Кому можно, кому нет: исследования о влиянии гаджетов на психику детей

Одни родители разрешают ребенку часами сидеть в телефоне, другие — запрещают даже смотреть в сторону электронных устройств, третьи — сомневаются и просят доказательств вреда или пользы гаджетов. Посмотрим, что об этой актуальной проблеме говорят последние исследования. 

Кому можно, кому нет: исследования о влиянии гаджетов на психику детей
Кому можно, кому нет: последние исследования о влиянии гаджетов на психику детей / Фото: pixabay.com

Дошкольникам — не стоит, а школьникам — можно. Что ученые говорят о влиянии гаджетов на детскую психику

Ученые предупреждают, что широкое использование дошкольниками электронных устройств, включая игровые консоли, мобильные телефоны и планшеты, может быть связано с повышенным риском эмоциональных и поведенческих проблем к 5 годам. 

Результаты исследования показывают, что слишком большая любовь к гаджетам может быть связана с гиперактивностью, проблемам с вниманием, концентрацией и сложностями в отношениях со сверстниками.

Посмотрим на конкретные выводы: использование гаджетов в 18 месяцев связано с повышенным на 59% риском проблем во взаимоотношениях со сверстниками к 5 годам. А избыточное экранное время в возрасте 5 лет связано с повышенным риском проблем с вниманием и концентрацией, гиперактивностью и импульсивностью, а также с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Результаты исследования показывают, что пятилетние дети проводят за электронными устройствами около двух часов в день, то есть значительно больше времени, чем рекомендовано профессионалами.

Например, Американская педиатрическая академия не рекомендует в принципе давать гаджеты детям младше полутора лет, ограничивать время просмотра мультфильмов для детей от полутора до двух лет и разрешать детям от двух до пяти лет пользоваться электроникой по одному часу в день. 

Школьникам гаджеты не повредят, если только не использовать несколько штук одновременно  

Дети растут, а вместе с ними растет и количество времени, которое они тратят на гаджеты. Если в восемнадцать месяцев — это в среднем 32 минуты в день, то к пяти годам экранное время увеличивается до 114 минут в день. В восемь лет оно составляет уже около четырех с половиной часов в день, а к двенадцати годам вырастает до восьми часов.

Это может нравиться или нет, но это наша реальность. И если младших детей мы можем как-то контролировать и просто не давать им гаджеты в руки, то со школьниками все немного сложнее — компьютеры, планшеты и смартфоны часто нужны им для учебы и общения с друзьями.

Европейские ученые выяснили, что основная проблема не в том, что школьники практически безвылазно сидят в гаджетах, а в том — как они это делают. 

Исследование проводилось в государственной начальной школе в Швейцарии среди детей от 8 до 12 лет. Школьники, их родители и учителя отвечали на вопросы о потреблении детьми медиаконтента, о проблемах с вниманием, о качестве и количестве сна, об оценках, об уровне мотивации и о психическом здоровье в целом.

Так вот: ученые практически не нашли доказательств, что активное потребление медиаконтента как-то влияет на проблемы с психическим здоровьем школьников. Проблемы возникали только тогда, когда дети пытались пользоваться несколькими устройствами одновременно. Так, просмотр телевизора во время общения с друзьями по смартфону может привести к стрессу, а в некоторых случаях — к поведенческим или эмоциональным проблемам.

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию