Что смотреть ребенку

Что смотреть ребенку
 5 минут
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Не зайти ли нам сегодня в Интернет, чтобы выбрать что-нибудь новенькое для малыша?

Сколько тут всего, прямо-таки глаза разбегаются... Старые мультики советских времен, американские мультсериалы, фильмы про животных, фильмы-сказки – что же выбрать из этого разнообразия? Но порой оказывается, что выбор уже сделан за нас и, повинуясь древнему стадному инстинкту, мы берем с полки очередной разрекламированный мультяшный «боевик» или «ужастик», предвкушая, что сегодня вечером малолетнее чадо, наконец, оставит нас в покое и затихнет на какое-то время перед голубым экраном.

Однако давайте все-таки попробуем разобраться, какую пользу или вред может принести заманчивая яркая коробочка с видеокассетой.

Интуиция или ностальгия?

Что смотрят наши дети? Чтобы получить информацию «из первых рук», я решила провести среди своих знакомых небольшой социологический опрос.

В результате четко обозначились две тенденции. Одна часть родителей (довольно значительная) при выборе видеопродукции для своего ребенка руководствуется рекламными роликами или «покупает, что придется, без особых принципов». По словам этих родителей, их дети предпочитают мультфильмы, условно отнесенные к группе «боевики-ужастики». Другие мамы выбирают фильмы или мультики, которые они помнят еще по своему детству: «Маугли», «Простоквашино», «Карлсон», «Двенадцать месяцев», «Цветик-семицветик», «Стойкий оловянный солдатик», "Дюймовочка", фильмы по рассказам Драгунского, «Сказка о потерянном времени», «Операция "Ы"», «Мама для мамонтенка», «Винни-Пух» - список можно продолжать и продолжать.

Очевидно, что у каждой мамы свой опыт восприятия, свои детские впечатления, которые играют очень важную роль при выборе видеокассет для ребенка. Однако эти мультики, как отмечают мамы, не только напоминают им о детстве, они несут в себе заряд доброты и человечности, в них отсутствует агрессия и жестокость, которая, увы, стала привычной в современном мире.

Верить ли голубому экрану?

После многочисленных “Криминальных историй” и боевиков у ребенка формируется представление о том, что сила и способность убивать – главная ценность в жизни. У героев мультсериалов так лихо отлетают головы, что малыш воспринимает это как само собой разумеющиеся эпизоды. К смерти и боли ребенок начинает относиться слишком легко. Грань между реальностью и вымыслом пока еще очень размыта в детском сознании, и малыш доверчиво впитывает весь поток информации, который несется на него с телеэкрана.

Известен случай, когда четырехлетняя девочка прыгнула из окошка с третьего этажа, подражая мультяшным героям. Она была в полной уверенности, что, расплющившись об асфальт в лепешку, она потом встанет, как ни в чем не бывало, и побежит дальше. Девочку, к счастью, удалось спасти, но на всю жизнь у нее остались очень серьезные проблемы с позвоночником.

Дети доверчивы и инстинктивно стремятся к подражанию. Поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы найти достойный образец для этого подражания.

Карлсон против Симпсона

И все-таки чем же многочисленные американские мультсериалы, которые показывают на нашем телевидении и продают на видеокассетах, отличаются от старых российских мультиков?

Первое, что бросается в глаза, – конвейерное производство американских мультяшных героев. Обратите внимание – они очень похожи друг на друга. Собачки, кошки, мышата и прочие персонажи отличаются лишь формой и размерами. При этом они совершенно одинаково смеются, грустят и молотят друг друга кулаками. Их контуры и характеры предельно просты и шаблонны, они в прямом и переносном смысле слова выписаны одной линией.

А многочисленные механические монстры, роботы, непобедимые супергерои, спасающие людей от инопланетян! Они побеждают врагов не благодаря уму, тактике, благородству, а лишь потому, что стоят на высшей ступени могучей техники. И человеку не остается ничего, как отречься от своей внутренней человеческой природы, признав технического монстра абсолютным вождем.

А вот обращение к незыблемым семейным ценностям – популярный сериал «Симпсоны», который недавно отпраздновал выход в свет трехсотой серии.

Если вы думаете, что Гомер – это только легендарный древнегреческий поэт, то это глубокое заблуждение. Так зовут и главу семейства Симпсонов, к сожалению, значительно менее одухотворенного и поэтичного, чем его знаменитый тезка. Если кто-то застанет Гомера за чтением, то можно не сомневаться, что в руках у него его любимая книга (или, скорее, брошюра), которая называется "Итак, вы решили самовольно подключиться к кабельному телевидению". Говорят, это единственная книга, прочитанная Гомером.

У Гомера находят в мозгу маленький мелок. Когда мелок вытаскивают, Гомер умнеет, но никому это не нравится. Тогда мелок возвращают на прежнее место, и он опять тупеет. Не правда ли, достойный образец для подражания?

Герои же лучших российских мультфильмов – это существа, наделенные человеческой душой, это живые личности.

Кстати и озвучивают их зачастую талантливейшие актеры (Ливанов, Леонов, Папанов, Румянцева, Анофриев и многие другие). Вспомните, например, проказника Карлсона, у которого за бесшабашным весельем таится одиночество, способность любить сочетается с детским эгоизмом, не всегда таким уж безобидным. Уверенная в своей правоте домомучительница Фрекен Бок (ее, кстати, озвучила гениальная Фаина Раневская) оказывается не такая уж и злая. Сколько обаяния, парадоксальности и жизнелюбия в Леонове-Винни-Пухе! Как трогательны Львенок и Черепаха!

И все-таки я бы не стала делить детские мультики на «наши» и «не наши», поскольку не это главный принцип их подбора. Главное, пожалуй, – чтобы мультфильм был наполнен смыслом, чтобы нес в себе еще что-то, кроме мелькания одинаковых фигур и одинаковых сюжетов.

О пользе видеоверсий

Популярные литературные сюжеты очень часто привлекают внимание режиссеров, поэтому фильмы-сказки или мультфильмы «по любимой книжке» всегда пользуются спросом. Однако постарайтесь, чтобы сначала ребенок все-таки познакомился с книгой, и лишь потом увидел видеоверсию. Дети, как известно, великие консерваторы, поэтому, возможно, ваш малыш поначалу будет возмущен отступлениями от привычного сюжета. Объясните ему, что режиссер так «играет в сказку». Прекрасно, если, кроме видео, вы сможете посмотреть вместе с ребенком и театральную постановку на тот же литературный сюжет. Сравните все варианты, найдите отличия, отметьте, что вам понравилось больше всего. Постепенно малыш станет более либеральным, у него будут развиваться фантазия и воображение.

Не только мультфильмы!

Когда ваше чадо подрастет, его внимание будут привлекать не только мультфильмы, но и фильмы-сказки, художественные фильмы для детей (и о детях!), документальные ленты. Старайтесь внимательно следить за интересами ребенка. Например, если он заинтересовался жизнью животных, ему наверняка понравится прекрасная серия ВВС о животном мире или чудесный фильм «Бетховен». А любитель путешествий оценит «Подводную одиссею капитана Кусто».

И, наконец, несколько общих советов.

  • Прежде чем покупать кассету, постарайтесь сначала найти ее в прокате или взять на просмотр у знакомых. И лишь потом покупайте то, что вам действительно понравилось.
  • Не покупайте нелицензионные видеокассеты на лотках у метро. Качество этих кассет оставляет желать лучшего.
  • Не держите дома «телевизионного мусора»! Видеотека может сослужить хорошую службу вам и вашему малышу, дать новую пищу для размышлений и совместных обсуждений. Нужно лишь вдумчиво и внимательно подбирать эту «пищу» для своего ребенка, не бросая его на произвол телевизионного «фастфуда» в виде сериалов, боевиков и «ужастиков» (пусть даже в мультяшном их варианте).

Инесса Смык

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Источники

  • Shands ME., Lewis FM. Parents With Advanced Cancer: Worries About Their Children's Unspoken Concerns. // Am J Hosp Palliat Care - 2020 - Vol - NNULL - p.1049909120969120; PMID:33107327
  • Burillo A., Gómez-López A., Escribano P., Galar A., Salinas B., Díaz-Pérez N., Muñoz P., Bouza E. A new cause of false positive voriconazole levels: Watch your collection tubes! // J Chromatogr B Analyt Technol Biomed Life Sci - 2018 - Vol1092 - NNULL - p.328-331; PMID:29936368
  • Phelps R., Eisert D., Schulz S., Augustyn M. Attached to a Diagnosis: The Quandary of Social Deficits and Reactive Attachment Disorder. // J Dev Behav Pediatr - 2017 - Vol38 Suppl 1 - NNULL - p.S3-S5; PMID:28141706
  • Sleath B., Carpenter DM., Lee C., Loughlin CE., Etheridge D., Rivera-Duchesne L., Reuland DS., Batey K., Duchesne CI., Garcia N., Tudor G. The development of an educational video to motivate teens with asthma to be more involved during medical visits and to improve medication adherence. // J Asthma - 2016 - Vol53 - N7 - p.714-9; PMID:27145093
  • Duckworth RL. The ABCs of Pediatric Sepsis. Unrecognized sepsis kills kids; don't let it happen on your watch. // EMS World - 2016 - Vol45 - N2 - p.38-43; PMID:26946589
  • Braithwaite I., Stewart AW., Hancox RJ., Beasley R., Murphy R., Mitchell EA., Baena-Cagnani CE., Gómez M., Weyler J., Pinto-Vargas R., Cunha AJ., de Freitas Souza L., Ferguson A., Aguilar P., Benavides LA., Contreras A., Chen YZ., Kunii O., Li Pan Q., Zhong NS., Lau YL., Wong G., Aristizábal G., Cepeda AM., Koffi BN., Bustos C., Riikjärv MA., Sa'aga-Banuve R., Pekkanen J., Vlaski E., Wong G., Lau YL., Zsigmond G., Mantri SN., Sharma SK., Kartasasmita CB., Konthen P., Suprihati W., Masjedi MR., Odajima H., Kudzyte J., Barragán-Meijueiro M., Del-Río-Navarro BE., Linares-Zapién FJ., Ramírez-Chanona N., Romero-Tapia S., Bouayad Z., MacKay R., Moyes C., Pattemore P., Onadeko BO., Chiarella P., Brêborowicz A., Lis G., Câmara R., Lopes dos Santos JM., Nunes C., Rosado Pinto JE., Goh DY., Zar HJ., Lee HB., Blanco-Quirós A., Busquets RM., Carvajal-Urueña I., García-Hernández G., García-Marcos L., González Díaz C., López-Silvarrey Varela A., Morales-Suárez-Varela MM., Pérez-Yarza EG., Al-Rawas O., Mohammad S., Mohammad Y., Tabbah K., Huang JL., Kao CC., Trakultivakorn M., Windom HH., Holgado D., Lapides MC., Solé D., Sears M., Aguirre V., Waqatakirewa L., Shah J., Baratawidjaja K., Nishima S., Baeza-Bacab M., Asher MI., Lee BW., Vichyanond P. The worldwide association between television viewing and obesity in children and adolescents: cross sectional study. // PLoS One - 2013 - Vol8 - N9 - p.e74263; PMID:24086327
  • Crowder JS., Sisson SB., Ramey E., Arnold SH., Richardson S., DeGrace BW. How did the television get in the child's bedroom? Analysis of family interviews. // Prev Med - 2012 - Vol55 - N6 - p.623-8; PMID:23064023
  • Phelps R., Eisert D., Schulz S., Augustyn M. Attached to a diagnosis: the quandary of social deficits and reactive attachment disorder. // J Dev Behav Pediatr - 2012 - Vol33 - N1 - p.84-6; PMID:22218019
Дипломы и сертификаты