Новость

100 граммов смерти

Доля склянок с медицинскими и косметическими жидкостями, изначально предназначенными для питья, занимает около 20% рынка легального алкоголя. Пьют его отнюдь не только бомжи и социально незащищенные люди. И самое главное: даже если сейчас производство и продажу этих «напитков» возьмут под контроль, спрос на них никуда не денется.
100 граммов смерти
Фото: Антон Обрезчиков /
4 минуты
1127

Доля склянок с медицинскими и косметическими жидкостями, изначально предназначенными для питья, занимает около 20% рынка легального алкоголя. Пьют его отнюдь не только бомжи и социально незащищенные люди. И самое главное: даже если сейчас производство и продажу этих «напитков» возьмут под контроль, спрос на них никуда не денется. 

Традицию «пить, все что горит» обычно связывают с неэффективностью горбачевского «сухого закона» (ограничение на продажу алкоголя, принятое в середине восьмидесятых). На самом деле началось все гораздо раньше - примерно в те времена, когда водку начали делать в ректификационных колоннах и использовать как средство латания дыр в бюджете государства за счет акцизов, то есть на рубеже XIX и XX веков. Да и в советское время все началось задолго до Горбачева. В мемуарах строителей БАМ есть множество технологически достоверных описаний того, как из антифриза и тому подобных жидкостей вымораживали ненужные добавки, чтобы получить чистый питьевой спирт, также можно вспомнить напиток «ликер-шасси» упомянутый в кинофильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» и многочисленные инженерские шутки про «спирт для протирки оптических осей». О глубинности укоренения привычки пить все, в чем есть спирт, в российскую культуру говорит и поэма «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева.

Фото: Антон Обрезчиков

Если попытаться классифицировать, то в наше время суррогаты бывают трех видов

  • Честные медицинские товары – спиртовые настойки боярышника, календулы и тому подобное;
  • Честные парфюмерно-косметические товары – одеколон «Саша» (интересно, кто-то им еще пользуется по прямому назначению?), «Тройной» и другие герои советских анекдотов;
  • Третья категория – наиболее распространенная на этом рынке. Контрафактный алкоголь, изначально придуманный в качестве питьевого, который маскируется под первые две. Минимальное присутствие отдушек и добавок плюс этиловый спирт непредсказуемого качества. Иногда товары маркируются для продажи в совсем неожиданном формате, например, как ароматизаторы для кондитерского производства, а их этикетка при этом графически повторяет известные марки легального алкоголя.

Все это до последнего времени продавалось в обычных магазинах, иногда стыдливо пряча их в раздел бытовой химии и, разумеется, не соблюдая закон об ограничении продажи алкоголя ночью. Новое слово в потреблении – вендинговые автоматы, установленных на совершенно законных основаниях. «Тройной» и иже с ним не являются алкоголем с точки зрения закона. Аппаратами к тому же можно пользоваться в ночные часы, когда официальная продажа алкоголя запрещена.

Кроме того, как показала трагедия в Иркутске, есть и серые дилеры одеколона, контрафакт контрафакта.

Там, напомним, уже 62 человека погибли после того, как выпили спиртосодержащий концентрат для принятия ванн «Боярышник». На этикетке было написано, что он содержит этиловый спирт, но не предназначен для приема внутрь. На самом деле, как сообщает «Интерфакс», там был метиловый спирт, смертельный яд.

Очень показательная история про новый этап потребления политуры. Все смешалось: жидкость для ванн «Боярышник», то есть нечто из области косметики и ухода за телом, мимикрирует под псевдоаптечную «Настойку боярышника», и где-то на стадии производства появляется метиловый спирт, более дешевый и гораздо более ядовитый, чем этиловый, контрафактная практика из лихих девяностых. То есть речь тут идет подделке даже не легального, а нелегального алкоголя. 

Фото: Антон Обрезчиков

В чем причины массового возвращения суррогатов на рынок? Да и исчезали ли они вообще? Памятный многим Брынцалов, специализировавшийся на продукции такого рода еще в 90-е, до сих пор в бизнесе. Двадцатилитровая канистра 95-процентного спирта для приготовления лекарственных форм с завода “Брынцалов-A “ стоит 1900 рублей. http://ferain.ru/drugs/section_177/section_193/?page=1 (прайс-лист в верхнем правом углу). С учетом последующего разбодяживания это эквивалентно цене пол-литровой бутылки водки примерно 20-30 рублей – и никаких акцизов.

Каков социальный портрет потребителя «фанфуриков»? Не средний класс, но и не совсем бомжи, как это часто выглядит по итогам освещения проблемы в прессе, особенно, судя по тому, что в Иркутске отравился целый район.

По данным Росалкогольурегулирования (РАР) объем рынка медицинских и косметических жидкостей, сделанных в расчете на то, что их купят, чтобы выпить, составляет до 20% от легального рынка алкоголя. На самом деле речь идет скорее о сегментарных изменениях рынка алкоголя в целом – раньше суррогаты можно было встретить в разделе «Алкогольные напитки», особенно в несетевой рознице, теперь – в разделе «Бытовая химия».

Причин для таких изменений две, обе они по своему важны. Во-первых – упавшая покупательская способность населения, вызванная кризисом. Вторая – введение системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), которая контролирует весь оборот легального спирта в стране, с помощью которой РАР и Минфин контролируют весь оборот легального спирта в стране.

Это основной инструмент контроля над алкогольными акцизами, которые постоянно растут. С 1 января 2017 года акциз на алкоголь с содержанием этилового спирта свыше 9% вырастет с 500 до 523 рублей на 1 литр безводного спирта. Пробелы в области контроля над спиртосодержащими жидкостями, похоже, будут устранены уже в следующем году – с первого января производителей фармакологических субстанций в обязательном порядке подключат к общей системе учета, и тогда и этот рынок начнет станет приблизительно прозрачным – примерно как сейчас водочный.

Это означает, что все производители жидкостей для ванн, аптечных настоеок и питьевых одеколонов будут платить те же 523 рубля акцизов на литр чистого спирта, жидкости подорожают и потеряют конкурентное преимущество.

Вице-премьер Хлопонин уже дал Минфину соответствующее поручение, и питьевые одеколоны (потребители их называют «пушистиками») задушат акцизами.

К чему это приведет, предсказать, в общем, невозможно. Спрос на алкогольные суррогаты никуда не денется, ниша точно будет заполнена. Возможно властям следует задуматься о социальных причинах такого алкоголизма?

Читайте еще:
«Айсберг», «Марат», «Троя» и «Льдинка»

Алкоголь для неимущих глазами медика из Биробиджана

Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука Здоровье Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука
Дискуссия по этому поводу не прекращается более 100 лет