Что это?
Возрастная психология изучает развитие человека на различных возрастных ступенях. Но несмотря на периодизацию развития человека, не существует жестких границ начала и конца каждой стадии. Все процессы развития или инволюции проходят неравномерно у каждого в свое время.
Стадии развития человека
При переходе от одной возрастной стадии к другой, человек обязательно проходит через возрастной кризис. В этот период разрушается прежняя система отношений человека с окружающим миром и формируется новая, что сопровождается значительными психологическими трудностями как для самого человека, так и для тех, кто его окружает.
В чем суть?
Сущность кризиса – выбор, который человек должен сделать между альтернативными вариантами решения возрастных задач.
8 важных этапов
Первые свои кризисы человек проходит в год, три и семь лет. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, и в зависимости от царящей в классе атмосферы и принятых методов воспитания, у ребенка развивается вкус к работе или, наоборот, чувство неполноценности как в плане использования собственных средств и возможностей, так и в плане своего статуса среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых, перенимаемых от значимых для подростка людей). Неспособность к идентификации (или связанные с ней трудности) могут привести к «распылению» или путанице ролей, которые подростку предстоит играть в эмоциональной, социальной или профессиональной сферах.
Шестой кризис – это кризис тридцати лет. Человек пересматривает свои юношеские идеалы и представления о жизни, пересматривает свое «Я» и переходит во взрослость.
Седьмой кризис наступает в районе сорока лет (его также называют кризисом середины жизни).
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить.
Источники
- Lafferty A., Phillips D., Dowling-Hertherington L., Fahy M., Moloney B., Duffy C., Paul G., Fealy G., Kroll T. Colliding worlds: Family carers' experiences of balancing work and care in Ireland during the COVID-19 pandemic. // Health Soc Care Community - 2021 - Vol - NNULL - p.; PMID:33891356
- Lichtenstein B. From "Coffin Dodger" to &aquot;Boomer Remover": Outbreaks of Ageism in Three Countries With Divergent Approaches to Coronavirus Control. // J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci - 2021 - Vol76 - N4 - p.e206-e212; PMID:32719851
- Jadeja RN., Thounaojam MC., Bartoli M., Martin PM. Implications of NAD+ Metabolism in the Aging Retina and Retinal Degeneration. // Oxid Med Cell Longev - 2020 - Vol2020 - NNULL - p.2692794; PMID:32454935
- Boehme M., van de Wouw M., Bastiaanssen TFS., Olavarría-Ramírez L., Lyons K., Fouhy F., Golubeva AV., Moloney GM., Minuto C., Sandhu KV., Scott KA., Clarke G., Stanton C., Dinan TG., Schellekens H., Cryan JF. Mid-life microbiota crises: middle age is associated with pervasive neuroimmune alterations that are reversed by targeting the gut microbiome. // Mol Psychiatry - 2020 - Vol25 - N10 - p.2567-2583; PMID:31092898
- Solomou E., Kraniotis P., Kourakli A., Petsas T. Extent of silent cerebral infarcts in adult sickle-cell disease patients on magnetic resonance imaging: is there a correlation with the clinical severity of disease? // Hematol Rep - 2013 - Vol5 - N1 - p.8-12; PMID:23888239