Что делать со злыми школьниками

В декабре представитель Минздрава Татьяна Батышева предложила в принудительном порядке направлять агрессивных учеников школ на обследование к неврологу. Медновости опросили нескольких психологов и одного юриста, которые оказались совершенно не в восторге от этой идеи — она и незаконна, и неумна с медицинской точки зрения.
Что делать со злыми школьниками
Фото: Elena Rostunova/Shutterstock /
3 минуты
1749
Представитель Минздрава России Татьяна Батышева 19 декабря предложила направлять агрессивных учеников школ в принудительном порядке на обследование к неврологу. По ее мнению, агрессивность может служить признаком «тяжёлых психических расстройств». А если родители откажутся — Батышева предлагает их наказывать.
 
Примечательно, что инициатива принадлежит заслуженному врачу и депутату Мосгордумы. К агрессивным она отнесла детей, которые «получают удовольствие, когда кого-то обижают», «дерутся, срывают уроки». Какие санкции ждут родителей, которые «улыбаются» в ответ на замечания педагогов, внештатный специалист ведомства не уточнила.
 
«МедНовости» опросили экспертов в областях психологии, неврологии и медицинского права, чтобы выяснить целесообразность предложения. Большинство собеседников отнеслись к заявлению критически. Так, они указали на недопустимость подобного рода принудительных мер и усомнились в выборе диагностического направления.
 
«С предложением можно согласиться в одном: родители должны нести ответственность за своих детей. Непонятно, почему “к неврологу”. И вообще, в её тоне не чувствуется реальной заботы о детях, — сообщила доцент кафедры психологии поведения и превенции поведенческих аномалий Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Татьяна Курбатова. — Конечно, дети проявляют агрессию, и в школе тоже. Так как агрессия — это энергия, не всегда можно найти конструктивные пути для её выплеска. Тех детей, которые доставляют наибольшее неудобство учителям и одноклассникам, следует направить к психологу. И если тот сочтёт, что агрессия корректируется только медикаментозно, тогда уже к врачу».
 
Она добавила, что в агрессии есть и положительное начало, например, целеустремлённость и креативность. Обучение школьника компромиссам — совместная задача семьи и школы, и чаще причины агрессивности лежат не в медицинской, но в социальной плоскости.
 
В элементе принуждения эксперты увидели дополнительные возможности для давления на родителей и ребёнка. И самое главное  — отказ от обследования не может повлечь ответственность, это противоречит законодательству.
 
«С точки зрения закона, такое нововведение неправомерно. В соответствии со ст. 2 законы “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, диагностика — комплекс медицинских вмешательств, выполнять которые могут только работники, имеющие право на осуществление медицинской деятельности. Если родители не являются специалистами в области медицины, нести ответственность за несвоевременное распознавание состояний они не в праве», — пояснил адвокат в области медицинского права, член Коллегии адвокатов Москвы Сергей Гришин.
 
Гришин подчеркнул, что психиатрическое освидетельствование ребёнка, не достигшего 15 лет, допустимо при добровольном согласии родителя или иного законного представителя. Исключением являются ситуации, когда действия несовершеннолетнего дают основания предполагать наличие тяжёлого психического расстройства, опасного для окружающих.
 
«В этом случае решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром самостоятельно», — уточнил юрист.
 
Отдельное внимание собеседники уделили врачебной этике. Они напомнили, что понятие медицинской тайны запрещает работникам сферы здравоохранения обнародовать сведения о пациенте, и наиболее чувствительным к последствиям нарушения запрета будет ребёнок. Выполнимо ли это ограничение в рамках инициативы Татьяны Батышевой, неясно.
 
Елена Шевелёва, психотерапевт, член Профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ) Москвы:
 
«Ни в коем случае нельзя разглашать информацию о том, куда и к какому специалисту направлен ребёнок или организовывать направление ребёнка к неврологу в демонстративно-назидательном ключе, “чтобы другим неповадно было”. Здесь приходится проводить ликбез не только для родителей но и для педагогов. В этом смысле мы, взрослые, должны быть максимально корректными и внимательными».
 
Между тем в профилактике психических расстройств Елена Шевелёва видит ресурс оздоровления. Консультация у невролога будет актуальной, если первый триместр беременности протекал на фоне сильного стресса или ребёнок получал травмы, которые могли отразиться на мозге. При этом он импульсивен, обладает недостаточными навыками рефлексии.
 
«Есть ряд диагнозов, которые без своевременного обнаружения и системного лечения значительно сказываются на здоровье. Например, это минимальные мозговые дисфункции (ММД) мозга, вегетососудистая дистония. Сопровождаться наблюдением у невролога должен и диагноз “общее недоразвитие речи” (ОНР): дети с ОНР склонны к неуравновешенному социальному поведению именно из-за недостатка навыков коммуникации»,— отметила она.
 
Перспективы предложения эксперты назвали сомнительными.
Что делать при укусе клеща и как предупредить вирусный энцефалит. Объясняет врач Как правильно Что делать при укусе клеща и как предупредить вирусный энцефалит. Объясняет врач
Подробная информация о том, как разобраться с паразитом и обезопасить себя
Поллиноз: когда весна не в радость Здравоохранение Поллиноз: когда весна не в радость
Разбираемся, почему возникает сезонная аллергия и как от нее избавиться