Половое воспитание в школе

 2 минуты
  • Врачи
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

В Советском Союзе секса не было. По крайней мере, так было объявлено на небезызвестном телемосте с США.

А если говорить точнее, то половое воспитание в советских школах полностью игнорировалось: не было упоминаний ни о сексе, ни о контрацепции, ни о заболеваниях, передающихся половым путем.

Чему учили в советских школах?

Например, в учебнике А.М.Цузмера 1984 года издания, по которому учились все советские школьники, не существовало раздела о строении женских и мужских половых органов. Все начиналось с половых клеток и оплодотворения. А вот как сперматозоиды попадали в гости к яйцеклетке, оставалось загадкой.

Может быть, именно поэтому долгое время самым популярным средством советской контрацепции был аборт. В перестроечные годы в старших классах появился факультативный курс «Этика и психология семейной жизни», в котором делались первые робкие попытки поведать школьникам про «ЭТО».

Но учителя в основной своей массе стеснялись рассказывать, а школьники стеснялись спрашивать. Поэтому изучение глав тоненького пособия о гигиене юноши и девушки чаще всего задавались для домашнего чтения.

К 1986 году немного исправился учебник — в нем появились рисунки женской и мужской половых систем в разрезе.

Вместе с ветром перемен в страну хлынул огромный поток информации, в том числе и сексуального толка. Причем на одном и том же лотке могли лежать рядом газетка откровенно порнографического содержания, псевдонаучная брошюрка с «народными» советами по предохранению от беременности и действительно заслуживавшее внимания «Введение в сексологию» Игоря Кона.

Общепринятой позиции государства не было, единой образовательной концепции тоже, поэтому каждый выбирал для себя источник информации самостоятельно.

Чему учат в российских школах?

Период становления школьного образования в новой России характеризовался невероятным количеством самых разнообразных учебников по курсу анатомии. В одном из них — экспериментальном — даже можно было видеть рисунок полового акта, правда, опять же в разрезе.

В XXI веке российская школа переходит на концентрическую систему образования, курс анатомии переносят на год раньше — в 8-ой класс, сокращают количество часов при неизменном объеме материала. И по-прежнему не существует единой концепции сексуального образования подростков.

Современный учебник также тактично умалчивает о половом акте, контрацепции, планировании семьи. Параграф, посвященный заболеваниям, передающимся половым путем, повествует только о СПИДе и сифилисе, умалчивая о способах предохранения от болезней. Да и времени на эту тему у учителей, в связи с ужасающим дефицитом учебных часов, как правило, не остается.

Знания о контрацепции и предохранении от заболеваний, передающихся половым путем, не входят в государственный образовательный стандарт, поэтому каждая школа и каждый учитель решает этот вопрос по-своему.

Некоторые школы выносят эти вопросы на изучение в рамках факультативного курса валеологии (науки о здоровом образе жизни), реже о контрацепции говорят на уроках ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). В некоторые школы раз в год приглашают гинеколога для проведения бесед со старшеклассницами. Во многих школах проводят образовательные акции производители женских средств интимной гигиены. Подобные акции обычно включают в себя короткую лекцию, раздачу информационных брошюр и образцов гигиенических прокладок для женской части аудитории.

Нужно ли учить?

Сексуальное образование детей необходимо хотя бы потому, что пытливый детский ум не выносит информационного вакуума ни в одном вопросе. И если подростки не получат компетентные и исчерпывающие ответы на интересующие их темы в школе, они найдут, где восполнить недостающие знания. Причем не факт, что «дворовые» источники информации будут корректными и соответствующими действительности. Государственная программа сексуального образования, базирующаяся на научной, медицинской основе просто необходима. Причем включающая в себя не только знания из области анатомии и физиологии, но и из сферы психологии сексуальности.

