Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)
  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика
  • Статья обновлена: 18 июня 2020

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Причины

В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

  • Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
  • Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
  • Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

Что происходит?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Диагностика

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.

Лечение

Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Источники

  • Cooper A., Sisco K., Backes CH., Dutro M., Seabrook R., Santoro SL., Cua CL. Usefulness of Postnatal Echocardiography in Patients with Down Syndrome with Normal Fetal Echocardiograms. // Pediatr Cardiol - 2019 - Vol40 - N8 - p.1716-1721; PMID:31541264
  • Piché J., Van Vliet PP., Pucéat M., Andelfinger G. The expanding phenotypes of cohesinopathies: one ring to rule them all! // Cell Cycle - 2019 - Vol18 - N21 - p.2828-2848; PMID:31516082
  • Ieda D., Hori I., Nakamura Y., Ohshita H., Negishi Y., Shinohara T., Hattori A., Kato T., Inukai S., Kitamura K., Kawai T., Ohara O., Kunishima S., Saitoh S. A novel truncating mutation in FLNA causes periventricular nodular heterotopia, Ehlers-Danlos-like collagenopathy and macrothrombocytopenia. // Brain Dev - 2018 - Vol40 - N6 - p.489-492; PMID:29449050
  • Singh T., Walters JTR., Johnstone M., Curtis D., Suvisaari J., Torniainen M., Rees E., Iyegbe C., Blackwood D., McIntosh AM., Kirov G., Geschwind D., Murray RM., Di Forti M., Bramon E., Gandal M., Hultman CM., Sklar P., Palotie A., Sullivan PF., O'Donovan MC., Owen MJ., Barrett JC. The contribution of rare variants to risk of schizophrenia in individuals with and without intellectual disability. // Nat Genet - 2017 - Vol49 - N8 - p.1167-1173; PMID:28650482
  • Stern D., Cho MT., Chikarmane R., Willaert R., Retterer K., Kendall F., Deardorff M., Hopkins S., Bedoukian E., Slavotinek A., Schrier Vergano S., Spangler B., McDonald M., McConkie-Rosell A., Burton BK., Kim KH., Oundjian N., Kronn D., Chandy N., Baskin B., Guillen Sacoto MJ., Wentzensen IM., McLaughlin HM., McKnight D., Chung WK. Association of the missense variant p.Arg203Trp in PACS1 as a cause of intellectual disability and seizures. // Clin Genet - 2017 - Vol92 - N2 - p.221-223; PMID:28111752
  • Morsy MM., Algrigri OO., Salem SS., Abosedera MM., Abutaleb AR., Al-Harbi KM., Al-Mozainy IS., Alnajjar AA., Habeb AM., Abo-Haded HM. The spectrum of congenital heart diseases in down syndrome. A retrospective study from Northwest Saudi Arabia. // Saudi Med J - 2016 - Vol37 - N7 - p.767-72; PMID:27381537
  • Layangool T., Sangtawesin C., Kirawittaya T., Prompan W., Prachasilchai P., Pechdamrongsakul A. Survival analysis of Down syndrome with congenital heart disease: a 5-years registry at QSNICH. // J Med Assoc Thai - 2014 - Vol97 Suppl 6 - NNULL - p.S108-14; PMID:25391181
  • Hadipour F., Shafeghati Y., Bagherizadeh E., Behjati F., Hadipour Z. Fraccaro syndrome: report of two Iranian cases: an infant and an adult in a family. // Acta Med Iran - 2013 - Vol51 - N12 - p.907-9; PMID:24442548
  • Lee JC., Shin J., Baek KH. Trisomy of the Dscr1 gene suppresses early progression of pancreatic intraepithelial neoplasia driven by oncogenic Kras. // Biochem Biophys Res Commun - 2013 - Vol440 - N1 - p.50-5; PMID:24041692
  • Hei MY., Chen J., Wu LQ., Yu B., Tan YJ., Zhao LL. [Cornelia de Lange syndrome: report of a case and the review of literature on 17 cases]. // Zhonghua Er Ke Za Zhi - 2012 - Vol50 - N8 - p.606-11; PMID:23158739
Клиники в Москве
Похожие статьи
Дипломы и сертификаты