Обзор

Бархатный сезон или сезон дождей?

Беспрецедентный рост объема продаж в фармацевтическом секторе не может не вселять оптимизм, однако аналитики обеспокоены изрядным количеством вопросов, возникающих в связи с проектом ДЛО.
Бархатный сезон или сезон дождей?
Фото с сайта piluli.ru /
3 минуты

6 сентября 2006 года в помещении пресс-центра издания «Аргументы и Факты» состоялся Круглый стол «Бархатный сезон на фармацевтическом рынке».  Собрав крупных аналитиков, журналистов, участников фармацевтического рынка России, Круглый стол стал событием, достойным пристального внимания.  Кворум представителей рынка лекарств собрался под эгидой ежегодной Премии «Рецепт года».

Премия «Рецепт года», призванная содействовать развитию высокопрофессионального рынка маркетинговых, рекламных и PR-услуг в фармацевтической отрасли России, расширяет поле своей деятельности, все чаще выступает инициатором интересных и значимых событий в этом секторе рынка. Серьезную организационную роль в новых инициативах Премии играет КА «Коннекта», традиционно исполняющее обязанности Исполнительной дирекции конкурса.

В этом году, с появлением новой номинации «Товар лицом», конкурс привлек многочисленных представителей аптечного бизнеса – аптеки и аптечные сети. Оспаривать первенство в этой номинации будут такие серьезные игроки рынка, как Аптека-Холдинг, Полифарм, Самсон-Фарма и многие другие. Впрочем, двухступенчатая система судейства, разработанная устроителями конкурса, является надежной гарантией непредвзятости мнений и объективности судейства, а значит, дает шанс на победу и крупной, известной компании, и грамотному, подающему надежды новичку.

В центре внимания собравшихся за Круглым столом - глобальные проблемы развития рынка лекарств. Львиная доля всех вопросов Круглого стола, так или иначе, была связана с программой Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и ее влиянием на фармацевтический рынок и его участников. В частности Ю.А. Крестинский, сопредседатель РАФМ, председатель Оргкомитета Премии «Рецепт Года», исполнявший роль модератора беседы за Круглым столом, сказал: «Программа ДЛО, несомненно, явилась серьезным стимулом для дальнейшего развития фармацевтического рынка, однако взаимоотношения основных действующих лиц оказались достаточно запутанными». Беспрецедентный рост объема продаж на фармацевтическом секторе (от 30 до 40% по разным оценкам) не может не вселять оптимизм, однако аналитики обеспокоены изрядным количеством вопросов, возникающих в связи с проектом ДЛО.

«Основными характеристиками программы ДЛО, начиная с самого начала и по сегодняшний день, остается постоянный рост объема выписки лекарственных препаратов» - так начал свое выступление Н.В. Демидов, исполнительный директор ЦМИ «Фармэксперт». «Из месяца в месяц этот показатель постоянно увеличивается. Это происходит на фоне достаточно противоречивых факторов, таких как изменения листа лекарств, которые могут быть реализованы в рамках программы, а также выход достаточно большой части льготников из системы лекарственного обеспечения».

Возникает вопрос, почему же, несмотря на то, что значительная часть льготников отказалась от услуг ДЛО в пользу денежной компенсации, рост продолжается? Если не знать сути программы, можно сделать вывод о том, что растет стоимость средней  упаковки. Это было бы отчасти верно, если бы речь шла о розничном рынке, где увеличение средней стоимости упаковки во многом связано с инфляционными процессами. Участники дискуссии видят ответ в первую очередь в изменившихся предпочтениях потребителей лекарств – врачей и пациентов. Налицо смещение доли потребляемых медикаментов в сторону современных инновационных препаратов, которые призваны лечить наиболее сложные, тяжелые заболевания, такие как злокачественные опухоли, заболевания иммунной  системы, сахарный диабет в различных его формах и т.п. Выводы аналитиков подтверждаются цифрами. Потребление лекарственных средств в системе ДЛО в  натуральном выражении за последний год сохраняется практически на одном уровне -  около 23-25 миллионов упаковок в месяц, при этом объем в стоимостном выражении значительно увеличивается.

Свою лепту в работу Круглого стола внесли и представители крупнейших западных компаний. Руководитель  отдела онкологии компании «Новартис Фарма» Н.В. Лободенко рассказала о вдохновляющей инициативе компании -  общероссийской социальной программе «Право жить», направленной на диагностическую, лечебную и организационную помощь людям, страдающим хроническим миело-лейкозом (ХМЛ). В рамках программы были дооснащены цитогенетические лаборатории в крупнейших гематологических центрах страны, ведутся регулярные закупки реактивов для проведения цитогенетических исследований, открываются новые цитогенетические центры. Это позволяет пациентам, страдающим ХМЛ, осуществлять бесплатную диагностику и мониторинг заболевания на всей территории РФ, вовремя получать необходимое лечение, продляющее жизнь.

Итак, куда укажет барометр фармацевтического рыночного пространства? Продлится ли бархатный сезон или зарядят затяжные дожди – это зависит от всех участников рынка: государственных структур, производителей и дистрибьюторов лекарственных средств, медицинских и аптечных работников.

Прокомментировать итоги Круглого стола мы попросили Г-на Алеша Зорко, представителя словенской компании KRKA, работающей на российском фармацевтическом рынке не один десяток лет. «Российский рынок уже год находиться в исключительно позитивной фазе своего развития. Быстрый рост ставит фармацевтический рынок России в один ряд с рынками крупных европейских стран.  Такие темпы роста отмечаются сейчас, по-моему, только в Бразилии. Естественно, это привлекает, интересы многочисленных участников рынка. В том числе мирового рынка лекарств. Многие крупнейшие компании активно участвуют в программе ДЛО. Участвует в ней и наша компания. Программа ДЛО является тем инструментом, который может привнести  и привносит существенный вклад в развитие рынка, улучшает обеспеченность необходимыми лекарствами широких слоев населения. И поэтому все, что связанно с этой программой, является чрезвычайно важным. Программа ДЛО, так же как и сам рынок, находится в развитии. Я уверен, что этап становления позволит найти наиболее правильные, эффективные пути взаимодействия рынка и государственной программы».

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати