Новый этап
Новоявленный пенсионер встает перед необходимостью решения нескольких важных задач. Во-первых, это проблема структурирования большого количества появившегося у него свободного времени.
Во-вторых, это поиск и опробирование новых социальных ролей. У тех людей, которые раньше отождествляли себя со своими социальными ролями (например, я – главный инженер), может наблюдаться потеря «Я» или ролевое смещение.
В-третьих, необходимо найти сферу приложения собственной активности.
Что поможет?
Для успешного решения всех трех задач человек должен принять собственную старость и искать активные способы приспособления к новой ситуации.
Обычно человек старается подготовиться к выходу на пенсию. Этот процесс условно можно разделить на три этапа.
Сбрасывание оборотов. На этом этапе человек предпенсионного возраста стремится освободиться от ряда обязанностей, сузить сферу ответственности, чтобы избежать внезапного резкого спада активности после выхода на пенсию.
Перспективное планирование. Человек старается представить свою жизнь на пенсии, наметить некоторый план действий или занятий, которым он посвятит свое свободное время.
Жизнь в ожидании пенсии. Людьми овладевают заботы о завершении работы и оформлении пенсии. Они практически уже живут теми целями и потребностями, которые будут побуждать их к действиям в оставшийся период жизни.
Конец или начало?
Каждый человек, ушедший на пенсию, по-разному переживает это событие. Одни воспринимают его как безвозвратную потерю смыслообразующего мотива жизни, как конец своей полезности. Такой человек стремится всеми силами остаться на рабочем месте и после наступления пенсионного возраста. Отсутствие работы приводит такого человека к осознанию того, что его роль в обществе ослаблена. В этом случае он ищет те виды деятельности, которые бы дали ему ощущение собственной полезности и сопричастности к жизни общества.
Свобода
Для других людей, которые воспринимали свою работу как тяжкую обязанность или вынужденную необходимость, выход на пенсию означает освобождение от скучной, утомительной рутины, необходимости подчинения начальству. Теперь у них появляется много свободного времени, которое они могут посвятить своим увлечениям, заботе о близких и т.д.
Источники
- Eskic J., Kuhlmann SM., Kreinbihl K., Hammerle F. Mindfulness-based and cognitive-based stress prevention in student teachers (startklar): study protocol of a randomised controlled trial. // BMJ Open - 2019 - Vol9 - N2 - p.e021941; PMID:30782865