Bangladesh. // Int J Inj Contr Saf Promot - 2021 - Vol28 - N1 - p.86-93; PMID:33200665
- Chirico I., Andrei F., Salvatori P., Malaguti I., Trombini E. The Focal Play Therapy: An Empirical Study on the Parent-Therapist Alliance, Parent-Child Interactions and Parenting Stress in a Clinical Sample of Children and Their Parents. // Int J Environ Res Public Health - 2020 - Vol17 - N22 - p.; PMID:33198341
- Lense MD., Beck S., Liu C., Pfeiffer R., Diaz N., Lynch M., Goodman N., Summers A., Fisher MH. Parents, Peers, and Musical Play: Integrated Parent-Child Music Class Program Supports Community Participation and Well-Being for Families of Children With and Without Autism Spectrum Disorder. // Front Psychol - 2020 - Vol11 - NNULL - p.555717; PMID:33192810
- da Rosa Piccolo L., Weisleder A., Mendelsohn AL. Promoting Global Early Child Development Through Play: Two Sustainable, Effective Models. // Pediatrics - 2020 - Vol146 - N6 - p.; PMID:33148770
- Paul O. [Parental Resolution of the Child's Disability Diagnosis in the Reaction to Diagnosis Interview (RDI) and Effects on the Play Interaction with the Child]. // Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr - 2020 - Vol69 - N7 - p.625-642; PMID:33146086