Источники

  • Shani R., Tal S., Derakshan N., Cohen N., Enock PM., McNally RJ., Mor N., Daches S., Williams AD., Yiend J., Carlbring P., Kuckertz JM., Yang W., Reinecke A., Beevers CG., Bunnell BE., Koster EHW., Zilcha-Mano S., Okon-Singer H. Personalized cognitive training: Protocol for individual-level meta-analysis implementing machine learning methods. // J Psychiatr Res - 2021 - Vol138 - NNULL - p.342-348; PMID:33901837
  • Blondino CT., Clifford JS., Lu J., Prom-Wormley EC. The association between internalizing and externalizing severity with current use of cigarettes, e-cigarettes, and alcohol in adults: Wave 1 of the Population Assessment of Tobacco and Health (PATH) study. // Addict Behav - 2021 - Vol119 - NNULL - p.106890; PMID:33901812
  • Weaver NA., Kuijf HJ., Aben HP., Abrigo J., Bae HJ., Barbay M., Best JG., Bordet R., Chappell FM., Chen CPLH., Dondaine T., van der Giessen RS., Godefroy O., Gyanwali B., Hamilton OKL., Hilal S., Huenges Wajer IMC., Kang Y., Kappelle LJ., Kim BJ., Köhler S., de Kort PLM., Koudstaal PJ., Kuchcinski G., Lam BYK., Lee BC., Lee KJ., Lim JS., Lopes R., Makin SDJ., Mendyk AM., Mok VCT., Oh MS., van Oostenbrugge RJ., Roussel M., Shi L., Staals J., Del C Valdés-Hernández M., Venketasubramanian N., Verhey FRJ., Wardlaw JM., Werring DJ., Xin X., Yu KH., van Zandvoort MJE., Zhao L., Biesbroek JM., Biessels GJ. Strategic infarct locations for post-stroke cognitive impairment: a pooled analysis of individual patient data from 12 acute ischaemic stroke cohorts. // Lancet Neurol - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33901427
  • Kota KK., Mansergh G., Stephenson R., Hirshfield S., Sullivan P. Sociodemographic Characteristics of HIV Pre-Exposure Prophylaxis Use and Reasons for Nonuse Among Gay, Bisexual, and Other Men Who Have Sex with Men from Three US Cities. // AIDS Patient Care STDS - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33901403
  • Teasdale CA., Brittain K., Zerbe A., Mellins CA., Falcao J., Couto A., Pimentel De Gusmao E., Vitale M., Kapogiannis B., Simione TB., Myer L., Mantell J., Desmond C., Abrams EJ. Characteristics of adolescents aged 15-19 years living with vertically and horizontally acquired HIV in Nampula, Mozambique. // PLoS One - 2021 - Vol16 - N4 - p.e0250218; PMID:33901229
  • Velasquez-Melendez G., Andrade FCD., Moreira AD., Hernandez R., Vieira MAS., Felisbino-Mendes MS. Association of self-reported sleep disturbances with ideal cardiovascular health in Brazilian adults: A cross-sectional population-based study. // Sleep Health - 2021 - Vol7 - N2 - p.183-190; PMID:33899744
  • Garcia A., Rowe C., Turner C., Santos GM. Correlates of Alcohol-Using Network Size Among Men Who Have Sex with Men in San Francisco, CA. // Am J Mens Health - 2021 - Vol15 - N2 - p.15579883211007005; PMID:33899602
  • Abdelhadi OA., Joseph J., Pollock BH., Keegan THM. Additional medical costs of chronic conditions among adolescent and young adult cancer survivors. // J Cancer Surviv - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33899161
  • Flashner BM., Rifas-Shiman SL., Oken E., Camargo CA., Platts-Mills TAE., Workman L., Litonjua AA., Gold DR., Rice MB. Contributions of asthma, rhinitis and IgE to exhaled nitric oxide in adolescents. // ERJ Open Res - 2021 - Vol7 - N2 - p.; PMID:33898613
  • Mulawa MI., Rosengren AL., Amico KR., Hightow-Weidman LB., Muessig KE. mHealth to reduce HIV-related stigma among youth in the United States: a scoping review. // Mhealth - 2021 - Vol7 - NNULL - p.35; PMID:33898604
Клиники в Москве

Подпишитесь на наши новости, чтобы получать их первыми