Будущих врачей хотят учить настоящей жизни
Американские студенты-медики мало знают о реальных проблемах своих пациентов (голод, безработица, наркозависимость), с которыми многие из них сталкиваются за пределами клиники. Часто именно эти проблемы лежат в основе плохого здоровья людей с низким уровнем дохода. В новой статье, опубликованной в «Журнале здравоохранения для бедных и необеспеченных» (Journal of Health Care for the Poor and Underserved) описывается подход к обучению будущих врачей реальной жизни.
Курс, разработанный Медицинской школой Перельмана в Университете Пенсильвании (Perelman School of Medicine at the University of Pennsylvania), предполагает обучение студентов-медиков санитарными социальными работниками из неблагополучных районов Филадельфии. Такие социальные работники в США обычно являются выходцами из этого же района, которым доверяет местное население. Их обычно нанимают на работу и обучают американские организации здравоохранения для помощи пациентам с высоким риском.
Работая в паре с социальным работником, студенты получают возможность увидеть жизнь с другого ракурса. Большинство американских студентов-медиков никогда в своей жизни не испытывали серьезных лишений. Этот курс также помогает им преодолеть скрытую предвзятость и дискриминационное отношение к пациентам, что свойственно многим работникам американской системы здравоохранения.
«Тридцатилетняя женщина, без страховки, покупает у уличных торговцев [транквилизатор] “Ксанакс”. Вы автоматически думаете - тяжелый пациент. У нее были небольшие дреды красного цвета, но социальному работнику, как оказалось, она нравилась. Социальный работник встречала ее со словами: “О, боже, какие чудесные волосы!” И пациентка улыбнулась нам и проявила готовность пообщаться с нами. Мое впечатление о ней изменилось - я ее стал воспринимать уже не как тяжелого пациента, а как милую женщину», - говорит один из студентов, участвующий в данной программе.
Недавно Институт медицины (Institute of Medicine) и Ассоциация американских медицинских колледжей (Association of American Medical Colleges) рекомендовали, медицинским вузам обучать своих студентов навыкам, связанным с реальной жизнью общества, в том числе и «культурной осторожности», необходимой для беспристрастного общения с пациентами из разных слоев общества. До сих пор существовало относительно небольшое число программ для такой подготовки, а если таковые и были, то сводились обычно к лекциям и чтению заданий без какого-либо практического опыта.
«В медицинском вузе вы узнаете об антибиотиках и МРТ. Однако, что касается вопросов здоровья, то этого недостаточно. Если мы не будем обучать наших будущих специалистов тому, что собой представляет реальная жизнь и здоровье реальных людей, то не воспитаем хороших врачей», - говорит Шрея Кангови (Shreya Kangovi), директор Центра Пенна (Penn Center) по обучению социальных работников и один из разработчиков нового курса.
В статье сообщается, что данный курс в целом решает поставленные задачи, помогая привить студентам навыки общения с обществом. Студенты показали лучшее понимание жизненных обстоятельств - начиная от проблем бездомных до затруднений с вызовом такси в районы гетто. Студенты также, похоже, проявляют больше уверенности и компетентности в вопросах преодоления этих проблем, а также стали выше ценить работу социальных работников в таких районах. На сегодняшний день в данной программе приняли участие 60 студентов.
Шрея Кангови и ее коллеги надеются, что их опыт послужит моделью для других медицинских вузов страны, если они желают подготовить студентов к уходу за пациентами с низким доходом.