Постройка «национальной пациентоориентированной системы здравоохранения» пока откладывается

Проект Стратегии развития здравоохранения РФ до 2025 года – глобального документа, определяющего политику государства в области здравоохранения – будет дорабатываться. В нем нет конкретики по решению конкретных, в частности, кадровых проблем отрасли. Кроме того, сохраняется дефицит финансирования системы ОМС – к такому выводу пришли участники парламентских слушаний в Госдуме.
Постройка «национальной пациентоориентированной системы здравоохранения» пока откладывается
Фото: kremlin.ru /

Проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года - глобального документа, определяющего политику государства в области здравоохранения на ближайшие 7 лет – будет дорабатываться. По планам Минздрава, строительство «национальной пациентоориентированной системы здравоохранения» должно было начаться с 2019 года. Однако, в очередной версии документа по-прежнему мало конкретики, и, кроме того, сохраняется дефицит финансирования системы ОМС – к такому выводу пришли участники парламентских слушаний в Госдуме.

Подготовленный Минздравом больше года назад документ предполагает продолжение подготовительных «структурных преобразований» в здравоохранении до 2019 года для перехода к профилактической модели здравоохранения в России. Как обещают в Минздраве, система, направленная на повышение доступности и качества медпомощи  будет сочетать в себе все наилучшее, что имеется в медицинской сфере в мире и в России. Среди основных направлений Стратегии –  создание единой системы по информированию и мотивации граждан к здоровому образу жизни, инновационное развитие медицины с внедрением современных технологий, совершенствование лекарственного обеспечения, устранение кадрового дефицита, развитие системы управления качеством медпомощи, совершенствование системы ОМС, развитие механизмов государственно-частного партнерства.

Ожидается, что эти меры позволят к 2025 году увеличить продолжительность жизни россиян до 78,5 лет, значительно снизив смертность, в первую очередь, среди трудоспособного населения.

Документ дорабатывается уже не первый раз. По словам заместителя министра здравоохранения Натальи Хоревой, в 2018 году проект дважды обсуждался в Совете безопасности, в марте рассматривался в Комитете Совета Федерации по социальной политике. Были учтены замечания Роспотребнадзор а и Фонда ОМС. Тем не менее, как заявил на слушаниях в думе аудитор Счетной палаты РФ Михаил Мень, сохраняется дефицит финансирования территориальных программ госгарантий бесплатного оказания медпомощи. «Нам кажется, что эту главу нужно расширить, - заявил Мень. – И нацпроект, и федеральные проекты по первичной помощи и обеспечению медицинских организаций кадрами не включают в себя конкретных показателей». Кроме того, по его словам, не отражены вопросы доступности медпомощи в отдаленных населенных пунктах. Уровень доступности медпомощи недавно оценил мониторинг, проведенный ОНФ.

Как заявил зампред Комитета по охране здоровья Николай Говорин, России нужен «постепенный, эволюционный переход к профилактической модели здравоохранения». По его словам, следует «кардинально изменить систему первичной медпомощи», где участковый врач выполняет функции «диспетчера» по направлению больных в другие медучреждения. «Он должен стать фильтром, поэтому критериями его оценки должен быть индекс числа здоровых каждой возрастной группы на его участке. А оценка качества должна осуществляться по конкретному анализу каждого запущенного случая», – такие предложения Говорин предложил включить в текст Стратегии.

По словам директора Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики Сергея Шишкина, состояние отечественной участковой службы вызывает особое беспокойство: проведенное ВШЭ исследование показало, что по целому ряду показателей ее уровень ниже, чем во всех бывших странах постсоветского пространства. В частности, доля участковых врачей составляет всего 13%, при этом нагрузка на них нередко превышает федеральный норматив в 2-3 раза. При этом, по его мнению, прописанных в проекте Стратегии мер для повышения качества первичной медпомощи недостаточно.

В документе установлены только цели – устранение кадрового дисбаланса и дефицита по отдельным специальностям, увеличение целевой подготовки, непрерывное повышение квалификации. Как Минздрав намеревается решать эти задачи решить, не уточняется.

Пакет поправок, касающийся решения кадрового вопроса в медицине предложил ректор Сеченовского университета, вуза-участника Проекта 5-100, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны Петр Глыбочко. По его мнению, часть обязанностей врачей общей практики возможно передать выпускникам медвузов, обучавшихся по программе «Сестринское образование», в том числе, по организации и контролю за диспансеризацией, вакцинацией, по работе в школьных медорганизациях. А для поддержки выпускников, приезжающих на работу в сельскую местность или в отдаленные регионы, следует законодательно определить содержание соцпакета. 

Кроме того, Глыбочко предлагает проверить квалификацию работающих в госучреждениях врачей, в первую очередь – онкологов, детских и сердечно-сосудистых хирургов. В состав аудиторских бригад, по его мнению, следует включать сотрудников национальных медицинских исследовательских центров и медициснких вузов. Что касается дополнительного медобразования, то на его рынке следует ограничить конкуренцию, считает ректор. По его мнению, частные образовательные организации  зачастую не располагают квалифицированными кадрами и необходимым материально-техническим обеспечением.

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати