Corp

Защита медицинского персонала при работе с кровью требует современных решений

4 минуты

28 августа 2013 года по распоряжению Комитета по Здравоохранению Ленинградской области был проведен обучающий семинар для главных медицинских сестер, посвященный современным технологиям для защиты персонала от инфицирования гемоконтактными инфекциями. Компания BD (Бектон, Дикинсон энд Компани), применяющая свои ноу-хау, ресурсы и технологии для обеспечения безопасности медицинского персонала и предотвращения распространения инфекций, связанных со здравоохранением, оказала экспертно-информационную поддержку мероприятию.

Наиболее опасные для жизни медработника ситуации – это непосредственное повреждение кожных покровов использованной иглой, содержащей в себе кровь пациента, попадание крови пациента на кожу и слизистые медицинского работника. Среди медицинского персонала крайне распространены уколы, порезы и иные травмы, возникающие при выполнении «ручных» манипуляций со шприцами и иглами после выполнения инъекций или взятия крови. Это вполне объяснимо все еще распространенными в нашей стране способами взятия венозной крови самотеком или при помощи шприца. Кроме того, манипуляции по «ручной» разборке шприцев и утилизации игл практикуются почти в 95% медицинских учреждениях Российской Федерации, а именно они представляют наибольший риск случайного укола и последующего заражения гемоконтактной инфекцией. Согласно данным исследований, проведенным на территории Российской Федерации, процедурные медицинские сестры находятся в группе максимального риска (71% из всех получивших травмы) и чаще всего они получают травмы в процедурном кабинете (47,1%). На 100 манипуляций у медицинского сотрудника приходится 17 проколов перчаток без повреждения кожи и 9 проколов перчаток с повреждениями кожных покровов.

По данным разных международных исследований, при использовании современных безопасных полых игл частота случайных уколов медработников сокращается на 70-90%. Эти результаты оказались настолько впечатляющими, что в 2000 г. в США впервые в мире был принят специальный федеральный закон, обязывающий медицинские учреждения обеспечивать доступ своим сотрудникам к безопасным медицинским устройствам (Needlestick Safety and Prevention Act). На данный момент все лечебные учреждения, находящиеся на территории США, обязаны использовать только безопасные устройства, которые способны инаактивировать иглу после ее использования, а также устройства, предотвращающие разбрызгивание крови после извлечения иглы. С мая 2013 года действует директива Евросоюза EU 2010/32/EL, одной из целей которой является предотвращение возможных повреждений у медицинских работников колюще-режущими инструментами (в том числе и иглами для забора крови). Эта директива обязывает все страны Евросоюза внедрить комплекс мероприятий по предотвращению заражения в ЛПУ, включая переход на безопасные медицинские инструменты.

В России также существуют законы, направленные на улучшение ситуации в области обеспечения безопасности медицинского персонала. К примеру, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо обязывает медицинские организации проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий. Санитарные нормы и правила, которые и по сей день являются «библией» медицинской сестры, год назад были дополнены Методическими рекомендациями по обеспечению и поддержанию периферического венозного доступа, основанными на доказательной медицине. Кроме того идет активная работа по разработке отечественного Технического регламента колюще-режущих медицинских изделий.

В своем выступлении на семинаре врач Либман Ольга Львовна, клинический консультант отдела Медицинских хирургических систем компании BD отметила следующие основные меры защиты медперсонала при работе с кровью:

  • Уменьшение количества острых предметов, используемых при оказании медицинской помощи в условиях стационара;
  • Отказ от практики проведения внутривенных инфузий с помощью полых игл, переход на использование внутривенных катетеров;
  • Использование так называемых «устройств безыгольного доступа» – специальных клапанов, позволяющих присоединять шприц или инфузионную линию без использования иглы;
  • Использование безопасных внутривенных катетеров, обеспечивающих не только защиту от случайного ранения иглой-проводником, но и от попадания крови на кожу или слизистые оболочки медицинского персонала;
  • Обеспечение медицинских работников безопасными закрытыми системами взятия крови, а также иглами, которые могут быть инактивированы после использования;
  • Предоставление в достаточном количестве индивидуальных средств защиты, позволяющих избежать прямого контакта с кровью.

«Наша задача, задача профессионального сообщества – сформировать общественный интерес к защите медицинского персонала, которая напрямую связана с безопасностью пациента и качеством оказываемой медицинской помощи. Мы обязаны изменить отношение к проблеме руководителей лечебных учреждений, для которых эти вопросы, к сожалению, не стоят в приоритете, и самих медработников, которые часто недооценивают риск потенциального заражения. Безопасность медицинского работника по-прежнему остается очень актуальной темой для нас, а решение этого вопроса требует комплексного подхода: проведения профилактических мероприятий, наличия безопасных медицинских изделий в ЛПУ, а также четкого осознания самим сотрудником важности данной проблемы», – сказала Глазкова Татьяна Васильевна, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Ленинградской области.

О компании

BD – это ведущая международная компания, которая разрабатывает, производит и продает медицинское оборудование, изделия медицинского назначения, приборы и реагенты. Основными направлениями работы компании BD являются разработка безопасных медицинских технологий, улучшение систем доставки лекарственных средств, совершенствование диагностики инфекционных заболеваний и рака, а также поддержка разработки новых лекарственных средств. Головной офис компании, основанной в 1897 году, находится в США, штат Нью-Джерси, Франклин Лэйкс. Общая численность сотрудников составляет приблизительно 29 000 человек более чем в 50 странах мира. Представительство компании в РФ работает с 2002 года. Для получения более подробной информации, пожалуйста, пройдите по ссылке.

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати