Большинство россиян ждут развития интернет-медицины
Институт экономики здравоохранения ВШЭ провел исследование востребованности телемедицинских услуг в России. Выяснилось, что подавляющее большинство россиян готовы к получению медицинских услуг через интернет: более 80% опрошенных использовали бы подобные сервисы, если бы у них была такая возможность.
Согласно результатам опроса, 81,3% пациентов готовы получать удаленные консультации у своего лечащего врача, при этом 80,5% хотели бы иметь возможность услышать «второе мнение», обратившись за консультацией к другим специалистам. Более 90% пациентов считают удобным удаленное получение электронных рецептов, справок, а также результатов анализов и их расшифровок.
«Главные надежды пациентов и врачей от распространения телемедицины в России были связаны не столько с улучшением качества помощи (на это надеются только 25% пациентов и 19% врачей), сколько с повышением доступности качественной медицины. О том, что контакт врача и пациента при помощи телемедицинских технологий станет проще, заявили 88% пациентов и 78% врачей», - отмечают исследователи.
В вопросе о том, как должно быть организовано удаленное консультирование, мнения разошлись. 57,4% опрошенных пациентов не хотели бы пользоваться сторонними сервисами – они считают, что услуги цифровой медицины должны оказываться на базе существующих официальных медицинских учреждений.
Нет единодушия по данному вопросу и в медицинском сообществе: 43% врачей высказались за развитие телемедицины только в действующих медицинских организациях, а 42% считают, что доктора могут заниматься удаленными консультациями в свободное время, используя отдельные сервисы «виртуальных клиник» - нечто вроде UBER для медицины.
Однако, несмотря на готовность врачей и пациентов к телемедицине, на российском рынке пока невозможно удаленное оказание полного спектра подобных услуг. Согласно законопроекту, который в июле этого года приняла Госдума, врачам запрещается через интернет ставить первичный диагноз и назначать лечение – для этого потребуется очная консультация.
«В мире возможность дистанционного установления диагноза является наиболее популярной среди пациентов, имеющих проблемы с доступностью медицинской помощи. Однако ограничения, которые ввел российский законодатель на дистанционное лечение без первичного приема, могут уменьшить реальные выгоды от новой технологии в России. При этом именно в нашей стране, с ее географическими и климатическими особенностями, вопрос повышения доступности качественной медицины стоит особенно остро. Важно, чтобы пациенты имели возможность консультироваться с врачами не только ближайших клиник, но и ведущих медицинских центров, расположенных в крупнейших городах страны и зачастую недоступных для жителей отдаленных регионов России», - заключили авторы исследования.