Маленький мальчик катается на велосипедев своем дворе и кричит маме, выглянувшей в окно:
— Мама, посмотри, я еду без рук!
Мальчик объезжает вокруг дома, и через минуту появляется из-за угла:
— Мама, пошмотри, я еду беж жубов!
Анекдот
В детстве, наверное, каждый из нас падал с велосипеда — коленки были в ссадинах, штаны постоянно попадали в цепь… Однако для большинства людей велосипед все равно ассоциируется не с увечьями, а со спортом, свежим воздухом, свободой передвижений, долгожданными летними каникулами.
В России пока мало задумываются от опасности этого вида транспорта, да и статистику по велосипедным травмам найти непросто. Однако западные ученые уже несколько десятилетий проводят исследования травматизма среди велосипедистов. Они выяснили, что езда на велосипеде по опасности лишь немногим уступает футболу. Чтобы уменьшить число опасных травм, во многих странах требуют обязательного использования шлема при езде на велосипеде..
Чем опасен велосипед?
Безусловно, и без велосипеда ребенок найдет, где получить синяк или ссадину, в худшем случае — где сломать ногу или руку. Однако этот вид транспорта, как выяснили канадские исследователи, повышает вероятность травм примерно в полтора раза. Чаще всего в больницу попадают мальчики до 10 лет - с возрастом число аварий постоянно снижается.
Самый частый вид травмы — это падение с велосипеда и связанные с этим повреждения ног и рук. Как правило, после таких травм ребенок поправляется без каких-либо последствий. Аварии, вызванные неисправностью велосипеда или дефектами дорожного покрытия, также относительно легкие. А самые тяжелые травмы — в первую очередь черепно-мозговые — случаются при столкновении велосипедиста с автомобилем.
Всего, по данным канадских исследователей, в больницу попадает до 17 процентов молодых велосипедистов. Из них примерно седьмая часть оказывается в реанимации — как правило, из-за тяжелых травм головы.
По статистике, собранной в Великобритании, самые опасные для велосипедистов машины — грузовики. Водители таких автомобилей зачастую не видят велосипедиста и сбивают его при поворотах, перестроениях или просто при попутном движении. Именно столкновения с грузовиками чаще всего приводят к смертельным случаям при велосипедных травмах. Из-за них же многие дети остаются инвалидами на всю жизнь.
Велосипедные шлемы
Ношение велосипедного шлема позволяет значительно снизить вероятность травм головы и, соответственно, опасность велосипедных прогулок в целом. По некоторым данным, число серьезных повреждений (требующих лечения в реанимации) благодаря шлему падает на 60-80 процентов, по другим — на 40. Но и эта цифра значительна.
Такие данные были в 90-х годах взяты на вооружение властями некоторых стран: Канады, Новой Зеландии и Австралии. Каждый, кто выезжает на велосипеде без шлема, нарушает местный закон. Конечно, количество велосипедных травм в этих странах значительно уменьшилось — как в городах, так и за из пределами, — но несмотря на это целесообразность «велосипедных» законов все больше ставят под сомнение.
Это связано с тем, что в странах, где был введен запрет на езду без шлема, число велосипедистов значительно сократилось. В тоже время, езда на велосипеде очень полезна для здоровья: это средство профилактики атеросклероза, ожирения, сахарного диабета и многих других заболеваний. В итоге, медики до сих пор спорят, что важнее: спасти велосипедистов от травм или приобщить людей к здоровому образу жизни. Одновременно эти задачи, как показывает практика, выполнить невозможно.
Поэтому, если ваш ребенок готов ездить на велосипеде в шлеме — это, безусловно, пойдет ему на пользу. Но ставить вопрос «или шлем, или никаких покатушек» не стоит. Пусть катается без шлема, однако в безопасных с точки зрения автомобильного движения местах (например, на специальных дорожках для велосипедистов, в парке и т.д.).
Велосипедный спорт
Существует мнение, что гонки на велосипедах, кросс или акробатические упражнения, более опасны, чем повседневная езда. В реальности же велоспортом занимаются более опытные и хорошо физически развитые подростки. К тому же они довольно редко пренебрегают средствами безопасности — шлемом и защитным костюмом. В результате, серьезные травмы головы у спортсменов — скорее исключение, чем правило. В тоже время переломы конечностей встречаются достаточно часто.
Велосипед в массы
Как показали исследования, вероятность велосипедной травмы может значительно снизиться, если на дорогах станет больше велосипедистов. Например, если их число увеличится вдвое, то количество аварий возрастет лишь на 30 процентов. Это значит, что для каждого велосипедиста вероятность травмы упадет на треть.
Объяснить такие цифры довольно легко. Во-первых, водители автомобилей становятся более внимательны к велосипедистам. Во-вторых, о безопасности велосипедистов невольно начинают задумываться власти: в идеальном случае им выделяют отдельное место на дорогах. И в-третьих, что самое главное, велосипедисты начинают уделять большее внимание своей безопасности, и человек в шлеме уже не выглядит среди них белой вороной.
Источники
- Farzan R., Farzan A., Farzan A., Karimpour M., Tolouie M. A 6-Year Epidemiological Study of Mandibular Fractures in Traumatic Patients in North of Iran: Review of 463 Patients. // World J Plast Surg - 2021 - Vol10 - N1 - p.71-77; PMID:33833957
- Lasota D., Al-Wathinani A., Krajewski P., Goniewicz K., Pawłowski W. Alcohol and Road Accidents Involving Pedestrians as Unprotected Road Users. // Int J Environ Res Public Health - 2020 - Vol17 - N23 - p.; PMID:33276696
- Herrera-Gómez F., García-Mingo M., Álvarez FJ. [Driving with a positive test result for alcohol in Spain in 2018.] // Rev Esp Salud Publica - 2020 - Vol94 - NNULL - p.; PMID:33177484
- Kitara DL., Karlsson O. The effects of economic stress and urbanization on driving behaviours of Boda-boda drivers and accidents in Gulu, Northern Uganda: a qualitative view of drivers. // Pan Afr Med J - 2020 - Vol36 - NNULL - p.47; PMID:32774623
- Bakhtari Aghdam F., Sadeghi-Bazargani H., Azami-Aghdash S., Esmaeili A., Panahi H., Khazaee-Pool M., Golestani M. Developing a national road traffic safety education program in Iran. // BMC Public Health - 2020 - Vol20 - N1 - p.1064; PMID:32631276
- Konlan KD., Doat AR., Mohammed I., Amoah RM., Saah JA., Konlan KD., Abdulai JA. Prevalence and Pattern of Road Traffic Accidents among Commercial Motorcyclists in the Central Tongu District, Ghana. // ScientificWorldJournal - 2020 - Vol2020 - NNULL - p.9493718; PMID:32565754
- Wang C., Zhang W., Feng Z., Wang K., Gao Y. Exploring Factors Influencing the Risky Cycling Behaviors of Young Cyclists Aged 15-24 Years: A Questionnaire-Based Study in China. // Risk Anal - 2020 - Vol40 - N8 - p.1554-1570; PMID:32367568
- Sivasankaran SK., Balasubramanian V. Exploring the severity of bicycle-vehicle crashes using latent class clustering approach in India. // J Safety Res - 2020 - Vol72 - NNULL - p.127-138; PMID:32199555
- Rizzi MC., Rizzi M., Kullgren A., Algurén B. The potential of different countermeasures to prevent injuries with high risk of health loss among bicyclists in Sweden. // Traffic Inj Prev - 2020 - Vol21 - N3 - p.215-221; PMID:32167786
- Cézard G., Gruer L., Steiner M., Douglas A., Davis C., Buchanan D., Katikireddi SV., Millard A., Sheikh A., Bhopal R. Ethnic variations in falls and road traffic injuries resulting in hospitalisation or death in Scotland: the Scottish Health and Ethnicity Linkage Study. // Public Health - 2020 - Vol182 - NNULL - p.32-38; PMID:32151824