Постройка «национальной пациентоориентированной системы здравоохранения» пока откладывается

Проект Стратегии развития здравоохранения РФ до 2025 года – глобального документа, определяющего политику государства в области здравоохранения – будет дорабатываться. В нем нет конкретики по решению конкретных, в частности, кадровых проблем отрасли. Кроме того, сохраняется дефицит финансирования системы ОМС – к такому выводу пришли участники парламентских слушаний в Госдуме.
Постройка «национальной пациентоориентированной системы здравоохранения» пока откладывается
Фото: kremlin.ru /

Проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года - глобального документа, определяющего политику государства в области здравоохранения на ближайшие 7 лет – будет дорабатываться. По планам Минздрава, строительство «национальной пациентоориентированной системы здравоохранения» должно было начаться с 2019 года. Однако, в очередной версии документа по-прежнему мало конкретики, и, кроме того, сохраняется дефицит финансирования системы ОМС – к такому выводу пришли участники парламентских слушаний в Госдуме.

Подготовленный Минздравом больше года назад документ предполагает продолжение подготовительных «структурных преобразований» в здравоохранении до 2019 года для перехода к профилактической модели здравоохранения в России. Как обещают в Минздраве, система, направленная на повышение доступности и качества медпомощи  будет сочетать в себе все наилучшее, что имеется в медицинской сфере в мире и в России. Среди основных направлений Стратегии –  создание единой системы по информированию и мотивации граждан к здоровому образу жизни, инновационное развитие медицины с внедрением современных технологий, совершенствование лекарственного обеспечения, устранение кадрового дефицита, развитие системы управления качеством медпомощи, совершенствование системы ОМС, развитие механизмов государственно-частного партнерства.

Ожидается, что эти меры позволят к 2025 году увеличить продолжительность жизни россиян до 78,5 лет, значительно снизив смертность, в первую очередь, среди трудоспособного населения.

Документ дорабатывается уже не первый раз. По словам заместителя министра здравоохранения Натальи Хоревой, в 2018 году проект дважды обсуждался в Совете безопасности, в марте рассматривался в Комитете Совета Федерации по социальной политике. Были учтены замечания Роспотребнадзор а и Фонда ОМС. Тем не менее, как заявил на слушаниях в думе аудитор Счетной палаты РФ Михаил Мень, сохраняется дефицит финансирования территориальных программ госгарантий бесплатного оказания медпомощи. «Нам кажется, что эту главу нужно расширить, - заявил Мень. – И нацпроект, и федеральные проекты по первичной помощи и обеспечению медицинских организаций кадрами не включают в себя конкретных показателей». Кроме того, по его словам, не отражены вопросы доступности медпомощи в отдаленных населенных пунктах. Уровень доступности медпомощи недавно оценил мониторинг, проведенный ОНФ.

Как заявил зампред Комитета по охране здоровья Николай Говорин, России нужен «постепенный, эволюционный переход к профилактической модели здравоохранения». По его словам, следует «кардинально изменить систему первичной медпомощи», где участковый врач выполняет функции «диспетчера» по направлению больных в другие медучреждения. «Он должен стать фильтром, поэтому критериями его оценки должен быть индекс числа здоровых каждой возрастной группы на его участке. А оценка качества должна осуществляться по конкретному анализу каждого запущенного случая», – такие предложения Говорин предложил включить в текст Стратегии.

По словам директора Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики Сергея Шишкина, состояние отечественной участковой службы вызывает особое беспокойство: проведенное ВШЭ исследование показало, что по целому ряду показателей ее уровень ниже, чем во всех бывших странах постсоветского пространства. В частности, доля участковых врачей составляет всего 13%, при этом нагрузка на них нередко превышает федеральный норматив в 2-3 раза. При этом, по его мнению, прописанных в проекте Стратегии мер для повышения качества первичной медпомощи недостаточно.

В документе установлены только цели – устранение кадрового дисбаланса и дефицита по отдельным специальностям, увеличение целевой подготовки, непрерывное повышение квалификации. Как Минздрав намеревается решать эти задачи решить, не уточняется.

Пакет поправок, касающийся решения кадрового вопроса в медицине предложил ректор Сеченовского университета, вуза-участника Проекта 5-100, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны Петр Глыбочко. По его мнению, часть обязанностей врачей общей практики возможно передать выпускникам медвузов, обучавшихся по программе «Сестринское образование», в том числе, по организации и контролю за диспансеризацией, вакцинацией, по работе в школьных медорганизациях. А для поддержки выпускников, приезжающих на работу в сельскую местность или в отдаленные регионы, следует законодательно определить содержание соцпакета. 

Кроме того, Глыбочко предлагает проверить квалификацию работающих в госучреждениях врачей, в первую очередь – онкологов, детских и сердечно-сосудистых хирургов. В состав аудиторских бригад, по его мнению, следует включать сотрудников национальных медицинских исследовательских центров и медициснких вузов. Что касается дополнительного медобразования, то на его рынке следует ограничить конкуренцию, считает ректор. По его мнению, частные образовательные организации  зачастую не располагают квалифицированными кадрами и необходимым материально-техническим обеспечением.

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию