Чувство ритма у младенца

Чувство ритма у младенца
  • Врачи
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Мир встречает человека не очень-то приветливо. Резкая смена температуры, слепящий свет, лязг инструментов…

И наконец-то – о, счастье! – мамино тепло, родной голос, знакомый стук маминого сердца. Его спасительный ритм примиряет малыша с новым миром, ведь в этом ритме он провел предыдущие девять месяцев жизни.

А если плачущего кроху мама возьмет на руки и будет ходить с ним, мурлыча немудреную песенку, это тоже поможет ему успокоиться и вернуться в «потерянный рай». В ритме маминого движения малыш вспоминает свое внутриутробное состояние, когда они с мамой были единым целым. Ритмом пронизана вся наша жизнь – ритмично стучит человеческое сердце, шумит морской прибой, день сменяется ночью, а зима – летом. Ритм упорядочивает время и пространство, помогает человеку предугадывать грядущие события.

От гармонии музыки к алгебре ритма

Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события.

Но причем здесь ритм? – скажете вы. А притом, что ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понять свое тело.

Бывает и ритмическая одаренность. Как правило, она проявляется очень рано. Мама Наташа, например, рассказывает, что ее сын в младенчестве обожал стучать по кастрюлям, причем, не беспорядочно, а в определенной последовательности – с синкопами, паузами, в довольно сложном ритмическом рисунке. Сейчас этот мальчик учится в знаменитой шопеновской школе по классу ударных инструментов.

Но даже если ваш ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и четкость речи.

Итак, как же развивать чувство ритма?

С рождения до 6 месяцев: массаж и гимнастика

Сейчас, пожалуй, нет мамы, которая не слышала бы о пользе массажа для грудничков. Массаж назначают и при определенных заболеваниях, и просто для профилактики. Конечно, хорошо, если его выполняет профессиональный массажист (особенно это актуально для лечебного массажа), но для эмоционального и физического развития малыша очень важно чувствовать прикосновения теплых маминых рук. Поэтому, даже если кроха проходит курс массажа, не забывайте легко и ритмично поглаживать его тельце, приговаривая или подпевая в такт своим движениям. В русском фольклоре огромное количество разнообразных потешек и пестушек с четким ритмом.

Например, когда ребенок проснулся, спойте ему такую песенку, сопровождая ее движениями:

"Мы проснулись, мы проснулись". (Развести ручки в стороны, затем скрестить на груди). "Сладко, сладко потянулись". (Поднимаем ручки вверх). "Маме с папой улыбнулись". (Улыбнитесь малышу, и наступит день, когда он улыбнется вам в ответ).

На стопах находится множество рефлекторных точек, поэтому очень полезно растирать их в разных направлениях – подошвы, боковые стороны, подъем стопы. Делать это можно под такую песенку:

"Ай, тари, тари, тари! Куплю Маше (Даше, Свете, Вале) янтари! Останутся деньги? Куплю Маше серьги." (Растираем подошвы)
"Останутся полушки? Куплю Маше подушки".(Растираем боковую часть стопы справа). "Останутся пятаки? Куплю Маше башмаки".(Растираем боковую часть стопы слева). "Останутся грошики? Куплю Маше ложки". (Растираем подъем стопы).

Все младенцы без исключения обожают танцы на руках у родителей. Только не стоит, пожалуй, танцевать сразу после еды, чтобы малыш не срыгнул. Танцуйте плавно и ритмично, не делая резких движений. Можно посадить ребенка в кенгуру, а еще лучше – в слинг-перевязь, так танцевать значительно легче и приятнее. Пусть музыка, под которую вы танцуете, будет самой разной – нежным вальсом или бодрым маршем, веселой полькой или задумчивой медитацией.

От 6 месяцев до года

Отныне ребенок жаждет сам принимать участие в создании ритма.

Обеспечьте малыша шумовыми музыкальными инструментами, с помощью которых можно по-разному извлекать звук. Это могут быть пресловутые кастрюли, колокольчики, погремушки, бутылочки, деревянные ложки, пластиковые стаканчики, бубен. Ими можно стучать, а можно ударять по ним палочкой, шлепать ладошкой. Обратите внимание крохи на то, что звук каждый раз получается разным. Может быть, это первые робкие капельки дождя? А теперь дождь пошел все сильнее и сильнее. Гром! Молния! А теперь дождь становится все тише и тише. Кап… кап… кап…

Покажите, как отстукивать ритм стихотворения или песни. Не спешите, проговаривайте текст или пропевайте мелодию как можно отчетливей, отстукивая ритм сначала сами, а затем – ручкой малыша.

Инструменты, которые всегда под рукой – собственные руки и ноги. Не забывайте о них! Кроме банального хлопанья в ладоши, можно еще топать ножкой в такт мелодии, стучать ручкой по столу или по коленкам. Можно менять также интенсивность: хлопать со всей силы или едва касаться пальцами поверхности стола.

Все быстрее

Вместе с ритмом меняется и темп музыки. Дети обычно очень любят игры на смену темпа.

Вот, например, игра «Ехал пан». Посадите ребенка на колени лицом к себе и покачивайте вверх-вниз, постепенно ускоряя:

"Ехал пан, ехал пан, Шагом-шагом, шагом-шагом, Ехал пан, ехал пан, Рысью-рысью, рысью-рысью, Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом."

Малышей завораживают ритмичные движения. Если есть возможность, покажите ему метроном, попробуйте постучать вместе с его «волшебным молоточком». Ну а часы уж найдутся в любом доме. Дайте крохе послушать их тиканье, а потом поиграйте в игру «Часы»:

"Часы дедушкины: тик-так, тик-так. Батюшкины часы: тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. А мои, мои часы: тики-тики, тики-тики, тики-тики, так."

Ритм постепенно ускоряется: от четвертных к шестнадцатым. Под эту песенку можно хлопать в ладоши, качать головой, простукивать ритм на «музыкальных инструментах».

Пусть ритм войдет в жизнь вашего малыша органично и в самых разнообразных вариантах.

Инесса Смык

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Источники

  • Ciccone A. [Role of rhythmicity in infant development]. // Encephale - 2015 - Vol41 - N4 Suppl 1 - p.S15-21; PMID:26746318
  • Loewy J. NICU music therapy: song of kin as critical lullaby in research and practice. // Ann N Y Acad Sci - 2015 - Vol1337 - NNULL - p.178-85; PMID:25773633
Дипломы и сертификаты